Статьи

Кино-глаз

2023-12-14 14:52
Мне всегда казалось, что музей кино#nbsp;— сама по себе очень странная история. Ну как можно показать в#nbsp;застывшем состоянии#nbsp;то, что находится в#nbsp;движении? В#nbsp;фотографиях? Но ни один снимок не передаст эффект движения даже близко. Крутить кино на много­числен­ных мониторах?#nbsp;— но тогда чем это будет отличаться от кинотеатра? Рассказывать о#nbsp;людях, которые его делают?#nbsp;— но#nbsp;не превратится ли это в#nbsp;собрание мемориальных музеев?
Я#nbsp;— Кино‑Глаз, Я#nbsp;— глаз механический. Я,#nbsp;машина, показываю вам мир таким, каким только я#nbsp;смогу увидеть. Я#nbsp;освобождаю себя сегодня навсегда от неподвижности человеческой, я#nbsp;в#nbsp;непрерывном движении, я#nbsp;приближаюсь и#nbsp;удаляюсь от предметов, я#nbsp;подлезаю под них, я#nbsp;влезаю на них, я#nbsp;двигаюсь рядом с#nbsp;мордой бегущей лошади, я#nbsp;врезаюсь на полном ходу в#nbsp;толпу, я#nbsp;бегу перед бегущими солдатами, я#nbsp;опрокидываюсь на спину, я#nbsp;поднимаюсь вместе с#nbsp;аэропланами, я#nbsp;падаю и#nbsp;взлетаю вместе с#nbsp;падающими и#nbsp;взлетающими телами.
Дзига Вертов
В процессе подготовки тематического номера «День кино в#nbsp;музее» я,#nbsp;наконец, дошла до Музея кино, будто нарочно упрятанного в самом дальнем уголке ВДНХ. Оказалось, до него удобно целенаправленно доехать на бесплатном автобусе, не растрачивая сил на другие достопримечательности выставки.

И вот мы на месте. Уже у входа, на выгородке, отделяющей фойе от экспозиции, будто подтверждая значимость, нас встречает список музеев кино со всего мира#nbsp;— во всю стену, с#nbsp;узнаваемыми схематичными изображениями зданий и#nbsp;годами открытия.

Само здание московского музея, которое я#nbsp;не раз видела на фото, производит неожиданное впечатление. Отлично отреставрированный исторический павильон, построенный в#nbsp;1952#nbsp;–#nbsp;1954#nbsp;го­дах и дополненный в#nbsp;1970‑е годы двумя боковыми застеклёнными флигелями, внутри имеет сложную архитектуру перекрытий, не сразу понимаешь, как в его центральной части расположены этажи. Нам посоветовали подняться на лифте и#nbsp;начать осмотр с#nbsp;третьего этажа, с#nbsp;мемориального кабинета одного из пионеров отечественного кино Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898#nbsp;–#nbsp;1948).

Мемориальным кабинетом его можно назвать условно#nbsp;— в#nbsp;одном пространстве собраны вещи из нескольких помещений, имеющих отношение к#nbsp;великому режиссёру. Большая часть#nbsp;— частичное воспроизведение интерьера квартиры в доме 54#nbsp;работников «Мос­филь­ма» на Потылихе#nbsp;— библиотеки, рабочего кабинета и#nbsp;спальни. Мемориальные инсталляции смотрятся в#nbsp;чужеродном интерьере немного странно, так же, как и люстры, принесённые сюда из разных комнат. Как напоминание о#nbsp;более раннем жилище#nbsp;— комнате в#nbsp;коммунальной квартире в#nbsp;доме#nbsp;23 на Чистых Прудах#nbsp;— концентрические круги графической композиции Марселя Дюшана на потолке. В#nbsp;1926#nbsp;году, после мирового успеха «Броненосца Потёмкина» режиссёр расписал потолок этой комнаты красно‑бело‑чёрными кругами, создававшими впечатление купола. Кстати, именно на потолке встречает посетителей при входе в#nbsp;экспозицию и#nbsp;портрет самого мастера, будто наблюдая за пришедшими сверху. На входе же#nbsp;— временная выставка, рассказывающая о#nbsp;увлечении Эйзенштейна культурой Японии с его набросками, с#nbsp;купленными в#nbsp;1921#nbsp;году лубочными гравюрами с#nbsp;изображениями борцов сумо, со снимком с#nbsp;классиком японского кино, а#nbsp;в#nbsp;1928#nbsp;году#nbsp;— молодым режиссёром Тэйноскэ Кинугасой.

