Статьи

Фотоаппарат «на вооружении»

Фотографии англичанина Роджера Фентона, посвящённые Крымской войне, представляют собой одну из самых ранних попыток систематически задокументировать войну с помощью фото. За четыре месяца 1855 года, с 8 марта по 26 июня, проведённых на фронте в крайне тяжёлых условиях, Фентон создал более 350 уникальных снимков.
Роджер Фентон родился в 1819 году в богатой английской семье. Он получил образование юриста и художника и в дальнейшем стал одним из самых влиятельных викторианских фотографов. За свою впечатляющую карьеру Фентон основал Королевское фотографическое общество, был назначен первым официальным фотографом Британского музея и снимал королевскую семью в самых разных резиденциях. Однако всемирную известность и признание Фентон получил в качестве первого военного фоторепортёра благодаря снимкам, сделанным им во время Крымской войны 1853 – 1856 годов.

Британские газеты и журналы того периода были переполнены негативной информацией о войне, поэтому правительство решило использовать новый вид искусства, фотографию, и представить читателям более позитивный визуальный ряд прямо с места военных действий.

После нескольких неудачных попыток отправить официального фотографа в Крым издательская фирма Thomas Agnew & Sons предложила свою кандидатуру, и Фентон отправился в плавание 26 декабря 1854 го­да с единственной целью — составить фотографический отчёт об очаге войны в ­Крыму. Для компании это было крупным капиталовложением, но она рассчитывала на большую прибыль от продажи фотографий. Несмотря на то что военная фотография находилась ещё на самой начальной стадии развития, люди видели её преимущества и охотно «брали на вооружение» фотоаппарат. За несколько недель до отъезда Фентона британское правительство отправило ему в помощь официального фотографа Ричарда Никлина с двумя солдатами, но они погибли в порту Балаклавы. Их корабль «Рип Ван Винкль» затонул во время урагана, обрушившегося на крымское побережье.

8 марта 1855 года Роджер Фентон прибыл на борту «Геклы» в Балаклаву вместе с двумя помощниками и фургоном, запряжённым лошадьми.

С помощью рекомендательных писем, в том числе от принца Альберта, мужа королевы Виктории, Фентон быстро завоевал популярность среди британского командного состава и офицеров. В коллекции фотографий Фентона одно из основных мест занимают портреты британских военачальников и офицеров. Полковник Эдвард Купер Ходж отметил в своём дневнике 28 апреля 1855 го­да: «Мис­тер Фентон, находящийся здесь фотограф Британского музея, сделал набросок [фотографию] моей хижины и лагеря. Это, конечно, очень точное изображение, но его следует раскрасить, чтобы вы могли получить представление о красоте скал и холмов».

Через два дня после этой записи полковник отправил снимки своей матери, и они стали одними из первых фотографий Фентона, попавших в Англию с Крымского полу­острова.

В Крыму Фентон создал более 350 негативов. Его работы считаются первым систематическим осве­ще­ни­ем конфликта. В основном он снимал чиновников и солдат французских и британских полков. Немногочисленные пейзажи демонстрируют суровый ландшафт Крымского полуострова, иногда прерываемый белыми палатками военных лагерей. «Долина теней смерти», снятая 23 апреля 1855 года — пожалуй, самая известная фотография Фентона, а также знаковое изображение Крымской войны, хорошо знакомое большинству британцев, интересующихся историей.

Фентон использовал мокроколлодионный процесс, предложенный незадолго до описываемых событий, в 1851 году, его соотечественником Фредериком Скоттом Арчером (1813 – 1857).

Процесс заключался в получении фотографических негативных изображений на фотопластинках с коллодионной эмульсией. Стеклянную фотопластину, предварительно покрытую светочувствительной эмульсией‑коллодием, за несколько минут до съёмки погружают в ванночку с сенсибилизирующим (очувствляющим) раствором. Затем ещё влажную пластину помещают в громоздкую фотокамеру. Фотографу приходилось заранее рассчитывать момент съёмки так, чтобы эмульсия не успела высохнуть. Когда кадр сделан, пластину вынимают и проявляют. Печать осуществляется контактным способом, размером один к одному с негативом — ведь фотоувеличители вошли в обиход лишь четверть века спустя. Тем не менее новейшая для того времени технология значительно удешевила фотографию, повысила резкость снимков, а время экспозиции при съёмке сократилось до нескольких секунд по сравнению со многими минутами при дагеротипии.

