Павильон №34 «Космос» — один из самых технологичных на ВДНХ и по своему наполнению, и по конструкции. При первом открытии он выглядел иначе, чем мы видим сейчас, через него в буквальном смысле прошло несколько исторических эпох. С куратором музея ВДНХ, исследователем и автором альбома, рассказывающего об истории павильона, Павлом Нефёдовым беседовала Лариса Плетникова.
Павел Вячеславович, как выглядел павильон при постройке? Павел Нефёдов: Действительно, конструкция и объём павильона «Механизация» — так он изначально назывался — сильно менялись на протяжении своей истории.
Павильон начался с относительно простого — по современным представлениям — центрального объёма, а потом постепенно обрастал новыми архитектурно‑инженерными структурами.
Учитывая нынешнюю космическую тематику павильона, его эволюция невольно вызывает аналогию с Международной космической станцией: к нескольким базовым блокам, выведенным на орбиту первоначально, постепенно пристыковывались всё новые крупные модули, и в итоге получилась всем знакомая громадная структура.
Идея первого «модуля» павильона формировалась осенью 1938 года. В это время было обнародовано постановление Совнаркома, в котором говорилось, каким должен быть будущий павильон «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке: «Павильон решить в металлических арочных конструкциях с верхним естественным освещением. Главную магистраль выставки пропустить по оси павильона, устроив для обозрения экспонатов два боковых прохода параллельно оси Выставки». Это описание составлялось на основе эскизов, разработанных архитекторами Иваном Георгиевичем Тарановым (1906 – 1979) и Виктором Семёновичем Андреевым (1905 – 1988). Именно они стали создателями павильона — и его довоенной версии, и реконструированного здания 1950‑х годов.
Основным элементом павильона был эллингообразный навес в форме параболы. Эта параболическая кривая стала самой узнаваемой чертой павильона, его «визитной карточкой».
Под навесом располагались все экспонаты — тракторы, комбайны, грузовики и разнообразная сельскохозяйственная техника. По сторонам от входа на стилобатах возвышались три пары гусеничных тракторов Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) — флагманы тогдашнего тракторостроения. С противоположной стороны, выходящей на пруд, стояли два сельскохозяйственных самолёта‑биплана У–2.
А как эта необычная конструкция была воспринята современниками? Павел Нефёдов: Внешний вид павильона с его лёгкой, упругой кривой‑параболой вызвал единодушное восхищение и у простых колхозников — посетителей выставки, и у художественных критиков. «Неизгладимо впечатление от этого „зала машин“ с его блестящими, размещёнными в разных уровнях автомобилями, тракторами и самолётами. Трудно себе представить более уместную архитектурную оправу для экспонатов, демонстрирующих механизированную мощь нашего сельского хозяйства; трудно вообразить иной объём в этой узловой точке выставочного ансамбля», — писал журнал «Искусство» в 1939 году.
Как менялась архитектура павильона впроцессе реконструкций ипочему это было необходимо? Павел Нефёдов: Решение о том, что Всесоюзную сельскохозяйственную выставку нужнооткрыть повторно после войны, сформировалось у советского руководства в 1947 – 1948 годах. Через некоторое время началась работа над строительством новых павильонов и реконструкцией старых. Не вызывало сомнений, что павильон «Механизация» нужно расширять. Во‑первых, довоенная постройка не могла вместить всю технику, которую теперь планировалось привезти на выставку. Во‑вторых, хотя открытый с обеих сторон павильон выглядел эффектно, с практической точки зрения его было сложно эксплуатировать — под эллингом гуляли сквозняки, внутрь здания попадали дождь и снег. И, наконец, с площади убирали статую Сталина, а, значит, пропадала важнейшая визуальная доминанта завершающей части выставки. Павильон должен был взять эту роль на себя.
По итогам конкурса проект расширения павильона снова поручили делать Ивану Таранову и Виктору Андрееву.
