Статьи

Путешествие в Страну Фантастики

2024-01-24 12:39
В январе отмечают День научной фантастики, поэтому в#nbsp;этом номере мы продолжаем нашу постоянную рубрику, посвящённую популярным советским книжным сериям, которые стали неотъемлемой частью культурного наследия страны, требующим изучения и#nbsp;сохранения, рассказом о#nbsp;серии «Библиотека современной фантастики», выходившей в#nbsp;1960‑е#nbsp;– 1970‑е годы в#nbsp;издательстве «Молодая гвардия».

Книжечки беленькие, книжечки красненькие
В детстве стояли на полочке,
«Библиотека современной фантастики»...
Всё угробили, сволочи.
Всеволод Емелин. Космос как воспоминание.
Эти красные и#nbsp;светло‑серые томики, обязательные на книжных полках квартир интеллигенции 1960‑х и#nbsp;1970‑х (нечётные#nbsp;— серые, чётные#nbsp;— красные), сформировали поколение#nbsp;— и#nbsp;я#nbsp;почти не пре­уве­ли­чи­ваю.

В#nbsp;стихотворении Всеволода Емелина, вынесенном в#nbsp;эпиграф, перечисляются без кавычек и#nbsp;пояснений герои и#nbsp;обстоятельства произведений, входящих в#nbsp;серию, имена фантастов, названия романов#nbsp;— в#nbsp;точном соответствии с#nbsp;порядком томов. Первый том — Иван Ефремов, седьмой — «Трудно быть богом» и#nbsp;«Понедельник начинается в#nbsp;субботу» братьев Стругацких, романы Клиффорда Саймака, Джона Уиндэма, Станислава Лема, Роберта Шекли, Гарри Гаррисона... Мы безошибочно опознаём своих: по набору любимых книг, по брошенным машинально цитатам (не только из Стругацких, хотя после «Тилили, тилили, а#nbsp;дракона повезли!» или «Сам отец Кин расковал и#nbsp;наружу вывел» и#nbsp;проникаемся к#nbsp;собеседнику симпатией; скорее, маркером служит что‑то вроде «Диагональ, диагональ, тебя мне жаль, тебя мне жаль» или «Звёздочка светлая, звёздочка ранняя»), главное#nbsp;— по неумолимой уверенности в#nbsp;том, что настанет описанное в#nbsp;фантастике будущее, светлое ли, тёмное, с#nbsp;триффидами или хрустальными дворцами и#nbsp;волнующимися нивами#nbsp;— один из тех вариантов, в#nbsp;которые отправляло устройство, разработанное в#nbsp;Отделе абсолютного знания ИИЧАВО.

«Библиотека современной фантас­ти­ки» выпускалась издательством «Молодая гвардия» и#nbsp;распространялась по подписке. Изначально планировали выпустить 15#nbsp;томов. Впоследствии было принято решение расширить издание до 25#nbsp;томов, чтобы охватить большее число авторов,#nbsp;— и#nbsp;всё равно произведения множества прекрасных писателей не вошли в#nbsp;серию. После 25‑го тома было выпущено пять дополнительных томов без нумерации (два последних выпущены без серийного оформления, но серия обозначена в тексте).

