Нас окружают бесконечные копии и повторы: серийные автомобили престижных марок, разрекламированные запахи престижных брендов, красавицы, словно сошедшие с конвейера: надувные губы, накачанные фигуры, фирменная одежда из бутика...
А вот природное — неповторимо: снежинка отличается от снежинки, дерево — от дерева, лист — от листа. Поэтому надоедает смотреть в телевизор, и не надоедает — в окно.
Как вы думаете, какими видит нас Бог? Неразличимыми винтиками, тиражными копиями — или бесценными оригиналами, уникальными, разнообразными, как всё остальное в Его творении? Пастернак в раннем своём стихотворении восхищается:
Кому ничто не мелко,
кто погружён в отделку
кленового листа?..
И возвращается к этой мысли через много лет, описывая бережное внимание Творца применительно к человеку:
Ты держишь меня,
как изделье,
и прячешь, как перстень,
в футляр...
Изделие, конечно, уникальное, исключительное: артефакт.
Так же неповторимы народы, коллективные личности, каждая#nbаsp;— со своим характером и судьбой. В путешествиях нам доставляют радость не только достопримечательности, но и чудесные встречи такими персонажами, как Итальянец... Грузин... Сибиряк...
Гурману, которому не всё равно, что читать, в какой‑то момент может захотеться, например, именно японской поэзии, или французского романа, или скандинавского детектива: так хочется иногда солёного, сладкого или острого. Или вот идёшь по музею: зал живописи, зал оружия, зал фарфора... В разные дни тянет задержаться подольше то в одном, то в другом.
Сегодня есть экоактивисты, озабоченные сохранением биоразнообразия — полнотой перечня пассажиров Ноева ковчега. Дело важное, правильное: надо оставить окружающее природное царство хотя бы в такой полноте, какую мы застали, придя в мир. Надо защитить многообразие от схлопывания, от сведения богатства мира к «краткому перечню», похожему на ассортимент плохого магазина: один сорт колбасы, два сорта сыра — и только водка радует глаз пестротой самопальных этикеток.
Но точно так же жизненно необходимо культурное, этническое разнообразие — как залог того, что человеку однажды не наскучит жить на земле и он не истребит себя и окружающих в припадке безумия и одичания.
Печатается по: Алексей Пищулин. Многоцветье мира // Мир Музея. 2023. № 7. С. 8.
А вот природное — неповторимо: снежинка отличается от снежинки, дерево — от дерева, лист — от листа. Поэтому надоедает смотреть в телевизор, и не надоедает — в окно.
Как вы думаете, какими видит нас Бог? Неразличимыми винтиками, тиражными копиями — или бесценными оригиналами, уникальными, разнообразными, как всё остальное в Его творении? Пастернак в раннем своём стихотворении восхищается:
Кому ничто не мелко,
кто погружён в отделку
кленового листа?..
И возвращается к этой мысли через много лет, описывая бережное внимание Творца применительно к человеку:
Ты держишь меня,
как изделье,
и прячешь, как перстень,
в футляр...
Изделие, конечно, уникальное, исключительное: артефакт.
Так же неповторимы народы, коллективные личности, каждая#nbаsp;— со своим характером и судьбой. В путешествиях нам доставляют радость не только достопримечательности, но и чудесные встречи такими персонажами, как Итальянец... Грузин... Сибиряк...
Гурману, которому не всё равно, что читать, в какой‑то момент может захотеться, например, именно японской поэзии, или французского романа, или скандинавского детектива: так хочется иногда солёного, сладкого или острого. Или вот идёшь по музею: зал живописи, зал оружия, зал фарфора... В разные дни тянет задержаться подольше то в одном, то в другом.
Сегодня есть экоактивисты, озабоченные сохранением биоразнообразия — полнотой перечня пассажиров Ноева ковчега. Дело важное, правильное: надо оставить окружающее природное царство хотя бы в такой полноте, какую мы застали, придя в мир. Надо защитить многообразие от схлопывания, от сведения богатства мира к «краткому перечню», похожему на ассортимент плохого магазина: один сорт колбасы, два сорта сыра — и только водка радует глаз пестротой самопальных этикеток.
Но точно так же жизненно необходимо культурное, этническое разнообразие — как залог того, что человеку однажды не наскучит жить на земле и он не истребит себя и окружающих в припадке безумия и одичания.
Печатается по: Алексей Пищулин. Многоцветье мира // Мир Музея. 2023. № 7. С. 8.
См. также:
Алексей Пищулин. Метаморфоз // Мир Музея. 2023. №8. С. 26 – 28.
Алексей Пищулин. КРЫМНАШ // Мир Музея. 2024. №3. С. 8 – 9.
Алексей Пищулин. Ялта навсегда // Мир Музея. 2023. №3. С. 8 – 13.
Дмитрий Орехов. Уроки Ливадии // Мир Музея. 2023. №1. С. 2 – 5.
Алексей Пищулин. Метаморфоз // Мир Музея. 2023. №8. С. 26 – 28.
Алексей Пищулин. КРЫМНАШ // Мир Музея. 2024. №3. С. 8 – 9.
Алексей Пищулин. Ялта навсегда // Мир Музея. 2023. №3. С. 8 – 13.
Дмитрий Орехов. Уроки Ливадии // Мир Музея. 2023. №1. С. 2 – 5.