Нам посоветовали подняться на лифте и#nbsp;начать осмотр с#nbsp;третьего этажа, с#nbsp;мемориального кабинета одного из пионеров отечественного кино Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Предметы в мемориальной части можно рассматривать бесконечно, каждый из них#nbsp;— штрих к#nbsp;портрету хозяина. Стеллажи с книгами в#nbsp;библиотеке#nbsp;— без стёкол, чтобы ничто не мешало «току мыслей». В#nbsp;1946#nbsp;году Сергей Михайлович писал, что восемь тысяч книг вдоль стен его комнат кажутся «расширяющимися наслоениями внутри самой головы». И#nbsp;расставлены они не по темам и#nbsp;авторам, а согласно ассоциациям, из которых рождались мысли и#nbsp;произведения их хозяина.

Среди книг на стеллажах#nbsp;— репродукции рисунков Эйзенштейна, многочисленные портреты с#nbsp;автографами друзей‑современников, а также кумиров и#nbsp;собеседников мастера из других эпох, сценарные разработки, эскизы, фотопробы, кадры незавершённых проектов и многое другое. Их можно разглядывать часами, открывая для себя режиссёра и человека.

В#nbsp;1946#nbsp;году Сергей Михайлович писал, что восемь тысяч книг вдоль стен его комнат кажутся «расширяющимися наслоениями внутри самой головы».

Обстановку и предметы сберегла вдова#nbsp;— Перл Моисеевна Фогельман (1900#nbsp;–#nbsp;1965)#nbsp;[1]. В#nbsp;1965#nbsp;году, после её смерти, Союз кинематографистов СССР учредил в#nbsp;квартире на Смоленской,#nbsp;10 Научно‑мемориальный кабинет С.#nbsp;М.#nbsp;Эйзенштейна, ставший первым подразделением будущего Музея кино.

Спускаемся по лестнице, здесь на металлических стержнях, напоминающих пролёты моста,#nbsp;— многочисленные экраны с#nbsp;фильмами; можно остановиться и смотреть прямо на ступенях.
Второй этаж#nbsp;— и не этаж вовсе, а широкий балкон, откуда открывается вид на экспозицию внизу и#nbsp;огромные светящиеся буквы «лабиринт истории», объединяющие её центральную часть. Здесь, в#nbsp;небольших витринах, можно рас­смот­реть призы, полученные отечественными фильмами на различных кинофестивалях#nbsp;— от Крылатого льва Святого Марка, символа Венецианского кинофестиваля, и#nbsp;«Хрустального глобуса» фестиваля в Карловых Варах до заветных металлических табличек журнала «Советский экран», вручавшихся лучшему отечественному фильму по итогам голосования читателей журнала.

В#nbsp;разных уголках этого лабиринта посетитель будто попадает то в#nbsp;фойе кинотеатра с#nbsp;неоновой вывеской и#nbsp;портретами актёров, то в#nbsp;будку киномеханика, оклеенную старыми афишами, то в#nbsp;монтажную, то вдруг сталкивается с#nbsp;инопланетным монстром.

На фоне доминирующих в центральной экспозиции первого этажа агрессивно‑красного и чёрного, подсвечиваемых неоном названий разделов, которые ассоциируются со светящимися вывесками кинотеатров#nbsp;— «Эксперимент», «Триумф и#nbsp;трагедия»,#nbsp;— очень графично смотрятся деревянные треноги кинокамер 1920‑х годов, блестящие металлические затворы, огромные бобины для киноплёнки и#nbsp;корпуса старых кинокамер ценного дерева. Даже металлическая сетка потолка в#nbsp;огромном зале своим мерцающим отсветом напоминает целлулоидную плёнку#nbsp;— всё работает на образ. В#nbsp;разных уголках этого лабиринта посетитель будто попадает то в фойе кинотеатра с неоновой вывеской и#nbsp;портретами актёров, то в#nbsp;будку киномеханика, оклеенную старыми афишами, то в#nbsp;монтажную, то вдруг сталкивается с инопланетным монстром#nbsp;— именно так выглядит французский кино­копи­ро­валь­ный аппарат «MATIPO», широко использовавшийся для копирования фильмов в годы Великой Отечественной войны. Обстоятельные аннотации рассказывают об этапах развития кино, об известных и#nbsp;не очень именах. Мультимедиа, конечно, присутствует, но на удивление ненавязчиво.