Разумеется, и раньше в#nbsp;СССР выпускали фантастику#nbsp;— но в#nbsp;основном в#nbsp;журналах вроде «Техника#nbsp;— молодёжи» и#nbsp;по большей части советскую. БСФ издательства «Молодая гвардия» стала первой в#nbsp;стране попыткой дать читателям представление о#nbsp;широте и#nbsp;многообразии современной мировой научной фантастики. Серию, начатую по инициативе тогдашнего патриарха советской фантастики Ивана Антоновича Ефремова (1908#nbsp;– 1972), готовил редакционный совет, в#nbsp;который вошли известнейшие писатели‑фантасты того периода (А.Громова, С.Жемайтис, Е.Парнов, А.Стругацкий). Её отличает продуманная концепция и#nbsp;серьёзный подход. Каждый том ­открывает предисловие, посвящённое творчеству писателя, чьи произведения вошли в#nbsp;книгу, или фантастике той или иной страны, если том составляет, скажем, антология американских фантастических рассказов. Авторами предисловий стали литературоведы, социологи, футурологи, выдающиеся советские писатели (предисловие к#nbsp;тому Абэ Кобо написал переводчик его романов С.Бережков#nbsp;— за этим псевдонимом скрывался Аркадий Стругацкий; а#nbsp;к#nbsp;антологии американских фантастических рассказов#nbsp;— известный фантаст Роман Подольный)#nbsp;— словом, выдающиеся специалисты своего времени, а#nbsp;на последних страницах томов обязательно помещали биографические справки об авторах с#nbsp;фотографиями. Значение этих кратких текстов трудно оценить современному молодому читателю, привыкшему получать информацию из сети по паре кликов. 60#nbsp;лет назад читатель ловил крупицы новых знаний где было только получалось, и#nbsp;БСФ позволяла системно прочитать авторов из СССР и#nbsp;социалистических стран и#nbsp;фантастов из США, Великобритании, Франции, Японии и#nbsp;составить представление о#nbsp;большом «мире НФ», его развитии и#nbsp;тенденциях. Редакционный совет пытался представить по возможности полную картину#nbsp;— на излёте оттепели, в#nbsp;1964#nbsp;– 1965 годах, это было ещё возможно, а#nbsp;затем помогла инерция государственного издательства и#nbsp;популярность книг#nbsp;— серию продлили и#nbsp;смогли продолжать издание до 1973#nbsp;года.

Первый том «Иван Ефремов» (в#nbsp;который вошли романы «Туманность Андромеды» и#nbsp;«Звёздные корабли») открывает большая вступительная статья основоположников советского фантастоведения Евгения Павловича Брандиса (1916#nbsp;– 1985) и#nbsp;Владимира Ивановича Дмитревского (1908#nbsp;– 1978) «Путешествие в#nbsp;Страну Фантастики». «Ещё недавно научная фантастика... признавалась литературой второго сорта, и#nbsp;по крайней мере критики и#nbsp;литературоведы не признавали её всерьёз,#nbsp;— писали авторы.#nbsp;— Однако после Второй мировой войны НФ занимает заметное место в#nbsp;литературе ряда стран и#nbsp;обмене духовными ценностями».

В «установочной» статье даются объяснения, почему было принято решение о#nbsp;запуске такой книжной серии, какие именно авторы будут в#nbsp;ней представлены. «Объём издания ограничивает возможности отбора авторов,#nbsp;— говорится в#nbsp;ней,#nbsp;— поэтому читатели смогут познакомиться только с#nbsp;некоторыми вещами самых известных писателей‑фантастов послевоенного периода». Но если изучить список этих писателей, то становится понятно, что рядом с#nbsp;Рэем Брэдбери, Станиславом Лемом, братьями Стругацкими и#nbsp;Робертом Шекли в#nbsp;серии изданы Абэ Кобо, Пьер Буль, Фридрих Дюрренматт, Робер Мерль, Курт Воннегут... Так эти имена вошли в#nbsp;культурный канон советского человека.

Правда, потом многие с#nbsp;трудом свыклись с#nbsp;мыслью, что Робер Мерль, «Дюма XX#nbsp;века»#nbsp;— вовсе не фантаст, а#nbsp;Дюрренматт#nbsp;— один из крупнейших современных писателей, и#nbsp;вообще скорее драматург, но это небольшая плата за счастье знакомства с#nbsp;текстами.

Впоследствии БСФ пытались продолжить, в#nbsp;1986#nbsp;– 1997#nbsp;годы выходила межиздательская серия «Библиотека фантастики», полностью составленная из переизданий, однако главной книжной фантастической серией всё равно были и#nbsp;остаются эти зачитанные до дыр красные и#nbsp;серые томики, заботливо подклеенные скотчем или папиросной бумагой, с#nbsp;помощью которых целое поколение создало для себя образ будущего.
Фото томов серии Константина Преображенского.
Печатается по: Валерия Ахметьева. Путешествие в#nbsp;Страну Фантастики#nbsp;// Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;38#nbsp;–#nbsp;40.
См. также:
«История забытых имён и забытых текстов — всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с#nbsp;Дарьей Московской#nbsp;#nbsp;// Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;43#nbsp;–#nbsp;46.

Валерия Ахметьева. Почём футболка с#nbsp;классиком?#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;4. С.#nbsp;20#nbsp;–#nbsp;22.

«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с#nbsp;Александром Дифшицем#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;25#nbsp;– 27.