Статьи

Если журнал, то «Новый мир»

Один из главных российских литературных журналов «Новый мир» отмечает в 2025 году своё 100-летие. «Мир Музея» присоединяется к череде юбилейных публикаций и рассказывает о журнале, ставшем неотъемлемой частью отечественного культурного наследия.
Валерия Ахметьева, Российский государственный гуманитарный университет
С этим никто не будет спорить. Как заметил писатель Владимир Новиков: «Фрукт — яблоко, река — Волга, поэт — Пушкин, журнал — „Новый мир“». Так считают читатели, так считают и писатели: публикация в «Новом мире» — это признание, награда, с ней не сравнится никакая книга в крупном издательстве.

Впрочем, сначала главных журналов в Советском Союзе было три. В 1921 году появилась «Красная новь» — первый советский журнал, продолживший традицию дореволюционных «толстых» журналов, затем «Октябрь» (с 1924 года) и «Новый мир» (с 1925 года). В 1942 году «Красная новь» была закрыта (она и до того момента переживала тяжёлые времена). «Октябрь» и «Новый мир» долгое время существовали на равных. В 1960‑е го­ды, во времена главных редакторов Твардовского и Кочетова, журналы воспринимались как оплоты противоборствующих позиций. В течение нескольких лет велась острая литературная (в реальности — идео­ло­ги­че­ская) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» — «оттепельного» либерализма «Нового мира» и советского консерватизма «Октября» (все помнят роман Кочетова «Чего же ты хочешь?», хотя бы по уморительно смешным пародиям С. Смирнова и З. Паперного). К настоящему времени «Октябрь», после долгих лет борьбы за существование, закрылся, а «Новый мир» жив и бодр.

Первый номер «Нового мира» вышел в свет ровно 100 лет назад, в январе 1925 го­да; он стал государственным журналом при издательстве «Известия», созданным советским правительством. Вначале «Новый мир» выходил дважды в месяц, затем — еже­месячно.

Новое издание появилось по предложению главного редактора газеты «Известия» Юрия Михайловича Стеклова (1873 – 1941). Первый год журналом руководили Стеклов и нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) (Луначарский оставался членом редколлегии до 1931 года), затем Иван Иванович Скворцов‑Степанов (1870 – 1928).

Наконец, в 1926 году главным редактором «Нового мира» стал Вячеслав Павлович Полонский (1886 – 1932), критик, редактор, журналист, историк и талантливый организатор, совмещавший руководство литературным журналом с обязанностями директора Музея изящных искусств.

При Полонском «Новый мир» достиг наибольшего тиража среди всех литературных журналов СССР. Именно тогда в журнале были опубликованы многие выдающиеся произведения.

«Полонский напечатал в „Новом мире“ целый массив из „Жизни Клима Самгина“, „Море“, „Жестокость“, „Капитана Коняева“, „Живую воду“, „В грозу“ Сергеева‑Ценского, „Восемнадцатый год“ и первую книгу „Петра Первого“ Алексея Толстого, „Кащееву цепь“ и „Журавлиную родину“ Пришвина, главы из „России, кровью умытой“ Артёма Весёлого, „М.П. Синягина“ Зощенко, пьесу Бабеля „Закат“, „Елень“ Соколова‑Микитова, „Лейтенанта Шмидта“, отрывки из поэмы „Девятьсот пятый год“ и лирику Пастернака, стихи Есенина, Маяковского, Багрицкого, Мандельштама, Павла Васильева» [1].

При Полонском же разразился и крупный окололитературный скандал: «Новый мир» в 1926 го­ду опубликовал «Повесть непогашенной луны» Бориса Пильняка.

В 1931 году Полонского сменил Иван Гронский, следующим главным редактором стал генеральный секретарь Союза писателей СССР Владимир Ставский. Авторитет «Нового мира» оставался высоким: на журнал смотрели как на образец (в том числе и образец дозволенного).

После войны после нескольких лет редакторства Константина Михайловича Симонова (1915 –
1979) главным редактором становится Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) — человек, чьё имя фактически стало синонимом «Нового мира».

Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» в 1950 – 1954 и 1958 – 1970 годах. В оба периода его редакторства, особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем анти­сталин­ских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.

В «Новом мире» печатались произведения Фёдора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского. И публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына стала возможна только в «Новом мире» Твардовского.

При идеологическом либерализме редакция придерживалась позиций традиционной эстетики. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма.

В тот период журнал публиковал работы крупных советских писателей и открывал читателям новые имена.
Шестидесятые стали вершиной общественного значения «Нового мира». Идеологическую основу журнала в тот период составляли ценности либерализма и демократического социализма.

