Июнь 2020 года — время перемен. Многим из нас приходится менять свои планы — отказываться от дальних поездок, новых затей, пересматривать свои отношения со временем, пространством, с миром и с самим собой.
И большие проекты не исключение в этом процессе. Выбирая в декабре 2019‑го годовую тему, мы остановили свой выбор на путешествиях по России. «Открывая свою страну» — так мы назвали новый проект. И увлечённо спрашивали читателей и авторов, кто куда едет летом.
И вот лето наступило — а поехать никуда пока не светит.
Но если мы не можем перемещаться между регионами, мы можем совершить другое путешествие — сместить ракурс своего наблюдения, своего видения важных локусов российского пространства, географического и культурного поля.
Как влияют музейные проекты на жизнь в регионе, на привлекательность региона и его имидж? Как музеи выстраивают контакты с местным сообществом? Что такое гений места?
Мы предлагаем вам вместе с нами подумать об этом уже сейчас, листая июньский номер и обращая внимание на плашечки genius loci. Этим латинским термином мы обозначаем не духов местности, а места, притягивающие своим теплом, и людей, заботливо создающих для нас эти пространства в разное время — и в прошлом, и в настоящем. О понятии genius loci читайте на странице 11.
На первой странице обложки: Андре Лот. Зелёный пейзаж. 1920 – 1921. Холст, масло. 55 × 46. Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург. Фото: П.С. Демидов. К заметке «Шедевры Эрмитажа» (с. 7).