Статьи

1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать!

Весенний фестиваль «Детские дни» в этом году пройдёт с 24 марта по 2 апреля. Придуманный в 2005 году, чтобы вдохновлять родителей на творческое общение с детьми в музеях, а музеи — на поиск новых форм взаимодействия с посетителями, фестиваль проходит дважды в год — весной и осенью и до сих пор остаётся одним из самых интересных и востребованных музейных событий. С Юлией Мацкевич, исполнительным директором фестиваля, беседовала Лариса Плетникова.

- Юлия Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как рождался проект, как появилась идея?

Юлия Мацкевич: Идея проекта возникла как результат осознания проблемы. В начале 2000‑х в подавляющем большинстве музеев детскую аудиторию воспринимали исключительно как школьную. Музеи были заинтересованы в организованных группах школьников, особенно среднего и старшего возраста, для которых можно было в слегка адаптированном виде провести взрослую экскурсию. Специализации по категориям посетителей среди сотрудников просветительских отделов в то время тоже не было. В редчайших музеях работали детские центры или центры музейной педагогики. В Петербурге такие музеи можно было пересчитать по пальцам одной руки. Создатели фестиваля «Детские дни в Петербурге» Василий Панкратов и Дарья Агапова ставили перед собой большую, не на один год цель: распахнуть двери музеев для семей с детьми, сделать музеи пространством для творческого семейного общения, создать в них дружелюбную и комфортную для детей атмосферу.

Для решения таких задач нужно было проделать огромную работу с профессиональным сообществом, повлиять на отношение коллег к детской аудитории. И поэтому фестиваль задумывался как двухчастный: Всероссийский профессиональный форум детских музейных программ и, в первый год — одновременно с ним, большая программа в петербургских музеях для семей с детьми. Затем форум перестал быть ежегодным и постепенно стал самостоятельным профессиональным проектом, но большая подготовительная работа с музейными сотрудниками в процессе конкурсного отбора и доработки программ продолжается. Это и ежегодные образовательно-проектные семинары, и вебинары, и экспертные консультации, и групповая взаимоподдержка. Кстати, в пандемийные 2020 и 2021 годы фестиваль работу не прекращал: программы в осенние каникулы состоялись с учётом санитарно‑гигиенических ограничений.

- Как изменился фестиваль за 18 лет, были ли какие-то концептуальные изменения формата?

Юлия Мацкевич: Да, конечно, проект меняется каждый год, иначе никому не интересно было бы его придумывать, в нём участвовать и посещать его программы. Ядром, которое делает «Детские дни» для посетителей ежегодно ожидаемым событием, остаётся игра-путешествие по петербургским музеям под девизом «12345 — я иду искать!». Игра строится на специально создаваемых 20 детских маршрутах по музейным экспозициям, по которым детей ведут интерактивные путеводители. Задача путеводителяв — не столько подробно рассказать об экспонатах, сколько мотивировать ребёнка вместе св взрослым самостоятельно исследовать их, выполняя задания.

Путеводитель невелик, всего 8 – 10 экспонатов и пять тысяч знаков проиллюстрированного текста, но в нём есть своя драматургия, свой игровой герой, своя «графическая инфраструктура». И работают над ним вместе с сотрудником конкретного музея ещё и эксперт, художник, редактор и корректор. Каждый год объявляется новая общая тема игры‑путешествия, поэтому даже если один и тот же музей неоднократно проходит конкурс на участие в ней, путеводители по нему совершенно разные. Детские музейные маршруты как часть программы фестиваля не исчезнут, потому что они наиболее результативны в привлечении той части аудитории, которая о фестивале пока не знает.

У «Детских дней» есть параллельная программа. Её рамки никак не ограничивают авторов, приветствуется предложение любых интересных детям форматов (кроме путеводителя по музею): детских выставок, игровых экскурсий, мастер‑классов, творческих мастерских и т. п. Припоминаю, например, экскурсию-диспут, придуманную Музеем политической истории России, лабораторию медленного чтения в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, тренинг будущего пассажира в Музее РЖД. Помимо того, что предлагают на фестивальный конкурс музеи, сам фестиваль вместе с партнёрами добавляет в программу спецпроекты. Спецпроекты носят экспериментальный характер и, как правило, обращены к тем аудиториям, с которыми музеям по-прежнему сложно, — это дети младшего дошкольного возраста и подростки 13+.

Сфера профессионального влияния фестиваля постепенно тоже расширяется. За многие годы его участниками стали более сотни петербургских музеев, федеральных, региональных, районных, ведомственных, частных... К ним присоединились наиболее активные библиотеки, театры, концертные организации и, кстати, родительские клубы, занимающиеся придумыванием интересных путешествий по городу. В 2021 – 2022 годах в программе приняли участие музеи и библиотеки Ленинградской области, сделав фестиваль межрегиональным событием (поэтому он теперь называется «Детские дни», без привязки к городу). Каждый год появляются организации-новички, осенью 2022 года их было более десятка.

- А как изменилось представление о формах работы с детской аудиторией за эти годы?

Юлия Мацкевич: Поскольку всё это происходило на моих глазах, с уверенностью могу сказать: кардинально. И стоит говорить даже не о формах — о принципах взаимодействия с детской, подростковой и семейной аудиторией. А изменение принципов влечёт за собой и изменение форм. Перечислю наиболее важные, те, которые мы считаем ценностями фестиваля и критериями отбора программ на фестивальном конкурсе: соответствие особенностям возраста, интересам и потребностям детей; равноправие и честность в диалоге; разнообразие путей получения информации; возможность посильного исследования и высказывания ребёнком собственного мнения, приоритет поиска и эксперимента над получением готового знания.

