Архив

Мир Музея №1 (449)

Дорогие друзья‑читатели!
Выбирая формулировку темы январского номера, написал было «Животные в музее» — и вздрогнул: как‑то двусмысленно получилось! Это кто это в музее животные — сотрудники, или посетители, или начальство? Нехорошо... Но следом я вспомнил о замечательных человеках, которые не проводили разделительных линий между собой и четвероногими. И первым из их числа приходит в голову натуралист, писатель и подвижник  Джеральд Даррелл , которому только что исполнилось 100 лет. Вот уж кого точно невозможно было оскорбить, назвав животным! Потому что — наблюдая зверей, рассказывая об их характерах и проделках — он делал своих читателей более человечными, более похожими на людей.

Для музея зверьё, птицы, рыбы, мифические животные — привычная и любимая клиентура. Никто не в состоянии сосчитать, сколько процентов они составляют в коллекциях — начиная со «звериного стиля» в музеях Перми, со скифского золота и древней бронзы и заканчивая чучелами и муляжами краеведческих музеев. Часто именно эти экспонаты становятся самыми любимыми, самыми популярными артефактами, украшают каталоги и буклеты, афиши и даже логотипы. И мы, вспоминая Даррелла, решили посвятить всевозможному зверью первый номер наступившего года Змеи.

Приглашаем вас прогуляться по нашему музейному зоопарку, выбрать себе питомца по вкусу, узнать что‑то новое о тех, кто заботится об их экстерьере и сохранности. Как известно, животные и дети наделены природным обаянием, пробуждают в людях самые лучшие эмоции. Видимо, поэтому анималистика родилась в один день с искусством, в пещере, на исцарапанной поверхности скалы — и сопровождает человека до наших дней в виде компьютерных картинок с котиками и мишками. Но музеи, к счастью, продолжают держать планку, не позволяя нам скатиться до уровня мяукающих и сюсюкающих потребителей массовой культуры.

Ваши репортажи можно присылать тексты по адресу ksergazina@gmail.com или pressa@worldofmuseum.ru, а также загружать на сайт мирмузея.рф в разделе «Стать автором». Требования к оформлению статей смотрите здесь.
На первой странице обложки: Баран. ­Шкатулка. Автор Ахмед Абдулагаджиев. Село
Унцукуль (Дагестанская АССР). 1960. Дерево, металл, кость, резьба, насечка, инкрустация, подкраска, лак. 12,8×16×6. К заметке «Во имя промысла» (с.7).
PDF https://disk.yandex.ru/i/kgWq8_fYS_x9rQ
См. также:
Гуреев М. Правда в глазах смотрящего // Мир Музея. 2025. №1. С.2–5.
Дин (Хохолева) И. «На первом месте животные, потом смотрители, потом посетители» // Мир Музея. 2025. №1. С.8–10.
Грей Э. Стационарный ковчег. Пер. с англ. Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2025. №1. С.11–13.
2025