Статьи

Индекс 117

2025-02-14 16:04
Монстр — это зверь, живущий
в зазоре всего логического
Ему свойственно отбегание в сторону
Человек мог бы
позаимствовать у него принцип
Непривязанности
Ему следует приписать индекс — 117

Д.А. Пригов. Классификация зверей

Максим Гуреев, Российский государственный гуманитарный университет
Татьяна Фридриховна Зейберт любила рассказывать сыну, что когда они во время войны жили в эвакуации в Свердловске, то она каждое утро ходила на завод мимо пожарного пруда, в котором, по словам местных, жил крокодил, и она очень боялась подвергнуться нападению этой отвратительной рептилии. Женщина живо представляла себе, как крокодил хватает её за полы драпового пальто, привезённого из Москвы, тащит в свою подводную нору, а она кричит, отбивается, молит о пощаде, но ящероподобная тварь безжалостна.

Это навязчивое видение преследовало её неотступно, и со временем оно передалось сыну Татьяны Фридриховны, которого звали Димой.

Более того, спустя годы сей кошмар материализовался самым ужасным образом уже в жизни мальчика. Однажды Дима вместе с друзьями пошёл купаться на Москву‑реку в районе Звенигорода. Первым в воду тогда полез центральный защитник дворовой футбольной команды Олег Ерохин, но тут же несчастный ребенок был атакован крокодилом или даже аллигатором, неизвестно откуда взявшимся в этих краях, который откусил ему ногу. Ерохина с трудом удалось вытащить из воды. И после этого случая ему доверяли лишь стоять на воротах, что он и делал, опираясь на костыли.

Таким странным образом крокодил, которого точнее было бы назвать неким собирательным образом всех потусторонних гадов, вошёл в судьбу Дмитрия Александровича Пригова (1940 – 2007), который и был тем самым мальчиком Димой, что жил в эвакуации с матерью и сестрой Мариной в деревянном бараке на окраине города Свердловска.

А потом прошли годы, и уже в Москве, точнее сказать, в «зелёном и самоотдельном районе Беляеве, который в этой своей необыкновенной самоотдельности может быть даже назван герцогством Беляево» (Д.А. Пригов) в начале 1990‑х годов, на обычном торговом развале, коих в те «лихие» (как сейчас принято говорить) годы было предостаточно, Дмитрий Александрович приобрёл плюшевого крокодила. Причём сделал это как‑то совершенно неосознанно, ин­­стин­к­тив­­но, что ли...

Тётенька‑продавщица, заметив, что Д.А. Пригов невольно остановил свой взгляд на зелёной рептилии, замешкался, то есть, тут же правильно оценила ситуацию:

— Берите, последний остался, больше таких не будет.
— Каких таких, простите?
— Добрых, он не кусается. Берите, не пожалеете!

И уже придя домой и пристально рассмотрев свою покупку, Дмитрий Александрович обнаружил пришитый под брюхом животного ярлык с индексом товара — 117.

Значит, получается, что две единицы и семёрка соответствуют номенклатуре отряда хищных пресмыкающихся подкласса архозавров? Выходит, что так!

С другой же стороны, единица символизирует целостность (две единицы — вдвойне!), а семёрка — неизречённую тайну совершенства, что, очевидно, и рождает «зазор внутри всего логического», как утверждает Д. А. Пригов в своей «Классификации зверей», потому что в повседневной жизни нет места ни целостности, ни, тем более, совершенству.

С этими мыслями Дмитрий Александрович отложил покупку в сторону, а крокодил отполз (или даже отбежал?) на диван, где занял своё место на поролоновых подушках, обтянутых крепдешином.

Отсюда отныне ему будет суж­де­но наблюдать за тем, как его новый хозяин при помощи шариковой ручки будет создавать портреты Андрея Белого и Василия Кандинского, Николая Гоголя и Иеронима Босха, Михаила Лермонтова и Уильяма Шекспира, Чингисхана и Владимира Вольфовича Жириновского.

Обо всех этих персонажах наше просвещённое чудовище узна­ло в своё время ещё от тётеньки‑продавщицы, которая до того, как стать к прилавку, работала в школе учительницей истории (в начале 1990‑х это было распространённое явление). Но поскольку известные писатели, художники и политики виделись Дмитрию Александровичу в образе монстров — полулюдей, полурептилий, — крокодилу было отчасти приятно находить сходство в рисунках, выполненных на листах бумаги формата А4, с самим собой и допускать ту дерзкую мысль, что индекс 117 — ещё не приговор и многие из человекоподобных вполне могут быть отнесены к подклассу архозавров.

В таком случае «принцип непривязанности», о котором пишет Дмитрий Александрович, вполне может срабатывать, хотя, конечно, то, что позволено рептилоидам, не позволено homo sapiens, и наоборот.

А ещё крокодил Пригова любил размышлять о природе своей доброты и приходил к выводу, что причиной его нонкровожадности является изначально (то есть навсегда) зашитая пасть, внутри которой зубы, разумеется, таятся, но не могут никому принести никакого вреда. Таким образом, хищнику только и остаётся, что лишь вращать глазами да помахивать хвостом, что ещё более подчёркивает его доб­ро­душ­ный нрав.

Закончив меж тем работу ещё над одним портретом — Владислава Фелициановича Ходасевича, — Дмитрий Александрович удаляется на прогулку, чтобы подышать свежим воздухом и успокоить нервы после создания образа очередного монстра. Получеловек‑полуящер с презрением смотрит на лежащего на поролоновых подушках плюшевого крокодила и понимает, что перед ним никто иной, как «индекс 117».

Крокодил же придерживается иного мнения.

Между особями начинает назревать конфликт, которому, впрочем, не дано разразиться, потому что у одной (особи) пасть с зубами внутри зашита суровыми нитками, а другая — всего лишь рисунок, сделанный Д.А. При­го­вым шариковой ручкой на листе бумаги формата А4.
Печатается по: Гуреев М. Индекс 117 // Мир Музея. 2025. №1. С.46–47.
См. также: Ахметьева А. За гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира... // Мир Музея. 2025. №1. С.42–45.
Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С.25–27.
Гуреев М. Небо Прокудина‑Горского // Мир Музея. 2023. №8. С.23–25.
На фото: Д.А. Пригов на съёмках фильма «Москвадва». Фото Егора Гуреева, 2007 г.