Таранов не хотел создавать массивный фасад, он предлагал только застеклить арку и сделать небольшой входной портал. Однако руководству выставки этого было недостаточно — так по обеим сторонам от эллинга появились массивный фасадный объём и громадный стеклянный купол. Новый фасад представлял собой монументальный портал с двумя башнями‑пилонами, на которых высились восьмиметровые бетонные статуи тракториста и комбайнёрки. Форма купола вызывала множество архитектурных ассоциаций: от католического собора — в частности, в советской прессе его сравнивали с собором Санта‑Мария‑дель‑Фьоре во Флоренции — до Московского планетария. В последнем содержался невольный намёк на космическое будущее павильона, хотя о космосе в начале 1950‑х годов ещё не было речи.
В августе 1954 года реконструированный павильон открылся, получив новое название «Механизация и электрификация сельского хозяйства».
Какие передовые инженерные решения при этом использовались? Павел Нефёдов: При строительстве павильона применялись инженерные решения, которые будет правильнее назвать не передовыми, а изобретательными. Здесь пришлось комбинировать различные приёмы, известные строителям уже много столетий. А всё потому, что в предвоенные годы в стране очень экономили металл, по возможности заменяя его деревом. Собственно говоря, на стройке даже не было подъёмного крана. Поэтому механизмы для монтажа пришлось создавать из подручных средств, то есть из брёвен и канатов.
Ключевым приспособлением стала своеобразная конструкция — установщик, гигантская тележка из двух треугольных боковин высотой более 20 метров, которые вверху были соединены металлическим ригелем. Установщик мог кататься по рельсам вдоль будущего павильона. На него подвешивали очередную арку и с помощью лебёдок передвигали к месту, где она должна стоять. Там строители прикрепляли очередную арку к предыдущей. Всего было установлено 16 арок с шагом восемь метров. Эти арки и сегодня хорошо видны и снаружи, и изнутри павильона.
В 1950‑е годы ситуация со строительным оборудованием стала лучше, но и сложность задач возросла на порядок.
Самым сложным элементом павильона стал стеклянный купол. Его конструкцию разрабатывал трест «Проектстальконструкция» — прямой наследник легендарной Строительной конторы инженера Бари, где главным инженером был прославленный Владимир Шухов. Один из сотрудников Шухова, Василий Войнов ещё в 1938 году был главным инженером строительства павильона «Механизация», и в 1950‑е годы его последователи вновь пришли на строительство павильона. На подлинных чертежах, которые сохранились в ведомственном архиве ЦНИИПСК (так эта организация называется сегодня), можно найти множество интересных деталей. В частности, из них узнаём, что для остекления купола потребовалось 2400 фрагментов армированного стекла 20 различных размеров.
Последняя реконструкция павильона проводилась одновременно спланированием экспозиции или наполнение разрабатывалось позднее, включаясь в уже готовое пространство? Павел Нефёдов: Здание павильона — объект культурного наследия федерального значения, его внешний вид хорошо знаком общественности по воспоминаниям, документам, фотографиям и кинохронике. Поэтому никаких конструктивных изменений для целей новой экспозиции вносить было нельзя. Для установки новых экспонатов Центра «Космонавтика и авиация» — например, полномасштабного макета станции «Мир» с двумя модулями «Квант» и модулем «Кристалл» — были созданы новые отдельно стоящие конструкции, которые не имеют контакта с перекрытиями эллинговой части, куполом или стенами павильона.
А вот монтаж новой экспозиции действительно шёл параллельно со строительными работами. Сначала в павильон завозили самые крупногабаритные космические аппараты, устанавливали на свои места по экспозиционному плану, а уже потом монтировали остекление фасадной стены. В противном случае ввезти эти аппараты было бы невозможно.
Крупные декоративные элементы, как отреставрированные, так и воссозданные, по сути, стали частью новой экспозиции. В качестве яркого примера можно привести пятиконечную звезду, которая находится в зените купольного зала. Сегодня эта звезда, воссозданная по проекту 1954 года, прекрасно гармонирует с современными экспонатами, размещёнными в подкупольном пространстве павильона.