Все проявочные работы проводились в фотографическом фургоне Фентона, переделанном из старой повозки виноторговца.

В этой передвижной «тёмной комнате» в 36 сундуках хранились 700 стеклянных пластин, пять камер, а также баки с водой, инструменты, печки для приготовления пищи и личные запасы консервов.

На фотографиях Фентона нет ужасов войны: ни трупов, ни изуродованных тел, ни жестоких батальных сцен.

Можно удивиться такому отсутствию атрибутов войны на снимках военного фото­графа, находившегося практичес­ки на передовой. Это, видимо, ­обусловлено двумя факторами. Во‑первых, громоздкая фототехника, доступная Фентону, всё ещё предполагала длительные выдержки (более 20 секунд) — снимать продолжающееся сражение в таких условиях было просто нереально. Во‑вторых, Фентон был ограничен рамками политики и бизнеса. Он был официальным фотографом, с рекомендациями и поддержкой королевской семьи и правительства, которые диктовали позитивный нарратив. И, конечно, для него был важен будущий коммерческий успех, ведь его спонсор Thomas Agnew & Sons рассчитывал не только публиковать, но выставлять и продавать фотографии Фентона.

Снимки Фентона, опуб­ли­ко­ван­ные в газетах и журналах, впервые показали широкой публике последствия войны. Благодаря своим зачастую тонким и поэтичным интерпретациям Фентон создал жанр военной фотографии. Он продемонстрировал свой необычайный гений, запечатлев тщетность ­войны.

26 июня 1855 года Роджер Фентон заболел холерой и, разочаровавшись в войне, покинул Крым. 11 июля он вернулся в Англию. Уже в августе королева Виктория увидела подборку его работ, а в начале сентября Фентон посетил Францию и показал свои фотографии императору Луи‑Наполеону Бонапарту (Наполеон III). Фентон также начал подготовку к показу своих работ по всей Британии. Требовались сотни копий фотоснимков, ведь выставки планировались в 26 городах, включая Эдинбург, Глазго, Эксетер, Кардифф, Белфаст и Дублин.

Фотографии Фентона пользовались необычайной популярностью.

Одна из газетных публикаций утверждает, что к концу марта 1856 года выставки посетили два миллиона человек. Однако ни многочисленные выставки, ни любовь публики не привели к финансовому успеху. В конце 1856 года компания Thomas Agnew & Sons продала конкурирующей типографии негативы и оставшиеся копии фотографий. Фентон же продолжил сотрудничество с королевской семьёй, отправившись в сентябре 1856 года в Бал­морал, где он фотографировал королевских детей.

В 1862 году первый военный фотограф продал своё оборудование и вернулся к профессии юриста. Он умер 8 августа 1869 года в возрасте 50 лет.

Великобритания . Рединг . Все фото — Роджера Фентона (1855 г.).
Технология
Фирма Thomas Agnew & Sons — одна из ведущих среди издателей, типографий и дилеров середины XIX века — рассматривала войну как возможность продать новые изображения публике, жаждущей информации. Одновременно с отправкой Фентона в Крым компания заказала британскому художнику Томасу Баркеру (1815 – 1882) большую картину маслом, изображающую ожидаемую победу союзников под Севастополем.

При создании полотна Баркер использовал фотографии Фентона в качестве исходного материала. Это позволило художнику создать абсолютно правдивые и точные портреты.

Баркер включил в свою картину по меньшей мере 50 фотографий Фентона. Некоторые были скопированы почти в точности, другие были перевёрнуты или скомбинированы с другими изображениями, причём элементы одних фотографий появлялись рядом с людьми с других снимков. Работа над картиной была завершена в 1856 году, а вместе с напечатанной в 1859 году гравюрой был опубликован и список всех людей, которые идентифицированы и представлены на фотографиях Фентона.

На фото: Роджер Фентон. Автопортрет. Февраль 1852 г. 32‑летний Фентон в импровизированной студии. Вероятно, чтобы засечь время экспозиции, он положил свои открытые карманные часы на книгу в руках.
На обложке: Беседа между двумя хорватами.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.
См. также:
Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.

Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80 – 82.