Статьи

Музыка на службе астрономии

Последний день прошлого года выдался хмурым, сырым и промозглым. Но несмотря на серое низкое небо, порывистый ветер и то моросящий, то хлещущий в лицо дождь улицы города Бат (Bath) оказались полны людей, прямо как в летний отпускной сезон. Бат известен великолепно сохранившимися римскими термами, которые летом обычно заполнены туристами со всех концов света. Я же, вспомнив любимый предновогодний фильм, не решилась посетить баню, а вместо этого отправилась к менее известной, но исторически не менее значимой достопримечательности города.

Террасные дома по обе стороны улицы Нью‑Кинг‑стрит (New King street) выглядят одинаково и сделаны как под копирку. Только у входа в дом №19 есть вывеска, выделяющая его в длинном ряду песочного цвета домов с размытыми дождём очертаниями. А ведь именно в этом доме самоучка, астроном‑любитель и композитор Уильям Гершель (1738 – 1822) с помощью построенных им самим телескопов открыл планету Уран.

Сегодня в доме №19 по НьюКинг‑стрит находится Музей астрономии Гершеля. Это дом‑музей, здесь астроном жил и работал вместе со своей сестрой Кэролайн, известным астрономом, исследователем комет. Музей расположен всего в нескольких комнатах на трёх этажах. Это типичный узенький английский террасный дом с небольшим садиком позади. В музее создаётся впечатление, что ты пришёл в гости и хозяева где‑то здесь, но пока не вышли тебя встретить.

Путешествие по музею начинается прямо у кассы — маленького столика в углу небольшой приёмной.

На центральном месте при входе находится знаковый экспонат — полноразмерная копия семифутового отражающего телескопа Гершеля. Этот до сих пор работающий телескоп изготовлен Майклом Таббом (Общество Уильяма Гершеля). Зеркала телескопа сделаны из металла, отлитого в формах, изготовленных из лошадиного навоза, — ту же технологию использовал Гершель.

Благодаря такому телескопу между 10 и 11 часами вечера 13 марта 1781 года астроном‑любитель Уильям Гершель обнаружил новую планету — Уран.

Это была первая планета, обнаруженная учёными со времён древнегреческих астрономов. Открытие Гершеля, сделанное в маленьком садике скромного дома в Бате, в два раза увеличило известный в то время размер Солнечной системы.

Как же астроном‑самоучка смог сделать открытие мирового значения? Подсказки к ответу разбросаны по всему дому. Каждая комната дома‑музея открывает новые страницы биографии хозяев, позволяя представить жизнь и работу астрономов XѴIII века. В гостиной находятся всевозможные глобусы, астрономические приборы, части телескопа, зеркала, планисферы, книги... Уильям был не только астрономом, но и создателем телескопов. Он постоянно экспериментировал, пытаясь подобрать подходящий металл и метод его обработки. Иногда он так увлекался, что часами не мог оторваться от шлифовки зеркал, и сестре приходилось кормить его с ложечки. Сэр Патрик Мур [1] назвал Гершеля «величайшим создателем телескопов своего времени». Качество оптики в его телескопах позволяло наблюдателю видеть объекты в космосе с удивительной чёткостью.

Из гостиной мы попадаем в музыкальный салон, где звучит чарующая музыка и всё говорит о жизни хозяина дома.

Хотя сегодня Уильяма Гершеля помнят прежде всего как астронома‑первопроходца и создателя телескопов, первую половину жизни он был музыкантом, учителем музыки и композитором.

По большому счёту его музыкальные способности финансово обеспечивали страсть к астрономии. Гершель давал уроки музыки представителям местного высшего света. Один из его учеников — английский актёр и писатель Джон Бернард — вспоминал: «Его жилище напоминало жилище астронома гораздо больше, чем музыканта: оно было завалено глобусами, картами, телескопами, рефлекторами и т. д., под которыми было спрятано пианино...»

Гершель родился в Ганновере. Его отец был гобоистом в городском военном оркестре, и дети унаследовали музыкальные способности отца [2]. Помимо гобоя, Гершель играл на скрипке и клавесине, а позднее — и на органе. Он написал множество музыкальных произведений, в том числе 24 симфонии и несколько концертов, а также церковную музыку [3]. Уильям был органистом часовни Октагон в Бате и директором городских публичных концертов. А в 1780 году он был назначен руководителем оркестра Бата, в котором пела его сестра — обладательница сопрано.

