В исторической экспозиции Сергиево‑Посадского музея‑заповедника находится шитый покров XVII столетия с изображением святого Александра Невского. Этот образ удивляет необычностью и высоким уровнем художественного мастерства. Святой князь представлен в виде инока. Его голову покрывает схимническое одеяние с изображениями херувимов. Длинная мантия окутывает фигуру. Покров и одеяния князя переливаются оливковым и охристыми цветами, мерцают золотом. В руке у святого длинный свиток с письменами.
Татьяна Токарева. Сергиево‑Посадский государственный историко‑художественный музей‑заповедник. Сергей Шокарев. Лаборатория древнерусской культуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Наиболее интересная часть покрова — лик Александра Невского. У него прямой нос, тонкие брови, ярко‑красного цвета усы и борода восточного типа. И самое удивительное — усвятого закрыты глаза. Такого нет ни на одном из других известных нам покровов XѴ – XѴII веков.
История покрова Таково первое впечатление от замечательного памятника древнерусского лицевого шитья. Не менее интересна его история, включающая загадочное происхождение, варварскую порчу и даже двойную кражу... К сожалению, многое в прошлом экспоната ещё остаётся неизвестным, и мы вынуждены прибегать к догадкам и гипотезам, позволяющим понять, как и почему был создан этот неожиданный художественный образ.
Впервые покров показали публике в 1913 году на выставке в честь 300‑летия Дома Романовых. Его представили текстильные фабриканты и коллекционеры Сапожниковы, высоко ценившие древнерусское искусство шитья.
Искусствовед Николай Николаевич Соболев (1874 – 1966) вспоминал: «В первый раз лично мне довелось видеть эту пелену ещё до выставки 1913 года, тогда вместо шитья было живописное изображение благообразного лица подобного тому, как это делалось на плащаницах.
Впоследствии краска была удалена механическим путём, но всё же следы её остались». Кроме лика также были записаны кисти рук.
Согласно гипотезе Н.Н. Соболева, порча покрова произошла в 1770‑е годы, перед приездом Екатерины II во Владимир. Тогда покров мог находиться в Рождественском монастыре, на месте первоначального погребения князя. Возможно, причиной переделки стали опасения, что необычный облик Александра Невского с закрытыми глазами вызовет ненужные вопросы. Местному художнику получили закрасить лик, а он заодно поновил руки, как будто покров был окладом иконы.
Фотография из каталога выставки 1913 года показывает покров расчищенным от масляной краски. Однако эту работу выполнили непрофессионально, оставив глубокие борозды. Обращает внимание и другое — у покрова отсутствуют каймы. Обычно на каймах выполнялась надпись с именем заказчика покрова, датой и молитвенным обращением к святому. Ничего этого не было уже в 1913 году. Это заставляет предположить, что прежде, чем покров попал к Сапожниковым, он был обрезан — возможно, для того, чтобы затруднить атрибуцию. Такое могло произойти в том случае, если он был украден.
На этом приключения этого произведения не закончились. Его похитили прямо с юбилейной выставки — и покров надолго пропал из виду. В 1946 году он был предложен государству для выкупа каким‑то неизвестным лицом. Для оценки значимости предмета в качестве эксперта был приглашен Н. Н. Соболев, который дал покрову развёрнутую характеристику и рекомендовал поместить это «замечательное произведение шитьевого искусства московской школы» в Загорский музей‑заповедник. Покров был выкуплен за восемь тысяч рублей и поступил в собрание музея.
Реставрация памятника началась в 1957 году в Центральных государственных художественно‑реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря. Известный реставратор Маргарита Павловна Рябова разработала специальную методику освобождения ткани от нескольких слоёв масляной живописи и грунта под ней. После завершения реставрации памятник украшал экспозицию музея и участвовал в разных выставочных проектах. В мае 2021 года покров стал центральным экспонатом выставки «Загадочный образ героя», разместившейся в экспозиции «Троице‑Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории». Перед экспонированием он был подготовлен реставратором первой категории Сергиево‑Посадского музея‑заповедника Натальей Владимировной Грековой.
Покровы из Владимирского Рождественского монастыря Изучением покрова занималась выдающийся искусствовед Наталья Андреевна Маясова (1919 – 2005). По её мнению, произведение было создано во времена Смуты или вскоре после неё, когда происходило обращение к героическому прошлому Руси. Н.А. Маясова считала, что облик князя на покрове более соответствует образу воина, чем монаха. По мнению исследовательницы, смелое обращение с традицией свидетельствует об изготовлении покрова в мастерских знаменитых предпринимателей XѴI – XѴIII веков Строгановых.
С выводом Н.А. Маясовой о принадлежности покрова к строгановским мастерским согласился современный исследователь Александр Силкин. Однако он датировал покров более поздним временем — 1670 – 1680‑ми годами. Эта датировка может раскрыть особенности необычной иконографии Александра Невского — в последней трети XѴII века в русском искусстве широко распространяются новые веяния, проникают западноевропейские художественные приёмы, начинаются эксперименты. Согласно предположению А.В. Силкина, покров создавался в мастерской Анны Ивановны Строгановой в Сольвычегодске.
В 1723 году по указу Петра I началось перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Александро‑Невской монастырь в Санкт‑Петербурге. Вместе с ними в новую столицу доставили два покрова XѴII века. Довольно скоро они оказались не нужны — на этих покровах святой князь был представлен в виде монаха, а Пётр I своим указом предписал изображать Александра Невского в «одеждах великокняжеских».
