К 200-летию Александра Николаевича Островского (1823 – 1886) о театре Островского и значении наследия великого драматурга рассказывает Александр Коршунов, актёр, педагог, народный артист России, главный режиссёр театра «Сфера». Беседовала Ирина Дин (Хохолева).
Александр Викторович, вы многие годы служили вМалом театре, ваш отец играл на его сцене ибыл генеральным директором театра до 2009 года. Вы, наверное, выросли на пьесах Островского? Вчём, свашей точки зрения, актуальность Островского? Почему он так современен сейчас?
Александр Коршунов: Жизнь моей семьи всегда была связана с театром и, конечно же, с театром Островского. Мой дед, Илья Судаков, ставил Островского: и «Грозу», и «Горячее сердце», бабушка, великая актриса МХАТа, Клавдия Еланская, играла Катерину и Парашу, и мама, Екатерина Еланская, будучи актрисой, сыграла Катерину в «Грозе» на сцене театра Маяковского, а в созданном ею Московском драматическом театре «Сфера» режиссёр Еланская не единожды обращалась к творчеству Александра Николаевича: это были две редакции «Снегурочки» («Весенняя сказка») и «Красавец мужчина». Ну, а папа, актёр Виктор Коршунов, всю жизнь отдал Дому Островского — Малому театру — и сыграл здесь Жадова в «Доходном месте», Рабачева («Светит, да не греет»), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Чугунова («Волки и овцы»), Великатова («Таланты и поклонники»), Неизвестного («Пучина»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты»).
Нам с отцом довелось партнёрствовать на сцене Малого театра и в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», и в «Волках и овцах», и в «Пучине». И, наконец, моя дочь, актриса Клавдия Коршунова, тоже сыграла Катерину в «Грозе» — в дипломном спектакле в училище имени Щепкина, а на сцене Малого в течение выпускного сезона играла Лизу Кисельникову в «Пучине».
Так что можно сказать, что наше семейство всерьёз пропиталось за эти годы духом Островского.
Я счастлив, что самому мне не раз довелось играть в пьесах Островского и работать над ними как режиссёру — и в Малом театре, и в Щепкинском училище, и в театре «Сфера». Все мои постановки пьес Александра Николаевича везде оформляла моя жена, замечательный сценограф, художник и автор костюмов Ольга Коршунова.
Островский был, есть и всегда будет современен, потому что гениален и вечен. Это истоки русской драматургии, наш золотой запас, классика — и в разные времена, в разном возрасте, в новых жизненных обстоятельствах мы открываем в произведениях Островского то, чего раньше не заметили или не поняли, или сумели забыть. И, может быть, в самые сложные времена Островский нам особенно необходим, ибо возвращает нас к самым простым истинам, искренним чувствам, духовным опорам, без которых нельзя.
Я часто вспоминаю и повторяю слова брата писателя Петра Николаевича: «Что меня поражает в отзывах критиков об Александре Николаевиче — это узкая бытовая мерка, с которой обыкновенно подходят к его произведениям. Забывают, что прежде всего он был поэт, и большой поэт, с настоящей хрустальной поэзией, какую можно встретить у Пушкина». Вот это поэтическое, высокодуховное, душевное начало мне кажется самым главным в творчестве Островского.
В 1984году в интервью журналу «Советский музей» Георгий Товстоногов сказал: «Если хочешь нести зрителям духовные истины, будь обязан детально знать те условия, в которых они появились на свет». Согласны ли вы с этим?[1]
Александр Коршунов: С Товстоноговым, безусловно, согласен. Надо по‑настоящему окунуться в обстоятельства и условия жизни того времени, чтобы понять и, главное, почувствовать суть того, что написал Островский. Организация пространства, место действия, костюмы, «говорящие» приметы быта, атмосфера, музыка происходящего — всё это очень важно. Самое главное в театре — это душевное общение, правда чувств — это и делает спектакль современным и необходимым зрителю. Всё, что этому помогает состояться, должно быть привнесено на сцену...
Водном из недавних интервью вы отмечаете, что сложность Островского состоит вего простоте. Вчём именно трудность поставить пьесу Островского исыграть его персонажей?
Александр Коршунов: Трудность, мне кажется, состоит в том, что это святая простота. Островский возвращает нас к самым простым истинам, простым искренним человеческим чувствам в их кристальной чистоте: любовь, вера, душевный максимализм, идеальная мечта, долг, сострадание, душевная обида, подлинная нежность, ранимость, чистота... И есть вещи, которые в Островском нельзя сыграть, их надо иметь. Только тогда попадешь в суть проблем, событий и ситуаций, которые написаны.
