Статьи

1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать!

2023-06-29 04:48
Весенний фестиваль «Детские дни» в#nbsp;этом году пройдёт с#nbsp;24#nbsp;марта по 2#nbsp;апреля. Придуманный в#nbsp;2005#nbsp;году, чтобы вдохновлять родителей на творческое общение с#nbsp;детьми в#nbsp;музеях, а#nbsp;музеи#nbsp;— на поиск новых форм взаимодействия с#nbsp;посетителями, фестиваль проходит дважды в#nbsp;год#nbsp;— весной и#nbsp;осенью и#nbsp;до сих пор остаётся одним из самых интересных и#nbsp;востребованных музейных событий. С#nbsp;Юлией Мацкевич, исполнительным директором фестиваля, беседовала Лариса Плетникова.

- Юлия Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как рождался проект, как появилась идея?

Юлия Мацкевич: Идея проекта возникла как результат осознания проблемы. В#nbsp;начале 2000‑х в#nbsp;подавляющем большинстве музеев детскую аудиторию воспринимали исключительно как школьную. Музеи были заинтересованы в#nbsp;организованных группах школьников, особенно среднего и#nbsp;старшего возраста, для которых можно было в слегка адаптированном виде провести взрослую экскурсию. Специализации по категориям посетителей среди сотрудников просветительских отделов в то время тоже не было. В редчайших музеях работали детские центры или центры музейной педагогики. В#nbsp;Петербурге такие музеи можно было пересчитать по пальцам одной руки. Создатели фестиваля «Детские дни в Петербурге» Василий Панкратов и Дарья Агапова ставили перед собой большую, не на один год цель: распахнуть двери музеев для семей с#nbsp;детьми, сделать музеи пространством для творческого семейного общения, создать в них дружелюбную и#nbsp;комфортную для детей атмосферу.

Для решения таких задач нужно было проделать огромную работу с#nbsp;профессиональным сообществом, повлиять на отношение коллег к#nbsp;детской аудитории. И поэтому фестиваль задумывался как двухчастный: Всероссийский профессиональный форум детских музейных программ и, в первый год#nbsp;— одновременно с#nbsp;ним, большая программа в петербургских музеях для семей с#nbsp;детьми. Затем форум перестал быть ежегодным и постепенно стал самостоятельным профессиональным проектом, но большая подготовительная работа с#nbsp;музейными сотрудниками в процессе конкурсного отбора и#nbsp;доработки программ продолжается. Это и#nbsp;ежегодные образовательно-проектные семинары, и вебинары, и#nbsp;экспертные консультации, и групповая взаимоподдержка. Кстати, в#nbsp;пандемийные 2020 и#nbsp;2021#nbsp;годы фестиваль работу не прекращал: программы в#nbsp;осенние каникулы состоялись с#nbsp;учётом санитарно‑гигиенических ограничений.

- Как изменился фестиваль за 18 лет, были ли какие-то концептуальные изменения формата?

Юлия Мацкевич: Да, конечно, проект меняется каждый год, иначе никому не интересно было бы его придумывать, в нём участвовать и посещать его программы. Ядром, которое делает «Детские дни» для посетителей ежегодно ожидаемым событием, остаётся игра-путешествие по петербургским музеям под девизом «12345#nbsp;— я#nbsp;иду искать!». Игра строится на специально создаваемых 20 детских маршрутах по музейным экспозициям, по которым детей ведут интерактивные путеводители. Задача путеводителяв#nbsp;— не столько подробно рассказать об экспонатах, сколько мотивировать ребёнка вместе св#nbsp;взрослым самостоятельно исследовать их, выполняя задания.

Путеводитель невелик, всего 8#nbsp;–#nbsp;10 экспонатов и#nbsp;пять тысяч знаков проиллюстрированного текста, но в нём есть своя драматургия, свой игровой герой, своя «графическая инфраструктура». И#nbsp;работают над ним вместе с сотрудником конкретного музея ещё и#nbsp;эксперт, художник, редактор и#nbsp;корректор. Каждый год объявляется новая общая тема игры‑путешествия, поэтому даже если один и#nbsp;тот же музей неоднократно проходит конкурс на участие в ней, путеводители по нему совершенно разные. Детские музейные маршруты как часть программы фестиваля не исчезнут, потому что они наиболее результативны в#nbsp;привлечении той части аудитории, которая о#nbsp;фестивале пока не знает.

