Последний день прошлого года выдался хмурым, сырым и промозглым. Но несмотря на серое низкое небо, порывистый ветер и то моросящий, то хлещущий в лицо дождь улицы города Бат (Bath) оказались полны людей, прямо как в летний отпускной сезон. Бат известен великолепно сохранившимися римскими термами, которые летом обычно заполнены туристами со всех концов света. Я же, вспомнив любимый предновогодний фильм, не решилась посетить баню, а вместо этого отправилась к менее известной, но исторически не менее значимой достопримечательности города.
Террасные дома по обе стороны улицы Нью‑Кинг‑стрит (New King street) выглядят одинаково и сделаны как под копирку. Только у входа в дом №19 есть вывеска, выделяющая его в длинном ряду песочного цвета домов с размытыми дождём очертаниями. А ведь именно в этом доме самоучка, астроном‑любитель и композитор Уильям Гершель (1738 – 1822) с помощью построенных им самим телескопов открыл планету Уран.
Сегодня в доме №19 по НьюКинг‑стрит находится Музей астрономии Гершеля. Это дом‑музей, здесь астроном жил и работал вместе со своей сестрой Кэролайн, известным астрономом, исследователем комет. Музей расположен всего в нескольких комнатах на трёх этажах. Это типичный узенький английский террасный дом с небольшим садиком позади. В музее создаётся впечатление, что ты пришёл в гости и хозяева где‑то здесь, но пока не вышли тебя встретить.
Путешествие по музею начинается прямо у кассы — маленького столика в углу небольшой приёмной.
На центральном месте при входе находится знаковый экспонат — полноразмерная копия семифутового отражающего телескопа Гершеля. Этот до сих пор работающий телескоп изготовлен Майклом Таббом (Общество Уильяма Гершеля). Зеркала телескопа сделаны из металла, отлитого в формах, изготовленных из лошадиного навоза, — ту же технологию использовал Гершель.
Благодаря такому телескопу между 10 и 11 часами вечера 13 марта 1781 года астроном‑любитель Уильям Гершель обнаружил новую планету — Уран.
Это была первая планета, обнаруженная учёными со времён древнегреческих астрономов. Открытие Гершеля, сделанное в маленьком садике скромного дома в Бате, в два раза увеличило известный в то время размер Солнечной системы.
Как же астроном‑самоучка смог сделать открытие мирового значения? Подсказки к ответу разбросаны по всему дому. Каждая комната дома‑музея открывает новые страницы биографии хозяев, позволяя представить жизнь и работу астрономов XѴIII века. В гостиной находятся всевозможные глобусы, астрономические приборы, части телескопа, зеркала, планисферы, книги... Уильям был не только астрономом, но и создателем телескопов. Он постоянно экспериментировал, пытаясь подобрать подходящий металл и метод его обработки. Иногда он так увлекался, что часами не мог оторваться от шлифовки зеркал, и сестре приходилось кормить его с ложечки. Сэр Патрик Мур [1] назвал Гершеля «величайшим создателем телескопов своего времени». Качество оптики в его телескопах позволяло наблюдателю видеть объекты в космосе с удивительной чёткостью.
Из гостиной мы попадаем в музыкальный салон, где звучит чарующая музыка и всё говорит о жизни хозяина дома.
Хотя сегодня Уильяма Гершеля помнят прежде всего как астронома‑первопроходца и создателя телескопов, первую половину жизни он был музыкантом, учителем музыки и композитором.
По большому счёту его музыкальные способности финансово обеспечивали страсть к астрономии. Гершель давал уроки музыки представителям местного высшего света. Один из его учеников — английский актёр и писатель Джон Бернард — вспоминал: «Его жилище напоминало жилище астронома гораздо больше, чем музыканта: оно было завалено глобусами, картами, телескопами, рефлекторами и т. д., под которыми было спрятано пианино...»
Гершель родился в Ганновере. Его отец был гобоистом в городском военном оркестре, и дети унаследовали музыкальные способности отца [2]. Помимо гобоя, Гершель играл на скрипке и клавесине, а позднее — и на органе. Он написал множество музыкальных произведений, в том числе 24 симфонии и несколько концертов, а также церковную музыку [3]. Уильям был органистом часовни Октагон в Бате и директором городских публичных концертов. А в 1780 году он был назначен руководителем оркестра Бата, в котором пела его сестра — обладательница сопрано.