Всё больше внимания уделяется и продумыванию роли родителя — более значимой, чем просто сопровождающего. Мы рады видеть, что всё больше организаций культуры создают внутренние структуры, целенаправленно работающие именно с детской аудиторией: детские музейные центры, отделы и секторы музейной педагогики; выделяют направление работы с индивидуальными посетителями — семьями, детьми — как самостоятельное, достойное приложения сил сотрудников. Надеемся, что в этих изменениях есть и некоторая заслуга фестиваля.

Кроме того, теперь в Петербурге успешно работает не один большой проект для детей и подростков. Их несколько, и они совершенно разные: например, конкурс-путешествие «Большая регата» для детских и семейных команд (организатор — Санкт-Петербургский океанариум), межмузейная инициатива «Литературный багаж» для детских проектных коллективов (2016 – 2021, организатор — кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; в 2022 году трансформировался в «Культурный багаж», организатор — «Музейное агентство» Ленинградской области). Хотелось бы, чтобы таких проектов было ещё больше, ведь аудитория для них бесконечна, дети рождаются и подрастают, и даже в нашей культурной столице избытка предложения для них всё ещё нет.

- Какие спецпроекты фестиваля вам представляются наиболее интересными и почему?

Юлия Мацкевич: В прежние годы самыми прорывными, по моему мнению, были спецпроекты «Детская музейная этикетка» и бесплатные музейные гостиные для подростков 13+ под названием «Что я тут забыл?». Целью первого было создать долговременный сквозной «детский слой» в музейной экспозиции, целью второго — снизить порог входа в музей для подростков, установить между ними и музеем новые, более демократичные взаимоотношения.

Вообще рост числа и разнообразия спецпроектов — тенденция, которая помогает фестивалю обновляться, а посетителям — не заскучать. В этом году действовало три спецпроекта, и обращены они были преимущественно к подросткам.

Наиболее камерный из них — Лаборатория по исследованию города «Прогульщики». В дни фестиваля её проводила Мастерская Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) вместе с мультидисциплинарной художницей Анной Мартыненко. На партиципаторных занятиях с художницей подростки много гуляли: слушали звуки города и рисовали звуковые карты, делали слепки с городских поверхностей, читали надписи, фотографировали и изучали найденные артефакты. Рассказ о лаборатории и коллективный результат её работы — зин‑маршрут по Петроградской стороне Петербурга — стали частью новой музейной выставки «Чувство города», которая открылась в Мастерской Аникушина в декабре 2022 года.

Широкой подростковой аудитории был адресован фотопроект «Что я видел в Эрмитаже», который мы проводили в партнёрстве со Школьным центром и Службой волонтеров Государственного Эрмитажа. Он предлагал искать и снимать на камеру «переклички» между увиденным в Эрмитаже и в городской среде.

И третий проект, не строго подростковый — интерактивная выставка «Остановите у памятника» в новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры (25 октября – 20 ноября 2022 года). Её посетители могли узнать, что думают петербургские памятники о городской жизни, зайти в настоящий автобус и услышать истории «случайных попутчиков», поразмышлять о том, влияют ли род занятий или характер человека на восприятие Петербурга, поделиться своими мыслями на «доске объявлений». Выставку готовила мультидицисплинарная команда, включавшая драматурга, а интервью для неё дали горожане разных профессий: ресторатор и риэлтор, поэт и композитор, машинист и художник, гид и коллекционер.

- В рамках фестиваля проводятся семинары для музейного сообщества, для специалистов организаций, имеющих намерение участвовать в программе фестиваля. У кого из спикеров вы рекомендовали бы поучиться и чему?

Юлия Мацкевич: С моей точки зрения, самые креативные идеи рождаются благодаря соприкосновению знаний из разных областей, пусть и близких друг к другу. Специалисты из других сфер, такие как подростковый психолог Анастасия Жукова, драматург Наталья Боренко, специалист в сфере неформального образования Дима Зицер, антрополог Илья Утехин в разные годы помогали музейным педагогам иначе сфокусировать взгляд на задачи и возможности своей деятельности. Вряд ли за короткое время своего выступления они чему-то твердо научили музейных, библиотечных, театральных сотрудников, но, надеюсь, натолкнули на размышления, способствовали новому пониманию того, ради чего стоит создавать новые программы, как с их помощью можно отвечать на самые насущные запросы детей и подростков.

- Чему будет посвящена программа 2023 года?

Юлия Мацкевич: Об этом мы традиционно советуемся и с организациями-участницами, и с детьми‑посетителями. Фестиваль не будет посвящён юбилейным датам и другим формальным поводам для «возбуждения креативности» — это редко затрагивает интересы детей. Мы предложим детям и взрослым включить свои эмоции, фантазию, интуицию, чтобы приблизиться к полноте значений и контекстов, связанных с экспонатом в музее или книгой в библиотеке. Тема весеннего фестиваля — «Невыразимое». Организатор фестиваля — Центр развития музейного дела при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга.

Печатается по: 1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. № 3. С. 48 – 51.
На фото: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. 2022 г.
См. также:
Лариса Плетникова. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. № 4. С. 19.
На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. № 9. С. 2 – 7.

Кто раскачивает деревья? Беседа Ксении Сергазиной с Евгенией Львовой // Мир Музея. 2024. № 6. С. 49 – 51.