Архив 2021

Мир Музея №6 (406)

Задумывая номер, посвящённый науке в музее, мы хотели не только осветить на страницах нашего журнала коллекции научных музеев, но и подумать вместе с экспертами, что такое наука сегодня, после переворотов XX века, как она связана с социальными и культурными процессами российского общества и в каких формах сегодня она может быть доступна посетителям музея.

Андрей Головнёв, антрополог, кинорежиссёр, директор Кунсткамеры, предлагает своё видение этого процесса — восприятие музея как пространства, в котором наука и искусство взаимно обогащают друг друга, включая в свой водоворот и исследователей, и зрителей. Музей таким образом возвращает себе исконные функции живого и творческого пространства, в котором возможно рождение нового — новых идей, новых интерпретаций, новых художественных решений, новых связей и новых сообществ.

Пример сотворчества науки и искусства мы видим в Изборском государственном музее‑заповеднике: здесь, в музее, за карантинный 2020‑й родилось сообщество, объединившее и местных жителей, и музейных учёных, и мастеров — художников по ткани, дизайнеров, создавшее новый музейный стиль и новые способы взаимодействия между людьми. Этот процесс нашёл отражение и в «Мире Музея»: мы начинаем новую рубрику «Изборская азбука» (с. 37), продолжающую наше сотрудничество с музеем‑заповедником (см. репортажи на с. 2 и 3). Следуя законам жанра, авторы азбуки рассказывают о науке в музее и новых музейных проектах в одном абзаце.

Поддержание темы науки в музее кажется нам не менее важным, чем сохранение наследия, — ведь если привлекательность музея можно связывать с дизайном и новыми музейными проектами, то доступность музейного знания для посетителей во многом определяется качеством научной работы и новизной экспертных интерпретаций.
На первой странице обложки:
На выставке «Рождённые или созданные? Наше роботизированное будущее» в музее Scienceworks. Музей Виктории (Мельбурн). К заметке «Австралия» (с. 56).
Фото: Tiny Empire Collective.
PDF https://disk.yandex.ru/d/sZkCu_thy7Z4Bw