Среди множества интересных предметов, выставленных в этой комнате, — арфа Людовика XѴI с одним педальным механизмом (1795), квадратное компактное пианино (ок. 1775), популярное в то время, духовые трубы и клавиши — единственное, что сохранилось от органа, на котором играл Гершель.

Продолжаем путешествие по дому: проходим через типичную для XѴIII века кухню с массивной плитой и всевозможными принадлежностями и попадаем в комнату, необычную для террасного дома. Здесь Гершель устроил мастерскую с плавильной печью для изготовления телескопических зеркал. Запас конского навоза, необходимый для изготовления форм, хранился в смежном помещении, где сейчас расположена астрономическая аудитория.

К счастью для Уильяма, в мастерской было два выхода. Кэролайн Гершель описала в дневнике произошедший здесь потенциально смертельный случай.

Когда Уильям с братом Александром пытались залить 538 фунтов металла в форму, произошёл взрыв.

Кэролайн отметила: «Два моих брата... были вынуждены выбежать из противоположных дверей, потому что каменный пол разлетелся во все стороны до самого потолка». На каменном полу до сих пор видны выбоины, оставшиеся с тех времён.

Кэролайн «присутствует» в доме повсюду — и это не случайно. Сестра была не только верной помощницей Уильяма в его астрономических исследованиях (на протяжении многих лет она ежедневно записывала астрономические наблюдения брата, а иногда и сама вела наблюдения вместо него). Она приехала в Бат, чтобы помочь брату вести хозяйство и параллельно учиться вокалу. Наряду с уроками музыки Уильям также обучал сестру английскому языку, математике и астрономии.

Впоследствии Кэролайн стала уважаемым астрономом и первой женщиной, получавшей зарплату за свои труды на этом поприще. Кроме того, она получила золотую медаль от Королевского астрономического общества, а в 1835 году была избрана его членом. После смерти Уильяма в 1822 году она переехала в Ганновер и дожила до впечатляющих 98 лет (умерла в 1848 году).

Среди экспонатов и обстановки дома — копии изобретений Гершеля, подлинные документы и артефакты. Например, паспорт, демонстрирующийся в одной из витрин, рассказывает о путешествии Гершеля во Францию в 1802 году. Во время этого визита Уильям был представлен Наполеону. Между ними состоялась короткая беседа, в ходе которой Гершель ответил на несколько вопросов Бонапарта по астрономии. В соседней витрине находится медаль с историей: в 1816 году Георг IѴ, ещё будучи принцем‑регентом, присвоил Уильяму звание «кавалера королевского Гельфийского ордена». Это был ганноверский, а не британский рыцарский орден — именно поэтому кавалеров Гельфийского ордена не называли «сэрами» (кроме нашего героя, который до самой смерти представлялся «сэром Уильямом Гершелем» из‑за какой-то бюрократической ошибки).

Ещё один экспонат — список посетителей, составленный Кэролайн Гершель в середине 1780‑х годов, когда они с братом жили в Датчете близ Виндзора. В списке перечислены более сотни людей, посетивших их дом‑обсерваторию, чтобы заглянуть в телескопы Уильяма.

Великобритания, Бат.

[1] Альфред Патрик Колдуэлл‑Мур (1923 – 2012) — английский астроном, автор многочисленной научно‑популярной литературы и телеведущий, командор ордена Британской империи.

[2] В 1755 году Уильям и его старший брат Якоб вошли в состав ганноверского гвардейского оркестра. В конце 1757 года после поражения в битве при Хастенбеке отец Гершеля отправил сыновей искать убежище в Англии. Якоб получил официальное увольнение из гвардии, а Уильяма обвинили в дезертирстве (в 1782 году он был помилован Георгом III).

[3] Шесть его симфоний были записаны в апреле 2002 года лондонским оркестром Mozart Players под управлением Маттиаса Бамерта (Chandos 10048).

Печатается по: Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. № 2. С. 13 – 15.

На фото: Музыкальная комната, где Уильям Гершель обучал своих студентов. Квадратное пианино Longman & Broderip. Ок. 1775 г. Такие инструменты были очень популярны в высшем обществе, благодаря своему маленькому размеру, практичному и элегантному дизайну. Слева на пианино находится коперниканская армиллярная сфера (Delemarche of Paris, 1810 г., бумага на картоне), на которой изображён открытый Гершелем Уран. Справа: выдвижной телескоп (ок. 1740 г.).
См. также:
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Дин (Хохолева) И. Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Дин (Хохолева) И. От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Дин (Хохолева) И. «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.