Статьи

Чёрно-белый взгляд

2023-08-31 17:29
Если последние 36 лет систематически совершаешь путешествие из Москвы сначала в#nbsp;Ленинград, а потом в Петербург, немудрено предположить, что знаешь про этот город всё. Однако всякий раз эта гипотеза оказывается ложной, город остаётся по-прежнему неисчерпаем и неведом, причем не только москвичам, но и#nbsp;самим его обитателям. Так произошло и на этот раз, когда совершенно неожиданно мы оказались на Невском проспекте рядом с домом №#nbsp;54.

Раньше, а именно в начале ХХ века, перед парадным подъездом доходного дома, расположенного по адресу Санкт‑Петербург, Невский проспект#nbsp;54, висели разные объявления. Например, такие: «Богемский хрусталь графа Гарраха», «Фабрика шляп Константина Ландрата», «Всё для воздухоплавания», «Показывается великанша Елизавета Лыска, самая большая девица в мире», «Старейший фотограф‑иллюстратор Карл Булла снимает всё, в#nbsp;чем только встретится потребность, везде и#nbsp;всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением».

Теперь, проходя мимо этого дома, невольно вопрошаешь себя: где тот богемский хрусталь и#nbsp;шляпы господина Ландрата? Куда делись пропеллеры и шины, стяжки и#nbsp;бамбуковые рейки для аэропланов? Как, наконец, сложилась судьба крестьянской девушки из Харьковской губернии Елизаветы Лыско, имевшей рост 2#nbsp;метра 20#nbsp;сантиметров?

Нет ответов на эти вопросы. Видимо, дом №#nbsp;54 на Невском сохранил совсем другие воспоминания, и вовсе не потому, что указанные выше объекты и персоны недостойны вечности,#nbsp;— просто время рассудило иначе.

Итак, как говорили стиляги 1950‑х, «хиляя по Бродвею» (гуляя по Невскому), я#nbsp;неожиданно набрёл на место, где Карл Карлович Булла в годы óны фотографировал всё, «в чем встретится потребность», а встречалась она в#nbsp;Петербурге, следует заметить, во всём — начиная от съёмок августейшего семейства и русских писателей (классиков, само собой), до разгона революционных демонстраций и#nbsp;жанровых сцен, подсмотренных на улицах города. Всего 230#nbsp;тысяч негативов!

А ведь это и есть портрет времени, которое, будучи запечатлённым, смилостивилось над Карлом Карловичем хотя бы потому, что он сам в#nbsp;нём отразился.

Всё началось в 1875 году, когда 20‑летний Булла открыл свою первую студию на Садовой,#nbsp;81, потом была фотомастерская в#nbsp;Пассаже (Невский проспект,#nbsp;48), и#nbsp;наконец фотоателье в доме №#nbsp;54 тоже на Невском проспекте.

Так получается, что Петербург начала ХХ века без Карла Буллы#nbsp;— и не Петербург вовсе, потому как город, стоявший на пороге великих и#nbsp;трагических потрясений, мы видим исключительно глазами фотографа.

Заглядываем в эти прямоугольные чёрно‑белые проёмы во времени, как бы заходим в них.

Вот я и зашёл в ателье на Невском,#nbsp;54, где теперь расположился Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, и сразу понял, точнее, убедился в#nbsp;очередной раз, что время ушло, а#nbsp;достоверным свидетелем эпохи Карла Карловича является только неизменный взгляд из окна его студии на Невский проспект.

Чёрно‑белый, разумеется.

Печатается по: Максим Гуреев. Чёрно‑белый взгляд#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;4. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;3.

На фото: Карл Булла, интерьеры его ателье и#nbsp;коллекция фото­аппа­ратов.

См. также:
Максим Гуреев. Silentium#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №#nbsp;3. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;5.

Максим Гуреев. «Люди, которые пишут прозаические тексты, — одиноки»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №#nbsp;10. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;5.