Дорогие друзья‑читатели!
Для нас, жителей европейской части России, каждое путешествие на Дальний Восток — это чудо и праздник... Не потому, что Владивосток и Хабаровск далеко, а потому, что долгий перелёт — как будто шлюзовая камера, приготовление к выходу в иную среду.
Пока летишь много часов над безлюдными пространствами Сибири, успеваешь отвыкнуть от привычного и настроиться на встречу с чем‑то необычным. Таков и есть этот край, с его океаном, морями, горами, лесами, эпическими пространствами, древними духами. Название заповедника «Земля леопарда» хочется распространить и на весь Дальний Восток: земля Леопарда и Тигра, земля людей.
А вот те, кого встречаешь здесь, раскрываются душе и уму сразу, без адаптации: это, конечно, русские люди, и эмоции их понятны, и тревоги знакомы. Здесь те же радости и те же недуги, что и везде. Есть специфика, есть, как говорится, «колорит» — но нет препятствий для восприятия, и прибор распознавания «свой‑чужой» уверенно показывает: «своя», «свой»...
Музеи здесь часто становятся градообразующими: они позволяют быстро получить информацию и настрой в высокой концентрации. Выбор — самому собирать сведения по крупицам или получить их отобранными, ранжированными и сопровождёнными толковой этикеткой — располагает в пользу посещения соответствующей экспозиции.
В такой огромной стране, как наша, особое значение приобретает одно из свойств культуры — преодолевать пространства, сшивать отстоящие друг от друга территории, без проводов и средств связи передавать мысли и чувства, упрочивать родство, превращая дальнее в ближнее. Восток далеко отстоит от Запада, но вот восторг принадлежности к единому континенту культуры соединяет концы света мостом, движение по которому — это кровообращение смыслов, подвиг творчества, высокое и радостное братство мысли.
Для нас, жителей европейской части России, каждое путешествие на Дальний Восток — это чудо и праздник... Не потому, что Владивосток и Хабаровск далеко, а потому, что долгий перелёт — как будто шлюзовая камера, приготовление к выходу в иную среду.
Пока летишь много часов над безлюдными пространствами Сибири, успеваешь отвыкнуть от привычного и настроиться на встречу с чем‑то необычным. Таков и есть этот край, с его океаном, морями, горами, лесами, эпическими пространствами, древними духами. Название заповедника «Земля леопарда» хочется распространить и на весь Дальний Восток: земля Леопарда и Тигра, земля людей.
А вот те, кого встречаешь здесь, раскрываются душе и уму сразу, без адаптации: это, конечно, русские люди, и эмоции их понятны, и тревоги знакомы. Здесь те же радости и те же недуги, что и везде. Есть специфика, есть, как говорится, «колорит» — но нет препятствий для восприятия, и прибор распознавания «свой‑чужой» уверенно показывает: «своя», «свой»...
Музеи здесь часто становятся градообразующими: они позволяют быстро получить информацию и настрой в высокой концентрации. Выбор — самому собирать сведения по крупицам или получить их отобранными, ранжированными и сопровождёнными толковой этикеткой — располагает в пользу посещения соответствующей экспозиции.
В такой огромной стране, как наша, особое значение приобретает одно из свойств культуры — преодолевать пространства, сшивать отстоящие друг от друга территории, без проводов и средств связи передавать мысли и чувства, упрочивать родство, превращая дальнее в ближнее. Восток далеко отстоит от Запада, но вот восторг принадлежности к единому континенту культуры соединяет концы света мостом, движение по которому — это кровообращение смыслов, подвиг творчества, высокое и радостное братство мысли.
На первой странице обложки:
Г.М. Манткава. Кунашир. 1993. Картон, масло. 60×34. Частная коллекция. К статье «Вы не видели Манткаву?» (с.18).
Г.М. Манткава. Кунашир. 1993. Картон, масло. 60×34. Частная коллекция. К статье «Вы не видели Манткаву?» (с.18).
См. также:
Авченко В. Архипелаг Джетлаг, или Дальний Восторг // Мир Музея. 2025. №9. С.2–5.
Авченко В. Архипелаг Джетлаг, или Дальний Восторг // Мир Музея. 2025. №9. С.2–5.