Статьи

Тбилиси. 2024

2024-08-03 12:33
Нарине, армянская журналистка, организовала пресс‑тур Ереван – Тбилиси с посещением трёх древних армянских монастырей по пути, — и я решилась провести пасхальные каникулы на Кавказе.
Прилетела в Гюмри — посмотреть старый Алек­санд­ро­поль Эриванской губернии (он же советский Ленинакан и постсоветский Кумайри), второй по величине город Армении, частично разрушенный землетрясением 1988 года. И не пожалела.

Гюмри
Большая часть дореволюционных зданий в Гюмри из чёрного туфа — Коммерческое училище, школа для девочек, бани, пивоварня, особняки, храмы... Даже Чёрная крепость, Сев‑Берд — форт середины XIX века, построенный после окончания Русско‑турецкой войны 1828 – 1829 годов. И рядом с ним — Холм чести, некрополь офицеров, погибших в войне с турками.

Город небольшой, уютный, почти без туристов. В самом центре, на площади Вардананц — две церкви, чем местные жители очень гордятся. Одна Богородичная (Сурб Аствацацин), XѴII века, другая Всеспасителя (Сурб Аменапркич), восстановленная после землетрясения 1988 года (уцелела только западная стена храма и апсида).

В городе есть неплохой Музей национальной архитектуры и городского быта, краеведческий, и рядом с ним музей скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова (1881 –
1952) в доме, построенном его дедом Фёдором Меркуровым в 1869 году.

Недалеко от города расположен Мармашенский монастырь (X – XIII век) и источник Эгнар. «Каждая жена — родник своего мужа, — гласит помещённая возле источника табличка, — никто другой не вправе пить из него».

Ереван
От Гюмри до Еревана — несколько часов на маршрутке. И новую дорогу строят, будет и вовсе пара часов езды.

Архитектурно Ереван преимущественно советский город, спроектированный Александром Ивановичем Таманяном (1878 – 1936), — с широкими проспектами, огромными платанами, красивыми площадями. Модерна осталось немного, но есть, на улице Абовяна. А ещё есть церкви XѴII ве­ка, по армянским меркам не древние. И крепости. В крепости Эребуни, на холме, сохранились клинописные таблички и дохристианские храмы (храм Халди, бога‑покровителя города, и храм Суси, возле царского дворца), а перед входом в музей есть даже пятиглавый вишап, дракон, высеченный из камня в 2000 – 1500 годах до нашей эры и привезённый с Гегамских гор, с летнего пастбища Аршалуйс.

Севан
Недалеко от города есть Гарни с храмом Митры и известные монастыри — Гегард со скальными церквями, Нораванк в горном ущелье и Хор Вирап, где расположена тюрьма, в которую был заточён Григорий Просветитель и откуда открывается чудесный вид на Арарат (и турецкую границу). Но в этот раз я поехала ещё дальше — в монастыри на озере Севан и в окрестностях.

В самом Севане есть почитаемый холм Норатус, старое кладбище, с часовнями XѴII ве­ка и древними захоронениями. Хачкары, надгробные или памятные армянские кресты, самый старый из которых датируется X веком, сохранились здесь довольно неплохо, некоторые, говорят, не так давно даже путешествовали в Париж на выставку древнего армянского искусства. На кладбище есть свой хранитель, она знает самые древние могилы — и рассказывает туристам истории из жизни погребённых здесь правителей.

На полуострове расположен Севанаванк — монастырь IX века, откуда открывается чудесный вид на Севан, чуть дальше — Гошаванк (XII – XIII веков), построенный Мхитаром Гошем (там же он и похоронен), и Агарцин с церквями XI – XIII веков и просторной трапезной.

Путешествие на Севан может быть однодневным — весной за день вполне реально успеть по­смот­реть некрополь, объехать озеро целиком, пообедать, заехать в три монастыря на обратном пути и вернуться в Ереван засветло.

