Статьи

«Старые вещи подобны старым людям»

2023-10-02 13:13
О собрании редких книг и руко­писей рассказывает Александр Лифшиц#nbsp;— кандидат филологических наук, заведующий Отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В.#nbsp;Ломоносова. Беседовала Ирина Дин (Хохолева).

Александр Львович, наш выпуск посвящён хранению сокровищ. Среди книг и рукописей тоже есть свои бриллианты и жемчужины. Для вас книги это сокровища?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;Никогда бы не назвал книги и рукописи сокровищами. Иначе пришлось бы примерять на себя роль Скупого рыцаря, или капитана Флинта, или гнома. А может, хоббита, добравшегося до сердца Одинокой горы. Говорят, конечно, что иная библиотека#nbsp;— сокровищница, но это, на мой взгляд, не самая удачная метафора. Задача библиотеки и библио­текаря#nbsp;— хранить, а не скрывать.

Некоторые книги и рукописи представляют собой невероятную ценность иногда в#nbsp;прямом денежном выражении, но чаще#nbsp;— ценность, которую не вдруг поймёшь. Не всё то золото, что блестит, но и#nbsp;драгоценность блестит не всякая. Самая главная ценность#nbsp;— смыслы.

Есть смыслы, лежащие на поверхности: Библия Гутенберга, например: прекрасная книга, выдающийся памятник уму, предприимчивости, прозорливости, она первая, про неё много написано. У#nbsp;витрины будет толпиться народ. А#nbsp;какой‑нибудь лист со стихами о#nbsp;споре жизни и#nbsp;смерти, выпущенный в#nbsp;Любеке в#nbsp;конце XѴ#nbsp;сто­летия печатником Бартоломеем Готаном, известен в#nbsp;единственном экземпляре про него мало кто знает, но для учёного, специалиста, знатока он#nbsp;— удивительное чудо. Не должен был сохраниться#nbsp;— и#nbsp;уцелел. И#nbsp;ты вглядываешься в#nbsp;эту ксилографию, затаив дыхание.

Мне нравится она,
Как, вероятно, вам
чахоточная дева
Порою нравится...

А ещё смыслы имеют свойство со временем накапливаться. И#nbsp;чем больше ты понимаешь про рукопись или книгу, тем ценнее она оказывается. Но это же, увы, означает, что общая утрата смыслов в#nbsp;обществе приводит к#nbsp;утрате ценности книг, рукописей, да и#nbsp;вообще всего. Что толку в#nbsp;золоте на не­оби­тае­мом острове?

Расскажите, пожалуйста, какие книги хранятся в Отделе редких и древних рукописей Научной библиотеки МГУ? Какой или какие экземпляры, на ваш взгляд, бес­ценны?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;В Отделе редких книг и#nbsp;рукописей Научной библиотеки Московского университета#nbsp;— около полу­милли­она единиц хранения. Это книги и#nbsp;целые библиотеки, рукописи, архивы, фонды графики. Самая ранняя#nbsp;— фрагмент грузинской рукописи ѴII#nbsp;века.

Самая ценная? «Апостол», переписанный в#nbsp;Константинополе в#nbsp;1072#nbsp;году, Евангелие начала XIII#nbsp;века из Ростова Великого, книги с#nbsp;автографами Н.М.#nbsp;Карамзина и#nbsp;В.А.#nbsp;Жуковского, портрет Пушкина, подписанный его рукой, писарская рукопись «Мёртвых душ» с#nbsp;правкой Гоголя, уникальные инкунабулы, русские издания XѴIII#nbsp;века, известные только в#nbsp;нашем собрании#nbsp;— да мало#nbsp;ли...

В чем заключается ваша работа с книгами?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;В работе хранителя довольно много рутины. Книги, рукописи, архивные документы бывают востребованы читателями. Есть правила хранения, которые должны соблюдаться. Нужно решать, какая книга требует реставрации, какая#nbsp;— футляра. Исследователи определили автора книги, которая раньше была анонимной,#nbsp;— значит, нужно вносить уточнения. И#nbsp;в#nbsp;целом требования к#nbsp;точности описания возрастают. А#nbsp;какие‑то книги дошли до нас без титульного листа#nbsp;— попробуй определить, какое из десятков изданий сочинений Мартина Лютера ты держишь в#nbsp;руках. А#nbsp;рук не хватает, особенно профессиональных.