Есть такие роли — скажем, Катерина в «Грозе», — которые требуют исключительной актёрской одарённости и редкой человеческой индивидуальности. Без мощной, Богом данной потребности и способности любить, отдавать другому, потребности в свободе, без искренней веры, чистоты и абсолютной неспособности жить во лжи, во грехе — без этих свойств натуры в актёрской индивидуальности не сыграть Катерину!
Так что, да, это та простота, которая дорогого стоит.
Ваш театр недавно отметил свое 40-летие, ив4-й сезон вы включили пьесу «Без вины виноватые». Почему именно эту пьесу?
Александр Коршунов: В разные годы довелось поставить в «Сфере» «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место». Сейчас в репертуаре «Сферы» — два спектакля по произведениям Островского: «Лес» в постановке Сергея Виноградова и моя постановка «Без вины виноватые». В процессе работы мы определили для себя зерно будущего спектакля так: «Страстная потребность настоящего». Настоящего — в жизни, в человеческих отношениях, в любви, в искусстве, в театре, в актёрском деле...
Самая главная «настоящая» связь на земле — это связь матери и ребёнка. И, конечно, это пьеса о театре, о мире театра, об актёрской судьбе. Поднимая тост за Кручинину, Дудукин говорит: «...Мы спим, господа! Так будем же благодарны избранным людям, которые изредка пробуждают нас и напоминают нам о том идеальном мире, о котором мы забыли... Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами: с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться...»
Островский не просто любил театр, он им жил. Актёров он обожал, боготворил, ими восхищался; и с ними спорил, их учил, воспитывал; и заботился о них, кормил, холил и лелеял. Он был великий драматург, и он был великий строитель театра!
Как вы впервые открыли для себя Островского именялось ли ваше отношение к нему икего творчеству?
Александр Коршунов: Впервые по-настоящему, в работе, я встретился с Островским в Малом театре, в своих первых ролях (Курчаев в «На всякого мудреца довольно простоты», Гаврила в «Горячем сердце», Елеся «Не было ни гроша, да вдруг алтын») и в первых режиссёрских работах — «Трудовой хлеб», «Пучина»...
С годами я всё больше влюбляюсь в Островского, удивляюсь его огромной душе и невероятному таланту, чудесному русскому языку и открываю всякий раз для себя нечто новое, глубокое и сокровенное...
Поскольку наш журнал посвящён музеям исохранению исторического наследия, позвольте взавершение спросить: есть ли увас любимый музей ипочему именно он?
Александр Коршунов: В Москве это Третьяковская галерея. Я очень люблю живопись. Когда‑то в молодости много рисовал и даже подумывал, не стать ли художником. Есть ещё один музей, который меня маленького водила мама и куда я потом водил своих детей. Это Дом‑музей Виктора Васнецова. Чудесный, сказочный, удивительно тёплый. И ещё есть Щелыково — музей‑усадьба Александра Николаевича Островского, где он подолгу жил, творил, бродил по полям и лесам, дышал и где обрёл свой последний приют — подле церкви в Николо‑Бережках...
Попав в эти края больше 30 лет назад, наша семья навсегда прикипела к этому удивительному месту, здесь выросли наши дети и теперь растут внуки. Щелыково — это способ существования, это мироощущение, мировоззрение. Бывая здесь, мы всегда в один из дней идём в Дом Островского, не торопясь проходим по знакомым уютным комнатам: столовая, гостиная, кабинет Александра Николаевича, спальня Марьи Васильевны, библиотека... Очень хорошо здесь, светло, покойно, тепло... От дома вниз идёт длинная деревянная лестница, а там тропинка к родничку, островку, на котором Александр Николаевич любил удить рыбу на пруду, а дальше выход к реке Куекше...
[1] См.: Товстоногов Г. В поисках достоверности // Мир Музея. 2022. № 1. С. 40 – 42. Опубл. по: Товстоногов Г. В поисках достоверности // Советский музей. 1984. № 4. С. 73 – 74.
Печатается по: Драматург глазами актёра. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Коршуновым // Мир Музея. 2023. № 4. С. 6 – 8.
См. также:
Закодировано всё! Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Дмитрием Козновым // Мир Музея. 2023. № 4. С. 14 – 16.