Весенний фестиваль «Детские дни» вэтом году пройдёт с24марта по 2апреля. Придуманный в2005году, чтобы вдохновлять родителей на творческое общение сдетьми вмузеях, амузеи— на поиск новых форм взаимодействия спосетителями, фестиваль проходит дважды вгод— весной иосенью идо сих пор остаётся одним из самых интересных ивостребованных музейных событий. СЮлией Мацкевич, исполнительным директором фестиваля, беседовала Лариса Плетникова.
- Юлия Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как рождался проект, как появилась идея?
Юлия Мацкевич: Идея проекта возникла как результат осознания проблемы. В начале 2000‑х в подавляющем большинстве музеев детскую аудиторию воспринимали исключительно как школьную. Музеи были заинтересованы в организованных группах школьников, особенно среднего и старшего возраста, для которых можно было в слегка адаптированном виде провести взрослую экскурсию. Специализации по категориям посетителей среди сотрудников просветительских отделов в то время тоже не было. В редчайших музеях работали детские центры или центры музейной педагогики. В Петербурге такие музеи можно было пересчитать по пальцам одной руки. Создатели фестиваля «Детские дни в Петербурге» Василий Панкратов и Дарья Агапова ставили перед собой большую, не на один год цель: распахнуть двери музеев для семей с детьми, сделать музеи пространством для творческого семейного общения, создать в них дружелюбную и комфортную для детей атмосферу.
Для решения таких задач нужно было проделать огромную работу с профессиональным сообществом, повлиять на отношение коллег к детской аудитории. И поэтому фестиваль задумывался как двухчастный: Всероссийский профессиональный форум детских музейных программ и, в первый год — одновременно с ним, большая программа в петербургских музеях для семей с детьми. Затем форум перестал быть ежегодным и постепенно стал самостоятельным профессиональным проектом, но большая подготовительная работа с музейными сотрудниками в процессе конкурсного отбора и доработки программ продолжается. Это и ежегодные образовательно-проектные семинары, и вебинары, и экспертные консультации, и групповая взаимоподдержка. Кстати, в пандемийные 2020 и 2021 годы фестиваль работу не прекращал: программы в осенние каникулы состоялись с учётом санитарно‑гигиенических ограничений.
- Как изменился фестиваль за 18 лет, были ли какие-то концептуальные изменения формата?
Юлия Мацкевич: Да, конечно, проект меняется каждый год, иначе никому не интересно было бы его придумывать, в нём участвовать и посещать его программы. Ядром, которое делает «Детские дни» для посетителей ежегодно ожидаемым событием, остаётся игра-путешествие по петербургским музеям под девизом «12345 — я иду искать!». Игра строится на специально создаваемых 20 детских маршрутах по музейным экспозициям, по которым детей ведут интерактивные путеводители. Задача путеводителяв — не столько подробно рассказать об экспонатах, сколько мотивировать ребёнка вместе св взрослым самостоятельно исследовать их, выполняя задания.
Путеводитель невелик, всего 8 – 10 экспонатов и пять тысяч знаков проиллюстрированного текста, но в нём есть своя драматургия, свой игровой герой, своя «графическая инфраструктура». И работают над ним вместе с сотрудником конкретного музея ещё и эксперт, художник, редактор и корректор. Каждый год объявляется новая общая тема игры‑путешествия, поэтому даже если один и тот же музей неоднократно проходит конкурс на участие в ней, путеводители по нему совершенно разные. Детские музейные маршруты как часть программы фестиваля не исчезнут, потому что они наиболее результативны в привлечении той части аудитории, которая о фестивале пока не знает.
У «Детских дней» есть параллельная программа. Её рамки никак не ограничивают авторов, приветствуется предложение любых интересных детям форматов (кроме путеводителя по музею): детских выставок, игровых экскурсий, мастер‑классов, творческих мастерских и т. п. Припоминаю, например, экскурсию-диспут, придуманную Музеем политической истории России, лабораторию медленного чтения в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, тренинг будущего пассажира в Музее РЖД. Помимо того, что предлагают на фестивальный конкурс музеи, сам фестиваль вместе с партнёрами добавляет в программу спецпроекты. Спецпроекты носят экспериментальный характер и, как правило, обращены к тем аудиториям, с которыми музеям по-прежнему сложно, — это дети младшего дошкольного возраста и подростки 13+.
Сфера профессионального влияния фестиваля постепенно тоже расширяется. За многие годы его участниками стали более сотни петербургских музеев, федеральных, региональных, районных, ведомственных, частных... К ним присоединились наиболее активные библиотеки, театры, концертные организации и, кстати, родительские клубы, занимающиеся придумыванием интересных путешествий по городу. В 2021 – 2022 годах в программе приняли участие музеи и библиотеки Ленинградской области, сделав фестиваль межрегиональным событием (поэтому он теперь называется «Детские дни», без привязки к городу). Каждый год появляются организации-новички, осенью 2022 года их было более десятка.
- А как изменилось представление о формах работы сдетской аудиторией за эти годы?
Юлия Мацкевич: Поскольку всё это происходило на моих глазах, с уверенностью могу сказать: кардинально. И стоит говорить даже не о формах — о принципах взаимодействия с детской, подростковой и семейной аудиторией. А изменение принципов влечёт за собой и изменение форм. Перечислю наиболее важные, те, которые мы считаем ценностями фестиваля и критериями отбора программ на фестивальном конкурсе: соответствие особенностям возраста, интересам и потребностям детей; равноправие и честность в диалоге; разнообразие путей получения информации; возможность посильного исследования и высказывания ребёнком собственного мнения, приоритет поиска и эксперимента над получением готового знания.