По пути в Тбилиси
Тбилиси от Еревана недалеко — нужно миновать несколько горных перевалов и тоннелей, а также пограничный пост. Вполне можно позавтракать в Ереване и поужинать в Тбилиси, даже если по пути заезжать в горные монастыри и в езидский храм, который стоит прямо на трассе Ереван – Тбилиси и в который можно и нужно зайти туристу. Здесь вам предложат чаю или кофе и расскажут о повседневной жизни езидов (езиды не едят свинину и могут жениться только на женщинах своего клана: к примеру, если ты из рода шейхов, как мой собеседник шейх Юсиф, то и супруга твоя должна быть из того же рода).

Стоит посетить монастырь Санаин Х – XIII веков; когда‑то именно здесь был центр Ларийского царства. От тех времён остались старые церкви X века, здание библиотеки XI века, академия X – XI веков (Академия Григора Магистроса Пахлавуни) и величественная колокольня XIII века, напоминающая донжоны средневековых европейских крепостей. Здесь во множестве живут не только сойки, но и дятлы.

В монастырях Ахпат (X век и Ахтала (монастырь и крепость X ве­ка) сохранились росписи — редкое явление для армянской культуры. В Ахтале это, вероятно, влияние армян‑халкидонитов, которым в XIII веке был передан монастырь. Алтарная часть армянских храмов довольно древней формы — справа и слева от алтаря есть небольшие ниши для келейной молитвы, такие же ниши есть в трапезной части. Притворы огромные, как в Византии, отделённые от трапезной части храма не только портиком, но и высокими ступенями. В некоторых помещениях есть круглое отверстие в потолке — почти как в римском Пантеоне. А в библиотеке монастыря в Ахпат (XI век) — ещё и огромные амфоры в полу: то ли в древности книги, как и всё другое, хранили в больших кувшинах, то ли это своего рода голосники, но не в стенах, а в полу (акустика там, действительно, потрясающая — я не удержалась и спела по‑гречески пасхальный тропарь).
Неподалёку от Ахталы сохранился замок эпохи модерн — так называемый замок Арамянца (1905). В советское время здесь был санаторий, теперь это частная территория, но за небольшую плату пускают внутрь и даже рассказывают о прежнем владельце особняка.
Дальше граница; пограничники с обеих сторон вежливые, но просят всех пассажиров выйти из машины.

Тифлис
В Тифлисе — Тбилиси — я впервые. Посмотрела здесь армянские храмы, грузинские храмы и монастыри, зоро­астрий­ский храм Атешга (улица Гоми, дом 3) в старом городе, бывшую русскую церковь, несколько католических церквей и несколько синагог. В музеи не попала, но их тут предостаточно — кроме Художественной галереи и Национального музея Грузии есть Этнографический музей, «Музей советской оккупации», Музей шёлка, Музей иллюзий и другие.
В свободное время бродила по старым кварталам, пила кофе и чачу, собирала чабрец и ела с дерева шелковицу. Тбилиси — красивейший город с деревянными шушабанди, верандами и галереями, с бесконечными лестницами во дворах и на улицах, с чёрными котами на всех углах, с чинарами и красивыми скверами. В нём читается и имперское прошлое, и восточный колорит (даже в названиях много арабских или тюркских корней), и живая кричащая современность (чего стоит пешеходный мост через Куру или высотка в духе Москвы‑сити в центре города). В городе много украинских флагов и антивоенных граффити, но все говорят по‑русски и никакой ксенофобии в быту тут нет. Зовут возвращаться и дарят цветы.

До аэропорта Руставели из центра около 20 минут, можно доехать на Яндекс‑такси, но платить придётся в лари.

Гюмри – Ереван – Тбилиси – Москва.
Фото автора.

На фото: Вид на Тбилиси с холма Сололаки.
Печатается по: Ксения Сергазина. Тбилиси. 2024 // Мир Музея. 2024. №6. С. 32 – 35.
См. также:
Александръ Пушкинъ. Тифлисъ. 1829 // Мир Музея. 2024. №6. С. 30 – 32.

Алексей Пищулин. Пушкина после Пушкина // Мир Музея. 2024. №1. С. 9 – 12.

Музей пушкинского счастья. Беседа Ксении Сергазиной с Евгением Богатырёвым // Мир Музея. 2024. №1. С. 16 – 17.