Но, разумеется, есть и#nbsp;исследовательская работа. Почти не преувеличу, если скажу, что в#nbsp;Отделе редких книг и#nbsp;рукописей каждая десятая книга#nbsp;— повод для научной статьи. Мы до сих пор недостаточно хорошо знаем историю русской книги. Да даже изученный вдоль и#nbsp;поперек «Апостол» Ивана Фёдорова#nbsp;— ещё одна очень знаменитая книга#nbsp;— до сих пор, как оказалось, скрывает в#nbsp;себе загадки.

Расскажите, пожалуйста, о специфике хранения древних рукописей и книг. Есть ли отличия в#nbsp;хранении книг от хранения других древних артефактов или произведений искусства?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;Никогда#nbsp;не хранил скульптуру или живопись, не знаю, как хранят архитектурные памятники. Едва ли могу квалифицированно сказать, чем отличается хранение книг и#nbsp;рукописей. Думаю, в#nbsp;чём‑то принципы хранения общие. Старые вещи подобны старым людям. Они привыкают жить при какой‑то температуре и#nbsp;влажности, возможно, не идеальной, но перемена может оказаться вреднее. Книгам и рукописям, графике, архивным документам противопоказаны лишняя влажность, лишний свет, старые папки из кислого картона, пыль. Кстати, один из самых страшных врагов бумаги#nbsp;— канцелярский клей.

Мы стараемся, чтобы книги были доступны ещё многим поколениям читателей. Вроде бы удаётся.
На протяжении столетий для создания книг использовались разные материалы. Есть ли в#nbsp;вашей библиотеке рукописи или книги, созданные не на бумаге?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;У нас нет папирусов или табличек ронго‑ронго, мы не храним берестяные грамоты. Наши фонды#nbsp;— бумага разного времени и#nbsp;разных свойств и#nbsp;пергамен. Телячья или овечья кожа рукописей очень гигро­ско­пич­на. Иногда тонкий пергамен может деформироваться даже от тепла и#nbsp;влажности рук. Шкура вообще стремится принять естественную форму. Поэтому пергаменные рукописи должны храниться под некоторым давлением. Для этого реставраторами разработаны экзо­пере­плё­ты#nbsp;— специальные конструкции, которые держат блок книги, если собственный переплёт не обеспечивает необходимого давления. К#nbsp;тому же очень важно соблюдать температурно‑влажностный режим.

Книги и рукописи могут поступить в#nbsp;библиотеку в разном состоянии. Кто занимается их реставрацией?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;В библиотеке есть отдел реставрации, который занимается текущим ремонтом книг. В#nbsp;самом отделе работает замечательный специалист, виртуозно справляющийся со старыми повреждениями бумаги. У отдела давние дружеские связи с#nbsp;ведущими реставрационными учреждениями страны с#nbsp;Государственным научно‑исследовательским институтом реставрации и со знаменитыми Реставрационными мастерскими имени И.Э.#nbsp;Грабаря (ВХНРЦ). Именно там реставрируют наши самые сложные памятники. На­деюсь, в#nbsp;ближайшее время при содействии Союза мусульман России удастся провести реставрацию замечательной рукописи Корана рубежа XIѴ#nbsp;–#nbsp;XѴ#nbsp;веков, написанной, как считают, в#nbsp;Багдаде и#nbsp;долгое время хранившейся в#nbsp;знаменитом ауле Кубачи в#nbsp;Дагестане.

Но научная реставрация#nbsp;— долгий, трудоёмкий и#nbsp;дорогостоящий процесс. Увы, средств и#nbsp;специалистов катастрофически не хватает.

