Статьи

Средневековый купеческий город

О подготовке 950‑летия тверского города Торопца мы поговорили с членами комитета по подготовке празднования — историками Артёмом Юренковым и Дмитрием Даниловым, а также с историком искусства Лией Окрошидзе. Беседовала Ксения Сергазина.
Коллеги, расскажите, пожалуйста, какие изменения ждут горожан в связи с празднованием 950‑летия Торопца, что планируется?

Артём Юренков: Распоряжение о подготовке города к 950‑летию было подписано в 2022 году, и город получил шанс по‑настоящему преобразиться. В конце декабря 2023 года председатель оргкомитета по подготовке 950‑летия Торопца заместитель Председателя Правительства РФ — руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Юрьевич Григоренко утвердил план мероприятий по благоустройству и модернизации инфраструктуры города. Согласно этому плану, в Торопце будет проведён ремонт школы, двух детских садов, дорог и дворов. Будут также построены спортивные площадки, отремонтирован дом культуры и центральная библиотека, разрабатывается документация на новую больницу. Планируется также благоустроить центральную часть города, отреставрировать Корсунско‑Богородицкий собор (XѴIII век), поставить памятники Александру Невскому, который венчался в Торопце, и патриарху Тихону (Беллавину), который родился в Клину, погосте Торопецкого уезда Тверской губернии.

Интересный проект, инициированный Дмитрием Даниловым, был поддержан Институтом истории материальной культуры РАН: это раскопки в Торопце, на месте древнего городища.

Дмитрий Данилов: По плану, археологические раскопки должны начаться в июле 2024 года и продлиться три месяца. Всё, что найдут археологи, останется в Торопце — войдёт в коллекцию крае­вед­че­ско­го музея, для которого уже строится новое здание. Институт истории материальной культуры РАН уже готовит к публикации книгу «Средневековый Торопец», в том числе о ранее найденных в Торопце археологических предметах.

Какие памятные места вокруг Торопца вы рекомендуете посетить гостям города?

Дмитрий Данилов: Торопец — прият­ный, тихий городок. Он находится на берегу озера с подходящими к берегам лесными чащами. Город был купеческим — здесь сохранилось множество красивых церквей. Мы бы хотели, чтобы после завершения благоустройства точками притяжения для горожан и путешественников стал новый краеведческий музей, отреставрированный дом‑музей патриарха Тихона (Беллавина), сквер Александра Невского у собора. Кроме того, на берегу лесного озера в 50 километрах от Торопца есть усадьба генерала Куропаткина. Она расположена в живописном месте и сейчас реставрируется — и дом, и парк. Этот проект ведётся при поддержке Российского военно‑исторического общества.
А ещё мы надеемся на возвращение в Торопец старинной иконы Богоматери. Если это произойдёт, Торопец станет центром православного паломничества и хранителем «Торопецкой» иконы.

Какие объекты Тверской области вы бы посоветовали включить в туристический маршрут наряду с Торопцем?

Артём Юренков: Территория Твер­ской области огромна. Торопец равноудалён от всех крупных городов, но вполне мог бы стать точкой притяжения туристов из Великого Новгорода, Твери, Москвы, Смоленска и Пскова.

Если говорить о туристических маршрутах, то пока их два — по Новой Риге и по Ленинградке автомобилем. Если ехать по Рижской дороге, можно посетить Ржев и памятник советскому солдату, при желании включить в маршрут посещение Изборска и Пушкинских гор, которые всего в 300 километрах от Торопца. А если в сторону Петербурга, по Ленинградской дороге — то через Торжок и Нилову пустынь на озере Селигер. А можно поездом. РЖД уже предусмотрело капитальный ремонт вокзалов двух станций железной дороги в Торопце — для гостей города и торопчан.

Новый северный маршрут может появиться после приведения в порядок дороги от Торопца до Старой Руссы — это будет самый удобный путь в Торопец из Великого Новгорода и Санкт‑Петербурга.

В процессе подготовки празднования, как я поняла, удалось сделать несколько локальных открытий. Что вас больше всего поразило в Торопце, в торопчанах?

Дмитрий Данилов: У Торопца богатая история. В Торопце венчался с полоцкой княжной Александр Невский, здесь родился и учился патриарх Тихон, первый патриарх восстановленного после синодального периода патриаршества. Кроме того, торопчанами были мореплаватель Макар Ратманов, путешественник и исследователь Камчатки адмирал Пётр Рикорд, композитор Модест Мусоргский, дрессировщик Николай Гладильщиков. В окрестностях Торопца в деревне Шешуриной находится родовая усадьба военного министра мецената и филантропа генерала А.Н. Куропаткина, командующего войсками в Русско‑японскую войну 1904 – 1905 годов. Торопец оставил свой след и в космической сфере: генеральный конструктор НПО «Энергия», один из создателей корабля «Буран» Юрий Павлович Семёнов и один из разработчиков американской программы «Шаттл» Севир Богданов родом из Торопца.

Одним из локальных открытий стала для нас уникальная история одной из старейших православных икон — «Торопецкой» иконы Божьей Матери. По преданию, именно этот образ полоцкая княжна, супруга Александра Невского, подарила городу после венчания. Икона веками находилась в Торопце. Однако в 1917 году, когда все церкви в городе были закрыты, икона была передана в Русский музей. Сейчас она находится в часовне под Истрой, недалеко от Москвы, и доступна для поклонения.

Но главным открытием Торопца для нас стала, конечно же, личность Андрея Филипповича Митрохина (1766 – 1845) художника, первого русского реставратора, торопчанина.

С чего началось это исследование, где и что искали, что нашли и какие ещё есть архивные гипотезы?

