Статьи

Спас-Камень

2023-12-13 16:02
Культмассовые мероприятия на вольном воздухе и#nbsp;коллективные выезды на природу#nbsp;— дело, безусловно, полезное, особенно в#nbsp;свете актуальной нынче проповеди новой (старой) корпоративной этики, когда «все вместе, все дружно», и#nbsp;довольно агрессивной политики туроператоров. Однако есть в#nbsp;нашем Отечестве земли, где подобная схема не работает, потому что экскурсионное обслуживание и#nbsp;уединение#nbsp;— две вещи несовместные. При том что уединение не является синонимом затворничества, а#nbsp;затерянность#nbsp;— покинутости. Речь в#nbsp;данном случае идёт о#nbsp;заповедных местах Воло­год­чины, о#nbsp;Спасо‑Каменном монастыре, побывать в#nbsp;котором нужно в#nbsp;одиночестве, ведь древняя история проходит именно через твоё сердце, а#nbsp;не#nbsp;через коллективный разум «группы товарищей».
Когда в один из дней 1571#nbsp;го­да грозный царь Иван Васильевич вошёл в#nbsp;только что построенный Софийский собор в#nbsp;Вологде, то откуда‑то сверху к его ногам упал камень и#nbsp;с#nbsp;великим грохотом разлетелся на куски. Тут же, что и#nbsp;понятно, поднялся шум, крики, царя бросились спасать, а#nbsp;он выбежал вон и#nbsp;в#nbsp;гневе стал грозить кулаком величественному сооружению, в#nbsp;страхе помышляя о том, что могло бы быть, если бы камень всё‑таки попал ему в#nbsp;голову, закрывал глаза и#nbsp;видел себя лежащим на полу в#nbsp;луже крови, а#nbsp;ещё видел всю свою свиту, смеющуюся над его хладным трупом, мол, «поделом, поделом», мол, «Бог шельму метит».

Тут же разнеслись слухи, что Иоанн#nbsp;IѴ Васильевич, пребывая в#nbsp;страшной и#nbsp;праведной ярости, решил разобрать собор, усмотрев в#nbsp;происшедшем недоразумении дурной знак, однако был настолько напуган, что спешно покинул город, так и оставив своё решение без исполнения.

Ещё какое‑то время Вологда, памятуя о#nbsp;Новгородском погроме Иоан­на Васильевича, находилась в#nbsp;оцепенении и страхе, ожидая своей незавидной участи, но каким‑то чудом буря тогда прошла стороной, и Софийский собор сохранился. Он был освящён уже после смерти грозного царя, при его сыне Фёдоре Иоанновиче в#nbsp;1587#nbsp;году.

Так выходило, что камень, упавший с высоты более 50#nbsp;метров и#nbsp;чудом не убивший Ивана Грозного, сам того не ведая, спас Вологду от царева гнева, отвёл от города судьбу северной опричной столицы, судьбу, как покажет русская Смута 1598#nbsp;–#nbsp;1613#nbsp;годов, незавидную.
Эту историю, думается, слышал всякий, кто с#nbsp;экскурсией посещал храм, входящий в#nbsp;состав Вологодского государственного историко‑архитектурного и#nbsp;художественного музея‑заповедника.
Однако мало кто знает, что словосочетание «Спас камень» на Вологодчине, вернее, в её Белозерской части, имеет ещё одни смысл, ещё одну, куда более древнюю, историю.

Всё началось здесь в августе 1260#nbsp;года, когда Белозерский князь Глеб Василькович, совершая плавание по Кубенскому озеру, расположенному в#nbsp;20#nbsp;с#nbsp;лишним верстах от Вологды, попал в#nbsp;страшной силы шторм. Единственным упованием князя стала молитва, потому как многие ладьи, сопровождавшие его, были потоплены, а спутники его поглощены разбушевавшейся стихией. Согласно преданию, спасение Глеб Василькович нашёл на небольшом каменистом острове, куда его, полуживого, выбросили озверевшие волны. А#nbsp;так как произошло это в#nbsp;день Преображения Господня, то основанная на месте спасения князя обитель (одна из древнейших на Русском Севере) получила название Спасо‑Пре­обра­жен­ской Каменской островной#nbsp;— впоследствии Спасо‑Преображен­ской Белавинской#nbsp;— пустыни, вошедшей в#nbsp;русскую историю как Спас‑Камень.

Со временем «Спас‑Камень» стал не столько топонимическим термином, сколько метафорой всего северного бытования, своеобразным парафразом знаменитой пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Не оплошать и после неоднократных неудачных попыток добраться до островного монастыря автору этих строк удалось только весной 1990#nbsp;года.
Время электронных навигаторов и#nbsp;сетевой логистики тогда ещё не наступило, и#nbsp;потому единственным источником более или менее достоверной информации об удалённых и#nbsp;труднодоступных населённых пунктах были водители междугородных автобусов. О#nbsp;Спас‑Камне, разумеется, никто не знал, но выяснилось, что вологодские рыбаки часто ездят в#nbsp;Устье‑Кубенское, откуда на моторах выходят в#nbsp;озеро, на котором якобы есть остров. Разумеется, никаких гарантий, что это именно Спас‑Каменный, не было, но выбирать не приходилось, и#nbsp;я#nbsp;поехал.