У «Детских дней» есть параллельная программа. Её рамки никак не ограничивают авторов, приветствуется предложение любых интересных детям форматов (кроме путеводителя по музею): детских выставок, игровых экскурсий, мастер‑классов, творческих мастерских и т. п. Припоминаю, например, экскурсию-диспут, придуманную Музеем политической истории России, лабораторию медленного чтения в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, тренинг будущего пассажира в#nbsp;Музее РЖД. Помимо того, что предлагают на фестивальный конкурс музеи, сам фестиваль вместе с партнёрами добавляет в#nbsp;программу спецпроекты. Спецпроекты носят экспериментальный характер и, как правило, обращены к тем аудиториям, с#nbsp;которыми музеям по-прежнему сложно,#nbsp;— это дети младшего дошкольного возраста и#nbsp;подростки#nbsp;13+.

Сфера профессионального влияния фестиваля постепенно тоже расширяется. За многие годы его участниками стали более сотни петербургских музеев, федеральных, региональных, районных, ведомственных, частных... К ним присоединились наиболее активные библиотеки, театры, концертные организации и, кстати, родительские клубы, занимающиеся придумыванием интересных путешествий по городу. В 2021#nbsp;– 2022#nbsp;годах в программе приняли участие музеи и#nbsp;библиотеки Ленинградской области, сделав фестиваль межрегиональным событием (поэтому он теперь называется «Детские дни», без привязки к городу). Каждый год появляются организации-новички, осенью 2022#nbsp;года их было более десятка.

- А как изменилось представление о формах работы с#nbsp;детской аудиторией за эти годы?

Юлия Мацкевич: Поскольку всё это происходило на моих глазах, с уверенностью могу сказать: кардинально. И стоит говорить даже не о формах — о принципах взаимодействия с детской, подростковой и семейной аудиторией. А#nbsp;изменение принципов влечёт за собой и#nbsp;изменение форм. Перечислю наиболее важные, те, которые мы считаем ценностями фестиваля и#nbsp;критериями отбора программ на фестивальном конкурсе: соответствие особенностям возраста, интересам и#nbsp;потребностям детей; равноправие и#nbsp;честность в диалоге; разнообразие путей получения информации; возможность посильного исследования и#nbsp;высказывания ребёнком собственного мнения, приоритет поиска и#nbsp;эксперимента над получением готового знания.

Всё больше внимания уделяется и продумыванию роли родителя#nbsp;— более значимой, чем просто сопровождающего. Мы рады видеть, что всё больше организаций культуры создают внутренние структуры, целенаправленно работающие именно с детской аудиторией: детские музейные центры, отделы и#nbsp;секторы музейной педагогики; выделяют направление работы с индивидуальными посетителями#nbsp;— семьями, детьми#nbsp;— как самостоятельное, достойное приложения сил сотрудников. Надеемся, что в этих изменениях есть и#nbsp;некоторая заслуга фестиваля.

Кроме того, теперь в Петербурге успешно работает не один большой проект для детей и#nbsp;подростков. Их несколько, и они совершенно разные: например, конкурс-путешествие «Большая регата» для детских и#nbsp;семейных команд (организатор#nbsp;— Санкт-Петербургский океанариум), межмузейная инициатива «Литературный багаж» для детских проектных коллективов (2016#nbsp;–#nbsp;2021, организатор#nbsp;— кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; в#nbsp;2022#nbsp;году трансформировался в «Культурный багаж», организатор#nbsp;— «Музейное агентство» Ленинградской области). Хотелось бы, чтобы таких проектов было ещё больше, ведь аудитория для них бесконечна, дети рождаются и#nbsp;подрастают, и#nbsp;даже в нашей культурной столице избытка предложения для них всё ещё нет.

- Какие спецпроекты фестиваля вам представляются наиболее интересными и#nbsp;почему?

Юлия Мацкевич: В прежние годы самыми прорывными, по моему мнению, были спецпроекты «Детская музейная этикетка» и#nbsp;бесплатные музейные гостиные для подростков#nbsp;13+ под названием «Что я тут забыл?». Целью первого было создать долговременный сквозной «детский слой» в#nbsp;музейной экспозиции, целью второго#nbsp;— снизить порог входа в музей для подростков, установить между ними и музеем новые, более демократичные взаимоотношения.