Когда и при каких обстоятельствах павильон получил современное название? Павел Нефёдов: В апреле 1965 года на ВДНХ должен был приехать самый важный космический экспонат — космический корабль «Восток», точная копия корабля, на котором впервые облетел Землю Юрий Гагарин. Единственное место, где он мог расположиться достаточно свободно и эффектно, — это купольный зал павильона «Машиностроение» (так он назывался в тот период). Рядом с кораблём в витринах демонстрировались скафандр космонавта, катапультируемое кресло, снаряжение и парашюты. Сразу стало ясно: павильон с его ажурной галереей и стеклянным куполом идеально подходит для показа космических аппаратов.
В 1967 году, к 10‑летию запуска первого искусственного спутника Земли, под космическую экспозицию отдали не только купольный зал, но и весь эллинг.
Поменялось и название павильона, он стал называться «Космос». На фасаде в арке появились хорошо знакомые всем большие буквы «КОСМОС», а под ними — графическое панно с чёрно‑белыми рисунками небесных тел и изображением космонавта.
В то же время на площади перед павильоном была установлена трёхступенчатая ракета‑носитель «Восток», копия ракеты, которая подняла в космос Гагарина.
В отношении павильона в прессе начали мелькать такие эпитеты, как «храм неба», «Байконур на проспекте Мира». В середине 2000‑х годов, в эпоху ВВЦ, с фасада исчезли буквы «Космос». Вместо них появился баннер с надписью «Садовод и огородник». Однако в народной памяти павильон никогда не переставал быть «Космосом». В 2014 году это имя вернулось, как вернулось и название самой выставки — ВДНХ.
А когда началось изучение истории павильона? Павел Нефёдов: Детальное изучение началось осенью 2017 года. В 2018 году к открытию Центра «Космонавтика и авиация» было решено создать дополнительную экспозицию, которая показала бы, что история павильона не исчерпывается только космическим периодом, она гораздо сложнее. В 2021 году выставка «Павильон „Космос“: между небом и землёй» стала частью единой экспозиции.
Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно‑промышленная выставка открылась 19 августа 1923 года и работала несколько месяцев. Читайте материал, посвящённый 100‑летию предшественницы ВСХВ и ВДНХ, в февральском номере «Мира Музея».
Архитекторы: Иван Георгиевич Таранов (1906 – 1979) — советский архитектор, автор 11 станций Московского метро (в том числе в соавторстве с женой, архитектором Н. А. Быковой). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Виктор Семёнович Андреев (1905 – 1988) — советский архитектор. Народный архитектор СССР (1978), лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). В 1943 – 1957 годах преподавал в МАРХИ. С 1962 года руководил застройкой московских районов Медведково и Свиблово.
Фанерный Сталин Памятник Сталину на ВСХВ стоял у павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» (ныне «Павильон № 32», более известный как «Космос»).
Гигантский железобетонный монумент «вождю и учителю народов СССР и трудящихся всего мира — великому Сталину», созданный архитектором И.Г. Тарановым и скульптором С.Д. Меркуровым (в 1941 году получивших за него Сталинскую премию), был воздвигнут на ВСХВ в 1938 – 1939 годы.
После войны памятник стал разрушаться, и осенью 1951 года его демонтировали. Однако было решено установить новый памятник. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие самые именитые советские скульпторы (в общей сложности 12 человек). Они предоставили 20 макетов, которые разместили в павильоне «Механизация» и перед ним.
Победивший в конкурсе монумент по проекту скульптора Александра Кибальникова так и не был установлен. Сперва вышло постановление правительства, отменявшее сооружение всех памятников вождям на территории выставки, затем о памятнике Сталину забыли.
Существует легенда, что когда Сталин Меркурова был смонтирован, главный конструктор Алексеев решил установить в полой статуе её небольшую модель. «Разрушить эту модель никто не мог решиться, — рассказывает историк архитектуры Владимир Паперный. — И хранить её казалось слишком рискованным... Наиболее безопасным сочли хранить смерть Кощея внутри самого Кощея».
Валерия Ахметьева.
Печатается по: На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. №9. С. 2 – 7.
На фото: Макет корабля «Восток» в купольном зале павильона «Машиностроение». Фото 1965 г. Фотофонд ВДНХ.
См. также: 1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. №3. С. 48 – 51.