Есть ли экземпляры, пользование которыми ограничено? Оцифровываете ли вы такие книги и рукописи?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;Конечно.#nbsp;Далеко не всё может быть выдано читателям. И,#nbsp;конечно, постепенно мы создаём охранные копии рукописей, книг. При этом, конечно, обращаем внимание на востребованность рукописи или издания. Скажем, уникальный список Славяно‑греко‑латинского словаря Епифания Славинецкого (ок.#nbsp;1600#nbsp;–#nbsp;1675) представляет ценность для историков языка, к#nbsp;словарю будут обращаться неоднократно, поэтому создается его цифровая копия.

Может быть, вы храните истории о том, как книга или рукопись попали в#nbsp;вашу библиотеку?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;Таких историй много. Вот, например, на полке стоит тонкая книжечка размером с ладонь. У неё нет выходных данных#nbsp;— только название: «Щастливое (так#nbsp;в тексте.#nbsp;— Прим.#nbsp;ред.) возвращение. Семейственная драма». В#nbsp;середине XIX#nbsp;века книжечка была переплетена, но на листах видны следы сгибов. Когда‑то её сложили вчетверо, как складывают что‑то ненужное. Это сыграло свою роль. Другие экземпляры книжечки неизвестны#nbsp;— она уникальна. Удалось выяснить, что незатейливая пьеса была сочинена родными М.И.#nbsp;Кутузова ко дню его возвращения домой после заключения мира с#nbsp;Турцией в#nbsp;1793#nbsp;году. Пьеса была сыграна супругой и дочками полководца. Участие в#nbsp;спектакле принимал Павел Иванович Голенищев‑Кутузов#nbsp;— племянник жены Михаила Илларионовича. Сочинение, очевидно, было напечатано в#nbsp;ничтожно малом числе экземпляров#nbsp;— домашнее представление не требовало большего#nbsp;— и попало в#nbsp;библиотеку университета, когда Павел Иванович Голенищев‑Кутузов стал его попечителем.

Или вот: в#nbsp;сейфе хранится фрагмент греческого Евангелия ѴIII#nbsp;ве­ка, на котором чернилами выведено: Cod.#nbsp;Tischendorfi#nbsp;1. Это означает, что листы древнего пергамена в#nbsp;середине XIX#nbsp;столетия были первыми обнаружены Константином Тишендорфом (1815#nbsp;–#nbsp;1874) в#nbsp;монастыре Святой Екатерины на Синае, где великий немецкий учёный сделал свои выдающиеся открытия. Затем фрагменты хранились в#nbsp;библиотеке Лейпцигского университета, а#nbsp;в#nbsp;1945#nbsp;году среди других перемещённых ценностей оказались в#nbsp;Москве. Отдельная радость для меня#nbsp;— сообщить, что древняя книга не погибла в#nbsp;огне войны, а#nbsp;сохранилась, и#nbsp;учёные могут работать с#nbsp;ней.

Есть ли у вас есть любимая книга в собрании?
Александр#nbsp;Лифшиц:#nbsp;Есть любимая рукопись начала XѴ#nbsp;века. Это Евангелие#nbsp;— удивительный памятник древнерусской книжности, переписанный невероятно свободным и#nbsp;изысканно‑красивым почерком писца, который назвал себя Алексийко. По изяществу письма мало какой из древнерусских кодексов я#nbsp;могу сравнить с#nbsp;этой рукописью.

Но на самом деле любимая книга та, над которой думаешь сейчас. Возможно, это не очень профессионально, но отстранённо и#nbsp;холодно изучать книгу, рукопись, у#nbsp;меня не получается. Когда есть загадка, появляется азарт, а#nbsp;значит, ты становишься к#nbsp;книге неравнодушен.

Печатается по: «Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с#nbsp;Александром Лифшицем#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;25#nbsp;– 27.

На фото: Фрагмент греческого пергаменного Евангелия. Сер.#nbsp;VIII#nbsp;в. Первый из привезённых из монастыря Св.#nbsp;Екатерины на Синае Константином Тишендорфом. До 1945#nbsp;г. хранился в#nbsp;библиотеке Лейпцигского университета.
См. также:
Ирина Дин (Хохолева). Know how#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №#nbsp;2. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.