Бесконечно хочется разглядывать все эти блестящие штучки на старых камерах и#nbsp;стереоскопах.

Очень много текстов#nbsp;— от цитат знаковых фигур#nbsp;— манифеста Дзиги Вертова#nbsp;[2] и#nbsp;Владимира Маяковского#nbsp;— до исчерпывающей полноты этикетки с#nbsp;историей предмета, нанесённой на стекло витрины с#nbsp;кинокамерой, и настоящих монтажных листов, особенно интересных для не посвящённого в#nbsp;процесс зрителя. Здесь можно прочесть захватывающую историю получения «Оскара» 1943#nbsp;года за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой»#nbsp;(1941), историю строительства корпусов кинофабрики на Ленинских горах близ слободы Потылиха (с#nbsp;1935#nbsp;года#nbsp;— «Мос­фильм»), а#nbsp;также о#nbsp;периоде «мало­кар­тинья» (в#nbsp;1951#nbsp;году в#nbsp;СССР было снято всего девять ­фильмов).

Бесконечно хочется разглядывать все эти блестящие штучки на старых камерах и#nbsp;стереоскопах, цены входных билетов на дореволюционной афише электротеатра на Невском и#nbsp;«грандиозного кинематографического вечера» в Царском Селе, потемневшие от времени документы, киноафиши...
Отдельная тема#nbsp;— афиши 1920‑х годов к узнаваемым фильмам работы ярчайших представителей авангарда#nbsp;— Александра Родченко, братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Антона и#nbsp;Елизаветы Лавинских#nbsp;— «Броненосец Потёмкин» в разных вариациях, «Кино‑уголок» для рабочего клуба, и#nbsp;более поздние афиши с портретами Черкасова и#nbsp;Орловой, «Асса», «Покаяние».

В лучших традиция си­не­мато­гра­фа#nbsp;— вращающаяся инсталляция с#nbsp;Кино‑глазом Дзиги Вертова, праксиноскоп#nbsp;[3], который нужно «крутить нежно», и#nbsp;«волшебный фонарь», где зрителю предлагается поменять диа­по­зитив.

Основную часть экспозиции поддерживают и#nbsp;тематические выставки, сейчас их три. Экспозиция «Мас­тер на все руки» приурочена к#nbsp;90‑летию оператора‑изобретателя Игоря Черныха, автора первого в СССР стабилизирующего устройства, позволившего снимать в движении без традиционных рельсов, операторской тележки и#nbsp;крана‑подъёмника. Это устройство, появившееся немногим позже американского «Стеди­кама» (Steadi­cam), сейчас хранится в Музее ­кино.

Вторая выставка#nbsp;— «На пыльных тропинках далёких планет» организована совместно с Музеем Мирового океана из Калининграда. Это возвращение в#nbsp;детство, когда по абонементу, выдававшемуся на десять дней зимних каникул, можно было каждый день смотреть крутую космическую фантастику 1970‑х годов в#nbsp;духе Кира Булычёва#nbsp;— «Москва#nbsp;–#nbsp;Кассиопея», «Отроки во Вселенной»...

Вот и костюм робота Бармалея из «Через тернии к#nbsp;звёздам». А#nbsp;ещё#nbsp;— любимые «Солярис» (1972) Андрея Тарковского», «Кин‑дза‑дза» (1986) Георгия Данелия и#nbsp;многое другое.
Остроугольные лайт­бок­сы с фрагментами из фильмов, напоминающие сталагмиты, вызывают ассоциации с#nbsp;инопланетным ландшафтом, на стене#nbsp;— схема‑чертёж комплексной декорации к#nbsp;фильму «Москва#nbsp;–#nbsp;Кассиопея» с#nbsp;раздвижными стенами, «пунктом осчастливливания», узнаваемые костюмы юных путешественников и#nbsp;редкие снимки со съёмок эпизода в#nbsp;зеркальной комнате из фильма «Солярис», не вошедшего в#nbsp;окончательный монтаж картины.