Покровы поступили в ризницу Александро‑Невской лавры, а оттуда в 1925 году — в Русский музей. Один из покровов был изготовлен в середине XѴII века по заказу патриарха Иосифа, второй — в мастерских боярыни Акилины Ивановны Бутурлиной в конце XѴII – начале XѴIII веков.
Судьба строгановского покрова во время этих событий неизвестна. Как уже говорилось выше, Н.Н. Соболев полагал, что он остался во Владимире, где подвергся записи масляной краской.
При сравнении между собой трёх покровов бросаются в глаза главные отличия строгановского покрова от других — закрытые глаза и развёрнутый свиток списьменами. Было ли соединение этих элементов случайностью? Возможно, анализ текста на свитке поможет объяснить эту особенность покрова.
Свиток в руке князя Изображения свитков в руках святых на покровах и иконах встречаются довольно часто. Обычно эти свитки показаны свёрнутыми. Таковы, например, свитки в руках Александра Невского на покровах из Русского музея. По нашим подсчётам, из 141 покрова с изображениями русских святых только на девяти (включая рассматриваемый покров) в руках у святых показаны развёрнутые свитки. Из 61‑й пелены развёрнутые свитки присутствуют только на семи.
Развёрнутые свитки чаще рисовали на иконах, однако на большинстве икон Александра Невского свиток свёрнут. Как правило, тексты на свитках заимствовались из житий. Но текст на строгановском покрове не является цитатой из жития. Это довольно длинное поучение: «...ите [...] и подите в [...] яко Б [о] г ест [ь] любите паче все пред Б [о] гом бол [ь] ные посе [тите] алчные иvжадные накормите нагие одежите еп [и] ск [о] пом и всякому ос [вя] щенному чину не стыдитеся главы поклонити зане суть пастуси словесных овец и предстатели тайней трапезе его и в м [о] н [а] стырех с [вя] тых домы потрудившися взыщите [...]».
Текст носит традиционный характер, однако его источник нашёлся в неожиданном месте, за что мы благодарны игумену Никите (Добронравову), поделившемуся с нами своим открытием.
В Никоновской и других летописях под 1205 годом содержится рассказ о смерти княгини Марии Шварновны, супруги Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и бабушки Александра Невского. Летописец говорит о добродетелях покойной и приводит её наставление сыновьям, текстуально совпадающее с надписью на свитке.
В библиотеке Строгановых было несколько «летописцев русских», что даёт возможность предположить летописное происхождение цитаты. Однако возможен и другой путь. Тот же самый летописный текст встречается во владимирской редакции жития благоверного князя Юрия Всеволодовича, убитого монголами в 1238 году. Данная редакция была создана в середине XѴII века. Учитывая, что покров создавался для Владимирского Рождественского монастыря, заимствование из памятника владимирской книжности вполне вероятно.
Замысел и смысл покрова Судя по содержанию, текст на свитке — это обращение к потомкам. Почему вопреки канону он появился на покрове? Мы предполагаем, что ответ на этот вопрос содержится в житии Александра Невского. В заключительной части этого произведения описано первое чудо святого Александра Невского: «Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян‑эконом и Кирилл‑митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простёр руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его».
Сложно понять, что автор называет «грамотой духовной». В Средние века этим термином могли обозначить три вида документов: наставление, которое читали во время заупокойной службы и клали в гроб; завещание; разрешительную грамоту от имени Церкви о том, что усопший получил отпущение грехов.
Содержание текста на свитке говорит о том, что авторы покрова полагали, что в руке у князя должно быть именно наставление потомкам. Впервые о подобных наставлениях‑завещаниях известно с начала XѴ века, когда такую грамоту прочли над гробом главы Русской Церкви митрополита Киприана (1336 – 1406). Затем такого рода владычные «духовные грамоты» стали традицией. Для создания текста на свитке был взят фрагмент текста, который отвечал представлениям авторов покрова о том, каким должно быть княжеское наставление. Содержание свитка открывает путь к пониманию общего замысла покрова. Перед нами особенное по смыслу произведение древнерусского шитья. На покрове изображен не просто образ святого, а его первое посмертное чудо. Князь со свитком в руке лежит в гробу после того, как протянул руку и взял грамоту. Это объясняет закрытые глаза. Художник подчеркнул уникальный момент, известный из жития Александра Невского. Эта идея оказалась настолько необычной, что спустя несколько десятилетий, после создания покрова, лик с закрытыми глазами был записан и приобрёл более привычный вид. Московская область. Сергиев Посад.
Печатается по:ТокареваТ.,ШокаревС. Загадочный образ // Мир Музея. 2024. №5. С.24–26.
См. также:ВишневскийВ. Камни идоски // Мир Музея. 2024. №10. С.35–37. «Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С.25–27. СарианидиВ. Тилля-Тепе. Подготовила Дарья Сабинина // Мир Музея. 2024. №2. С.31–33. Русская Троя. Беседа Ирины Новосёловой с Игорем Стрикаловым и Еленой Буланкиной // Мир Музея. 2024. №10. С.20–23.
На илл.: Благоверный князь Александр Невский. Надгробный покров. 1670‑е– нач.1680‑хгг. Сольвычегодск. Мастерская Строгановых. Камка, холст, репс, шёлковые, золотные исеребряные нити; шитьё. 192×60,5см. СПМЗ. На главной странице: Благоверный князь Александр Невский. Фото вризнице перед монтажом. 1960-егг. (?) Негатека СПМЗ.