В 1970 году был осуществлён разгром журнала: почти пол­нос­тью сменился состав редколлегии, сняли и Твардовского. Репутация «Нового мира» была к тому моменту настолько непоколебима, что журнал читали и в застойные времена (впрочем, публикация в нём считалась знаком качества, а «Малая земля» в журнальных книжках никого не смутила — что поделать, таковы были правила ­игры).

А в перестройку, при Сергее Павловиче Залыгине (1913 – 2000), занимавшем кресло главного редактора журнала с 1986 по 1998 год, настал новый новомирский звёздный час: благодаря публикациям запрещённых до того вещей — «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Док­тор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» — тиражи журнала выросли до фантастических цифр: тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 миллионам 660 тысячам экземп­ляров.

Но и когда схлынула волна пере­строеч­ных публикаций, «Новый мир» остался твердыней литературного мира. С 1991 года это негосударственное издание, с 1998 года и до сегодняшнего дня им руководит Андрей Василевский. «„Новый мир“ не забывает о своей истории и видит достоинство в определённом живом, не коснеющем, консерватизме, однако открыт новому, яркому, глубокому и талантливому», — пишут сотрудники журнала.

Судьба «главного журнала» страны во многом уникальна, прежде всего потому, что всегда было понимание: «Новый мир» — настоящий памятник советской эпохи.
К юбилею «Нового мира»
Максим Гуреев
«Литературные толстяки», а именно так ласково кличут у нас толстые советские литературные журналы, что ведут свою родословную ещё от «Отечественных записок» и пушкинского «Современника», «Русского вестника» и погодинского «Москвитянина», в полной мере свидетельствуют о том, что как жить, так и писать в России надо долго. Не то что написал за месяц 15 авторских листов, назвал это «романом», опубликовал в топовом издательстве у небезызвестного редактора, собрал все мыслимые и немыслимые премии и почил себе на лаврах в должности «маститого сочинителя». Ан нет, шалишь, брат, или шалишь, кума, не с той ноги плясать пошла, как говорится. Потому как это ещё даже и не начало писательской карьеры, но оказия, случай, когда ходока с незамусоленной рукописью пустили погреться в предбанник русской словесности, где со стен на него грозно или надменно (на выбор) взирают такие старцы, как «Сибирские огни» (103 года), «Звез­да» (101 год), «Октябрь» (101 год), «Новый мир» (100 лет), «Знамя» (94 года), «Дружба народов» (86 лет), «Нева» (70 лет), «Москва» (68 лет), «Наш современник» (61 год).

Ясное дело, что не всякому хочется топтаться в этом самом предбаннике под строгим и неусыпным взглядом ревнителей русского литературного благочестия. Вот в большинстве своём и не топчутся литераторы, сразу срываются в галоп, полагая, что и без «толстяков» этих пресловутых обойдутся, потому как времена уже не те, когда годами следовало мыкаться по редакциям и получать отказы. Нынче у нас в ходу сетевое сочинительство, которое не терпит промедления, задумчивости и прочих тягот, именуемых по старинке «муками творчества». Хотя, если сказать честно, «муки» эти ни при чём совершенно, при чём навык вхож­де­ния в текст, поиск своей интонации и стиля, своего голоса и своей амбиции, без которой, по мысли Андрея Битова, делать в русской литературе нечего. А всё это требует времени, точнее, несуетного времени, в котором «литературные толстяки» всегда знали толк.

Примечания:
[1]  Любимов Н.М. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний. В 3 т. Т.I. М., 2000. Электронная версия. Метод доступа: <www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=50044630>.
Печатается по: Ахметьева В. Если журнал, то «Новый мир» // Мир Музея. 2025. №3. С.38–40.
См. также: «История забытых имён и забытых текстов — всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с Дарьей Московской // Мир Музея. 2024. №2. С.43–46.
Ахметьева В. Путешествие в Страну Фантастики // Мир Музея. 2024. №1. С.38–40.
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С.25–27.
Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева // Мир Музея. 2023. №11. С.20–21.
Дин (Хохолева) И. По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С.80–82.
Дин (Хохолева) И. Что такое книжный клуб? // Мир Музея. 2022. №11. С.50–53.
Дин (Хохолева) И. «Это то самое место, где когда‑нибудь у нас будет дом» // Мир Музея. 2024. №5. С.52–55.
Ахметьева В. Малая библиотека больших поэтов // Мир Музея. 2024. №3. С.32–33.