Ещё одна выставка#nbsp;— со звонким названием «Вертикаль»#nbsp;[4]#nbsp;— подготовлена к#nbsp;85‑летию Станислава Серге­евича Говорухина (1936#nbsp;–#nbsp;2018) на основе его личного архива.

Здесь элементы кабинета с коллекцией курительных трубок, мольбертом и#nbsp;рефреном‑признанием: «Такая это оказалась зараза#nbsp;— живопись!» (режиссёр всегда брал в поездки кисти и#nbsp;краски). Здесь истории создания фильмов с узна­вае­мы­ми названиями, которые помнит вся страна,#nbsp;— «Вертикаль», «Асса», «Место встречи изменить нельзя» и многими другими. Здесь голос самого мастера, который начинает звучать тревожным красным цветом в ответ на твои слова в#nbsp;интерактивной инсталляции «Коммью­ни­ке­шен‑тьюб». В#nbsp;отдельной витрине#nbsp;— обломок вертолёта, потерпевшего крушение 26#nbsp;июля 1969#nbsp;го­да во время съёмок «Белого взрыва»: Станислав Сергеевич и члены съёмочной группы тогда чудом выжили. И ещё здесь#nbsp;— множество историй, раскрывающих непосвящённым увлекательный мир людей, создающих#nbsp;кино.

Выставка «На#nbsp;пыльных тропинках ­далё­ких планет...» недавно завершилась. Теперь здесь#nbsp;— выставка «Серд­це моё полно жа­лос­ти», посвящённая 10‑летию мировой премьеры фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» на Римском кинофестивале.
Фото автора.

[1] Советская журналистка, переводчица, редактор, режиссёр, сценарист, киновед, кинокритик, известная под псевдонимом Пера Аташева.

[2] Дзига Вертов#nbsp;— псевдоним Давида Абелевича Кауфмана (1895#nbsp;[1896]#nbsp;– 1954), известного также как Денис Абрамович и#nbsp;Денис Аркадьевич Кауфман; советский кинорежиссёр и#nbsp;сценарист, один из основателей и#nbsp;теоретиков документального кино.

[3] Праксиноскоп#nbsp;— оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков, запатентованный Эмилем Рейно (фр.#nbsp;Emile Reynaud) 30#nbsp;августа 1877#nbsp;года.

[4] Открыта до 28 декабря.

Музей кино
Основан в марте 1989#nbsp;года на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства.
С момента открытия и до ноября 2005#nbsp;года располагался в#nbsp;Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России на протяжении всей истории её развития, проводились регулярные показы шедевров мирового кино, лекции, фестивали российского и#nbsp;зарубежного кино, семинары по теоретическим проблемам кинематографа.
С конца 2005#nbsp;года музей не имел собственного помещения, его фонды сохранялись на территории киностудии «Мос­фильм», а#nbsp;кинопоказы и#nbsp;другие музейные события проходили на различных площадках Москвы.*
В октябре 2017#nbsp;года музей вновь открыт для посетителей на ВДНХ.
*#nbsp;Об этом читайте: Знать, любить, смотреть российское кино. Интервью с#nbsp;Ларисой Солоницыной и#nbsp;Кристиной Юрьевой#nbsp;// Мир Музея. 2016. №#nbsp;7. С.#nbsp;8#nbsp;–#nbsp;11.
Печатается по: Лариса Плетникова. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;10#nbsp;– 14.
На фото: Костюм робота Бармалея к фильму «Через тернии к#nbsp;звёздам» (1980; реж.#nbsp;Р.Викторов; Киностудия им.#nbsp;М.Горького) на выставке «На пыльных тропинках далёких планет...». Инсталляция «Кино‑Глаз» с#nbsp;манифестом Дзиги Вертова.
См. также:
Валерия Ахметьева. Костюм Орловой // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;26.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;– 38.

«Cтоит снимать только о том, о чём хочется кричать». Беседа Алексея Ковалёва с#nbsp;Михаилом Перловским // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;41.