Среди множества интересных предметов, выставленных в этой комнате, — арфа Людовика XѴI с одним педальным механизмом (1795), квадратное компактное пианино (ок. 1775), популярное в то время, духовые трубы и клавиши — единственное, что сохранилось от органа, на котором играл Гершель.
Продолжаем путешествие по дому: проходим через типичную для XѴIII века кухню с массивной плитой и всевозможными принадлежностями и попадаем в комнату, необычную для террасного дома. Здесь Гершель устроил мастерскую с плавильной печью для изготовления телескопических зеркал. Запас конского навоза, необходимый для изготовления форм, хранился в смежном помещении, где сейчас расположена астрономическая аудитория.
К счастью для Уильяма, в мастерской было два выхода. Кэролайн Гершель описала в дневнике произошедший здесь потенциально смертельный случай.
Когда Уильям с братом Александром пытались залить 538 фунтов металла в форму, произошёл взрыв.
Кэролайн отметила: «Два моих брата... были вынуждены выбежать из противоположных дверей, потому что каменный пол разлетелся во все стороны до самого потолка». На каменном полу до сих пор видны выбоины, оставшиеся с тех времён.
Кэролайн «присутствует» в доме повсюду — и это не случайно. Сестра была не только верной помощницей Уильяма в его астрономических исследованиях (на протяжении многих лет она ежедневно записывала астрономические наблюдения брата, а иногда и сама вела наблюдения вместо него). Она приехала в Бат, чтобы помочь брату вести хозяйство и параллельно учиться вокалу. Наряду с уроками музыки Уильям также обучал сестру английскому языку, математике и астрономии.
Впоследствии Кэролайн стала уважаемым астрономом и первой женщиной, получавшей зарплату за свои труды на этом поприще. Кроме того, она получила золотую медаль от Королевского астрономического общества, а в 1835 году была избрана его членом. После смерти Уильяма в 1822 году она переехала в Ганновер и дожила до впечатляющих 98 лет (умерла в 1848 году).
Среди экспонатов и обстановки дома — копии изобретений Гершеля, подлинные документы и артефакты. Например, паспорт, демонстрирующийся в одной из витрин, рассказывает о путешествии Гершеля во Францию в 1802 году. Во время этого визита Уильям был представлен Наполеону. Между ними состоялась короткая беседа, в ходе которой Гершель ответил на несколько вопросов Бонапарта по астрономии. В соседней витрине находится медаль с историей: в 1816 году Георг IѴ, ещё будучи принцем‑регентом, присвоил Уильяму звание «кавалера королевского Гельфийского ордена». Это был ганноверский, а не британский рыцарский орден — именно поэтому кавалеров Гельфийского ордена не называли «сэрами» (кроме нашего героя, который до самой смерти представлялся «сэром Уильямом Гершелем» из‑за какой-то бюрократической ошибки).
Ещё один экспонат — список посетителей, составленный Кэролайн Гершель в середине 1780‑х годов, когда они с братом жили в Датчете близ Виндзора. В списке перечислены более сотни людей, посетивших их дом‑обсерваторию, чтобы заглянуть в телескопы Уильяма.
Великобритания, Бат.
[1] Альфред Патрик Колдуэлл‑Мур (1923 – 2012) — английский астроном, автор многочисленной научно‑популярной литературы и телеведущий, командор ордена Британской империи.
[2] В 1755 году Уильям и его старший брат Якоб вошли в состав ганноверского гвардейского оркестра. В конце 1757 года после поражения в битве при Хастенбеке отец Гершеля отправил сыновей искать убежище в Англии. Якоб получил официальное увольнение из гвардии, а Уильяма обвинили в дезертирстве (в 1782 году он был помилован Георгом III).
[3] Шесть его симфоний были записаны в апреле 2002 года лондонским оркестром Mozart Players под управлением Маттиаса Бамерта (Chandos 10048).
Печатается по: Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. № 2. С. 13 – 15.
На фото: Музыкальная комната, где Уильям Гершель обучал своих студентов. Квадратное пианино Longman &Broderip. Ок. 1775г. Такие инструменты были очень популярны ввысшем обществе, благодаря своему маленькому размеру, практичному иэлегантному дизайну. Слева на пианино находится коперниканская армиллярная сфера (Delemarche of Paris, 1810г., бумага на картоне), на которой изображён открытый Гершелем Уран. Справа: выдвижной телескоп (ок.1740г.).
См. также: Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.