Лия Окрошидзе: Это исследование началось не так давно. С Артёмом и Дмитрием я познакомилась в середине мая — они рассказали про Торопец, про предстоящее празднование, про выдающихся уроженцев города, в том числе и про Митрохина. Задача мне показалось увлекательной — открыть новые факты его биографии.

Сначала я посмотрела то, что можно было найти в открытом доступе. И уже потом начала искать в архивах — в Пскове, в Твери, в Российском государственном историческом архиве (РГИА), в Центральном государственном историческом архиве Санкт‑Петербурга (ЦГИА СПб). В одной из метрических книг в ЦГИА СПб я нашла запись о смерти Митрохина и о месте его погребения. Сразу после этого удалось найти запись о погребении Митрохина в кладбищенских книгах. В письмах адмирала Кушелева удалось обнаружить упоминание брата Митрохина.

За первые пару месяцев работы удалось установить ранее неизвестные факты. Это очень воодушевляло! В РГИА нашлись планы Эрмитажного театра, на которых видны комнаты, где некогда проживал реставратор.

Артём Юренков: Мы с ребятами в сентябре 2023 го­да посетили Боль­ше­­охтин­­ское кладбище в Санкт‑Петербурге в поисках могилы Митрохина, но, к сожалению, пока не преуспели в поисках.

Расскажите об эпохе, когда жил Митрохин, — о Петербурге того времени и Торопце того времени.

Лия Окрошидзе: В Петербурге Митрохин застал события, которые вошли в учебники истории, — убийство императора Павла, Отечественную войну 1812 года, он участвовал в эвакуации ценностей Эрмитажа, видел восстание декабристов и так далее.

Так сложилось, что Митрохину посчастливилось жить сразу в двух столетиях, а рубеж веков всегда представляет собой переломный исторический ­момент.

Артём Юренков: Торопец времён Митрохина — развитый богатый торговый город с множеством каменных храмов, с каменными частными домами дворян и купцов. Митрохин видел город до страшного пожара конца XѴIII века, уни­что­жив­ше­го не только жилые дома, но и храмовое убранство. Мы знаем, что после пожара одним из жерт­во­ва­те­лей на восстановление Корсунско‑Богородицкого собора стал император Павел I.


Что можно почитать о Митрохине, где познакомиться с его творчеством?
Лия Окрошидзе: Есть заметка Н.В. Кукольника об А.Ф. Митрохине, которая была опубликована в 1846 году. Можно почитать статью С.А. Гамалова‑Чураева. Есть наши статьи. Погрузиться в творчество А.Ф. Митрохина можно, в первую очередь, в стенах Эрмитажа. Практически в каждом зале есть работы, которые он когда‑то реставрировал, и есть знаменитый портрет Павла I, который написан Митрохиным. В московским Музее изобразительных искусств можно посмотреть картину Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», которую тоже реставрировал Митрохин.

Как вам кажется, чему может научить современную молодёжь история реставратора Митрохина?
Лия Окрошидзе: Самое главное, чему может научить молодёжь жизнь Митрохина, — это бескорыстная преданность делу, трудо­любие.
Артём Юренков: Мне кажется, жизнь Митрохина может научить тому, как важно правильно выбрать свой путь в жизни. А.Ф. Митрохин сначала был военным, потом конюхом, только потом стал художником и реставратором. И реставрация стала делом его жизни. Можно сказать даже, что именно он — основатель реставрационного дела в России. Талант реставратора и его трудолюбие помогли сохранить до наших дней «Триптих» Гуго ван дер Гуса или картины Рубенса «Бахус», «Мария, плачущая у ног Иисуса Христа», «Отцелюбие римлянки». Кроме того, Митрохин реставрировал картину Рафаэля «Мадонна Альба», которая хранится в собрании Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Так что мы смело можем говорить, что А.Ф. Митрохин — реставратор с мировым именем.

О нас
Мы все — выпускники Московского университета.
Артём Юренков: Я окончил факультет государственного управления и уже больше 10 лет работаю в аппарате правительства, являюсь членом ор­га­ни­за­цион­но­го комитета по подготовке 950‑летия Торопца Тверской области.

Лия Окрошидзе: Я выпускница кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, там же окончила аспирантуру. В настоящий момент — сотрудник деканата факультета, работаю с галереей Q‑ART, выпускаю журнал об искусстве «Q». Основную часть моей жизни занимают научные исследования по истории и искусству портрета.

Дмитрий Данилов: Как и Лия, я выпускник истфака МГУ, окончил отделение международных отношений кафедры новой и новейшей истории. Работал и работаю в крупных компаниях в сфере строи­тель­ства и горнодобычи. Принимаю участие в подготовке 950‑летия Торопца — в качестве эксперта‑историка.
Печатается по: Средневековый купеческий город. Беседа Ксении Сергазиной с Артёмом Юренковым, Дмитрием Даниловым и Лией Окрошидзе // Мир Музея. 2024. №2. С. 28 –30.
См. также:
Полвека в музее. Беседа Алексея Пищулина с Анной Клюкиной // Мир Музея. 2024. №2. С. 27.

«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Дифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25 – 27.

Золото копаете? Беседа Ксении Сергазиной с Владимиром Дукельским // Мир Музея. 2023. №10. С. 10 – 12.

На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. №9. С. 2 – 7.

В Кремле и без музея? Беседа Валерии Ахметьевой с Ириной Кусовой // Мир Музея. 2023. №11. С. 46 – 47.

Спецхран. Беседа Ксении Сергазиной с Верой Берченевой // Мир Музея. 2023. № 10. С. 13.

Головная боль или новые возможности? Беседа Ксении Сергазиной с Марией Правдиной и Константином Ширко // Мир Музея. 2023. №10. С. 52 – 54.