Всё больше внимания уделяется и продумыванию роли родителя — более значимой, чем просто сопровождающего. Мы рады видеть, что всё больше организаций культуры создают внутренние структуры, целенаправленно работающие именно с детской аудиторией: детские музейные центры, отделы и секторы музейной педагогики; выделяют направление работы с индивидуальными посетителями — семьями, детьми — как самостоятельное, достойное приложения сил сотрудников. Надеемся, что в этих изменениях есть и некоторая заслуга фестиваля.
Кроме того, теперь в Петербурге успешно работает не один большой проект для детей и подростков. Их несколько, и они совершенно разные: например, конкурс-путешествие «Большая регата» для детских и семейных команд (организатор — Санкт-Петербургский океанариум), межмузейная инициатива «Литературный багаж» для детских проектных коллективов (2016 – 2021, организатор — кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; в 2022 году трансформировался в «Культурный багаж», организатор — «Музейное агентство» Ленинградской области). Хотелось бы, чтобы таких проектов было ещё больше, ведь аудитория для них бесконечна, дети рождаются и подрастают, и даже в нашей культурной столице избытка предложения для них всё ещё нет.
- Какие спецпроекты фестиваля вам представляются наиболее интересными ипочему?
Юлия Мацкевич: В прежние годы самыми прорывными, по моему мнению, были спецпроекты «Детская музейная этикетка» и бесплатные музейные гостиные для подростков 13+ под названием «Что я тут забыл?». Целью первого было создать долговременный сквозной «детский слой» в музейной экспозиции, целью второго — снизить порог входа в музей для подростков, установить между ними и музеем новые, более демократичные взаимоотношения.
Вообще рост числа и разнообразия спецпроектов — тенденция, которая помогает фестивалю обновляться, а посетителям — не заскучать. В этом году действовало три спецпроекта, и обращены они были преимущественно к подросткам.
Наиболее камерный из них — Лаборатория по исследованию города «Прогульщики». В дни фестиваля её проводила Мастерская Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) вместе с мультидисциплинарной художницей Анной Мартыненко. На партиципаторных занятиях с художницей подростки много гуляли: слушали звуки города и рисовали звуковые карты, делали слепки с городских поверхностей, читали надписи, фотографировали и изучали найденные артефакты. Рассказ о лаборатории и коллективный результат её работы — зин‑маршрут по Петроградской стороне Петербурга — стали частью новой музейной выставки «Чувство города», которая открылась в Мастерской Аникушина в декабре 2022 года.
Широкой подростковой аудитории был адресован фотопроект «Что я видел в Эрмитаже», который мы проводили в партнёрстве со Школьным центром и Службой волонтеров Государственного Эрмитажа. Он предлагал искать и снимать на камеру «переклички» между увиденным в Эрмитаже и в городской среде.
И третий проект, не строго подростковый — интерактивная выставка «Остановите у памятника» в новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры (25 октября – 20 ноября 2022 года). Её посетители могли узнать, что думают петербургские памятники о городской жизни, зайти в настоящий автобус и услышать истории «случайных попутчиков», поразмышлять о том, влияют ли род занятий или характер человека на восприятие Петербурга, поделиться своими мыслями на «доске объявлений». Выставку готовила мультидицисплинарная команда, включавшая драматурга, а интервью для неё дали горожане разных профессий: ресторатор и риэлтор, поэт и композитор, машинист и художник, гид и коллекционер.
- В рамках фестиваля проводятся семинары для музейного сообщества, для специалистов организаций, имеющих намерение участвовать в программе фестиваля. У кого из спикеров вы рекомендовали бы поучиться и чему?
Юлия Мацкевич: С моей точки зрения, самые креативные идеи рождаются благодаря соприкосновению знаний из разных областей, пусть и близких друг к другу. Специалисты из других сфер, такие как подростковый психолог Анастасия Жукова, драматург Наталья Боренко, специалист в сфере неформального образования Дима Зицер, антрополог Илья Утехин в разные годы помогали музейным педагогам иначе сфокусировать взгляд на задачи и возможности своей деятельности. Вряд ли за короткое время своего выступления они чему-то твердо научили музейных, библиотечных, театральных сотрудников, но, надеюсь, натолкнули на размышления, способствовали новому пониманию того, ради чего стоит создавать новые программы, как с их помощью можно отвечать на самые насущные запросы детей и подростков.
- Чему будет посвящена программа 2023года?
Юлия Мацкевич: Об этом мы традиционно советуемся и с организациями-участницами, и с детьми‑посетителями. Фестиваль не будет посвящён юбилейным датам и другим формальным поводам для «возбуждения креативности» — это редко затрагивает интересы детей. Мы предложим детям и взрослым включить свои эмоции, фантазию, интуицию, чтобы приблизиться к полноте значений и контекстов, связанных с экспонатом в музее или книгой в библиотеке. Тема весеннего фестиваля — «Невыразимое». Организатор фестиваля — Центр развития музейного дела при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга.
Печатается по: 1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. № 3. С. 48 – 51.
На фото: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. 2022 г.