Устье оказалось весьма живописным селом, некогда отстроенным купцами, занимавшимися в#nbsp;этих краях судостроением и#nbsp;гончарным делом, а#nbsp;также торговавшими рыбой, лесом и#nbsp;кружевами (вологодско‑кубенскими, надо полагать).

Сомнения в том, что это именно то место, откуда можно добраться до каменного острова, рассеялись после того, как на доске объявлений, прибитой к наглухо закрытым дверям Вознесенской церкви, давно превращённой в#nbsp;склад, я#nbsp;обнаружил объявление: «Вожу на Спас‑Камень. Ул.#nbsp;Комсомольская,#nbsp;4. ­Сергей».

По указанному адресу располагался лодочный сарай, из‑за весеннего половодья наполовину ушедший в#nbsp;воду, баня, более походившая на закопчённый блиндаж, и#nbsp;крытый рубероидом навес над верстаком, за которым сидел упомянутый выше Сергей и#nbsp;пил чай, а#nbsp;так как на улице было довольно свежо, то поднимавшийся из алюминиевой кружки пар выглядел весьма живописно.

С мотористом сговорились быс­тро и протоками вышли в#nbsp;устье Кубены (отсюда и#nbsp;название села), откуда до острова оказалось около 20#nbsp;минут.

На подходе к острову Сергей заглушил мотор и#nbsp;сел на вёсла. По абсолютно неподвижной, стеклянной глади воды куски льда степенно обтекали корпус лодки, проплывали медленно, как обрывки кучевых облаков, едва слышно ударялись в#nbsp;дюралевые борта, уходили под днище, выныривали, кувыркались, коверкая отражение колокольни, которая словно бы вырастала из обледеневшей груды кирпичей, оставшейся здесь ещё после взрыва Спасо‑Преображенского монастырского собора в#nbsp;1935#nbsp;году.
Это и был Спас‑Каменный.

Зрелище немыслимое и#nbsp;фантастическое#nbsp;— чудом сохранившиеся постройки XѴI#nbsp;ве­ка как бы висели в воздухе, в#nbsp;полной и#nbsp;абсолютной тишине, царившей вокруг...
С той поездки 1990#nbsp;года прошло 30#nbsp;с лишним лет.

За это время здесь многое изменилось. Стараниями Александра Асафова, Александра Плигина, архиепископа Максимилиана (Лазаренко), мит­ро­по­ли­та Игнатия (Депутатова), игумена Дио­ни­сия (Воздвиженского) началось восстановление древней обители. Полностью восстановлены братский корпус, монастырская гостиница, монастырская спасательная станция, Успенская церковь, «иже под колоколы», где совершаются службы, ведётся разбор руин Спасо‑Преображенского собора.

О Спас‑Камне заговорили. К нему теперь возят паломников из Москвы и#nbsp;туристов из Вологды, о#nbsp;нём снимают документальные фильмы, его фотографируют, ему посвящают книги.
Не оплошали и устьяне#nbsp;— кроме того, что теперь зимой мотористы пересаживаются со своих «казанок» на снего­ходы Bombardier и по льду Кубенского озера доставляют всех желающих на остров, на сельской набережной установили памятный знак#nbsp;— ледникового происхождения валун#nbsp;— в#nbsp;честь посещения в#nbsp;1545#nbsp;году Устья Кубенского Иваном Грозным. Та остановка в#nbsp;селе оказалась вынужденной#nbsp;— намерение помолиться в#nbsp;древнем островном монастыре было нарушено лютым штормом (вспомним белозерского князя Глеба Васильковича). Усмот­рев в#nbsp;этом дурное предзнаменование (государь, как известно, был очень мнителен), Иоанн Васильевич#nbsp;IѴ вернулся в#nbsp;Москву (до#nbsp;событий, описанных в#nbsp;начале этой статьи, оставалось 26#nbsp;лет).

И вновь получается, что спас Спас‑Камень от верной погибели, но на сей раз уже юного царя, которому в#nbsp;1545#nbsp;году было всего
15#nbsp;лет.
А может быть, просто не пожелал увидеть в#nbsp;своих стенах будущего грозного владыку?
Может быть... Кто знает.
Вологодская область#nbsp;–#nbsp;Москва.
Печатается по: Максим Гуреев. Спас-Камень // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;5.
На илл.: Собор преподобных отцев Спасо‑Каменного монастыря. ХХ#nbsp;в. Преп.#nbsp;Пахомий Свято­лук­ский, Александр Куштский, Пётр чудо­тво­рец, ­Иоасаф Спасо­­камен­­ский, Евфимий Сянжемский, Василий блаженный, Кассиан игумен, Дио­ни­сий Глушицкий.

На обложке: Монастырь во время половодья. Фото 2019#nbsp;г.
См. также:
Максим Гуреев. «В деревне Бог живёт не по углам...»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;4.
Максим Гуреев. Silentium#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №#nbsp;3. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;5.