Вообще рост числа и разнообразия спецпроектов — тенденция, которая помогает фестивалю обновляться, а посетителям#nbsp;— не заскучать. В#nbsp;этом году действовало три спецпроекта, и#nbsp;обращены они были преимущественно к#nbsp;подросткам.

Наиболее камерный из них#nbsp;— Лаборатория по исследованию города «Прогульщики». В дни фестиваля её проводила Мастерская Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) вместе с мультидисциплинарной художницей Анной Мартыненко. На партиципаторных занятиях с#nbsp;художницей подростки много гуляли: слушали звуки города и#nbsp;рисовали звуковые карты, делали слепки с#nbsp;городских поверхностей, читали надписи, фотографировали и изучали найденные артефакты. Рассказ о лаборатории и#nbsp;коллективный результат её работы#nbsp;— зин‑маршрут по Петроградской стороне Петербурга#nbsp;— стали частью новой музейной выставки «Чувство города», которая открылась в#nbsp;Мастерской Аникушина в декабре 2022#nbsp;года.

Широкой подростковой аудитории был адресован фотопроект «Что я видел в#nbsp;Эрмитаже», который мы проводили в партнёрстве со Школьным центром и#nbsp;Службой волонтеров Государственного Эрмитажа. Он предлагал искать и снимать на камеру «переклички» между увиденным в#nbsp;Эрмитаже и в городской среде.

И третий проект, не строго подростковый — интерактивная выставка «Остановите у#nbsp;памятника» в новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры (25#nbsp;октября#nbsp;– 20#nbsp;ноября 2022#nbsp;года). Её посетители могли узнать, что думают петербургские памятники о городской жизни, зайти в настоящий автобус и#nbsp;услышать истории «случайных попутчиков», поразмышлять о том, влияют ли род занятий или характер человека на восприятие Петербурга, поделиться своими мыслями на «доске объявлений». Выставку готовила мультидицисплинарная команда, включавшая драматурга, а интервью для неё дали горожане разных профессий: ресторатор и#nbsp;риэлтор, поэт и композитор, машинист и#nbsp;художник, гид и коллекционер.

- В рамках фестиваля проводятся семинары для музейного сообщества, для специалистов организаций, имеющих намерение участвовать в программе фестиваля. У кого из спикеров вы рекомендовали бы поучиться и чему?

Юлия Мацкевич: С моей точки зрения, самые креативные идеи рождаются благодаря соприкосновению знаний из разных областей, пусть и близких друг к#nbsp;другу. Специалисты из других сфер, такие как подростковый психолог Анастасия Жукова, драматург Наталья Боренко, специалист в сфере неформального образования Дима Зицер, антрополог Илья Утехин в разные годы помогали музейным педагогам иначе сфокусировать взгляд на задачи и возможности своей деятельности. Вряд ли за короткое время своего выступления они чему-то твердо научили музейных, библиотечных, театральных сотрудников, но, надеюсь, натолкнули на размышления, способствовали новому пониманию того, ради чего стоит создавать новые программы, как с их помощью можно отвечать на самые насущные запросы детей и подростков.

- Чему будет посвящена программа 2023#nbsp;года?

Юлия Мацкевич: Об этом мы традиционно советуемся и#nbsp;с#nbsp;организациями-участницами, и#nbsp;с#nbsp;детьми‑посетителями. Фестиваль не будет посвящён юбилейным датам и другим формальным поводам для «возбуждения креативности» — это редко затрагивает интересы детей. Мы предложим детям и#nbsp;взрослым включить свои эмоции, фантазию, интуицию, чтобы приблизиться к#nbsp;полноте значений и контекстов, связанных с#nbsp;экспонатом в музее или книгой в#nbsp;библиотеке. Тема весеннего фестиваля#nbsp;— «Невыразимое». Организатор фестиваля#nbsp;— Центр развития музейного дела при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга.

Печатается по: 1,#nbsp;2,#nbsp;3,#nbsp;4,#nbsp;5#nbsp;— я#nbsp;иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с#nbsp;Юлией Мицкевич#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;3. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.
На фото: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. 2022#nbsp;г.
См. также:
Лариса Плетникова. «Волга была в полном разливе...»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;4. С.#nbsp;19.
На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с#nbsp;Павлом Нефёдовым#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;9. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;7.

Кто раскачивает деревья? Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Евгенией Львовой#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №#nbsp;6. С.#nbsp;49#nbsp;–#nbsp;51.