Статьи

Средневековый купеческий город

2024-03-28 16:21
О подготовке 950‑летия тверского города Торопца мы поговорили с#nbsp;членами комитета по подготовке празднования#nbsp;— историками Артёмом Юренковым и#nbsp;Дмитрием Даниловым, а#nbsp;также с#nbsp;историком искусства Лией Окрошидзе. Беседовала Ксения Сергазина.
Коллеги,#nbsp;расскажите,#nbsp;пожалуйста, какие изменения ждут горожан в#nbsp;связи с#nbsp;празднованием 950‑летия Торопца, что планируется?

Артём#nbsp;Юренков:#nbsp;Распоряжение о#nbsp;подготовке города к#nbsp;950‑летию было подписано в#nbsp;2022#nbsp;году, и#nbsp;город получил шанс по‑настоящему преобразиться. В#nbsp;конце декабря 2023#nbsp;года председатель оргкомитета по подготовке 950‑летия Торопца заместитель Председателя Правительства#nbsp;РФ#nbsp;— руководитель Аппарата Правительства#nbsp;РФ Дмитрий Юрьевич Григоренко утвердил план мероприятий по благоустройству и#nbsp;модернизации инфраструктуры города. Согласно этому плану, в#nbsp;Торопце будет проведён ремонт школы, двух детских садов, дорог и#nbsp;дворов. Будут также построены спортивные площадки, отремонтирован дом культуры и#nbsp;центральная библиотека, разрабатывается документация на новую больницу. Планируется также благоустроить центральную часть города, отреставрировать Корсунско‑Богородицкий собор (XѴIII#nbsp;век), поставить памятники Александру Невскому, который венчался в#nbsp;Торопце, и#nbsp;патриарху Тихону (Беллавину), который родился в#nbsp;Клину, погосте Торопецкого уезда Тверской губернии.

Интересный проект, инициированный Дмитрием Даниловым, был поддержан Институтом истории материальной культуры РАН: это раскопки в#nbsp;Торопце, на месте древнего городища.

Дмитрий#nbsp;Данилов:#nbsp;По#nbsp;плану, археологические раскопки должны начаться в#nbsp;июле 2024#nbsp;года и#nbsp;продлиться три месяца. Всё, что найдут археологи, останется в#nbsp;Торопце#nbsp;— войдёт в#nbsp;коллекцию крае­вед­че­ско­го музея, для которого уже строится новое здание. Институт истории материальной культуры РАН уже готовит к#nbsp;публикации книгу «Средневековый Торопец», в#nbsp;том числе о#nbsp;ранее найденных в#nbsp;Торопце археологических предметах.

Какие памятные места вокруг Торопца вы рекомендуете посетить гостям города?

Дмитрий#nbsp;Данилов:#nbsp;Торопец#nbsp;— прият­ный, тихий городок. Он находится на берегу озера с#nbsp;подходящими к#nbsp;берегам лесными чащами. Город был купеческим#nbsp;— здесь сохранилось множество красивых церквей. Мы бы хотели, чтобы после завершения благоустройства точками притяжения для горожан и#nbsp;путешественников стал новый краеведческий музей, отреставрированный дом‑музей патриарха Тихона (Беллавина), сквер Александра Невского у собора. Кроме того, на берегу лесного озера в#nbsp;50#nbsp;километрах от Торопца есть усадьба генерала Куропаткина. Она расположена в#nbsp;живописном месте и#nbsp;сейчас реставрируется#nbsp;— и#nbsp;дом, и парк. Этот проект ведётся при поддержке Российского военно‑исторического общества.
А ещё мы надеемся на возвращение в#nbsp;Торопец старинной иконы Богоматери. Если это произойдёт, Торопец станет центром православного паломничества и#nbsp;хранителем «Торопецкой» иконы.

Какие объекты Тверской области вы бы посоветовали включить в#nbsp;туристический маршрут наряду с#nbsp;Торопцем?

Артём#nbsp;Юренков:#nbsp;Территория Твер­ской области огромна. Торопец равноудалён от всех крупных городов, но вполне мог бы стать точкой притяжения туристов из Великого Новгорода, Твери, Москвы, Смоленска и Пскова.

Если говорить о#nbsp;туристических маршрутах, то пока их два#nbsp;— по Новой Риге и#nbsp;по Ленинградке автомобилем. Если ехать по Рижской дороге, можно посетить Ржев и#nbsp;памятник советскому солдату, при желании включить в#nbsp;маршрут посещение Изборска и#nbsp;Пушкинских гор, которые всего в#nbsp;300#nbsp;километрах от Торопца. А#nbsp;если в#nbsp;сторону Петербурга, по Ленинградской дороге#nbsp;— то через Торжок и#nbsp;Нилову пустынь на озере Селигер. А#nbsp;можно поездом. РЖД уже предусмотрело капитальный ремонт вокзалов двух станций железной дороги в#nbsp;Торопце#nbsp;— для гостей города и#nbsp;торопчан.

Новый северный маршрут может появиться после приведения в#nbsp;порядок дороги от Торопца до Старой Руссы#nbsp;— это будет самый удобный путь в#nbsp;Торопец из Великого Новгорода и#nbsp;Санкт‑Петербурга.

В процессе подготовки празднования, как я#nbsp;поняла, удалось сделать несколько локальных открытий. Что вас больше всего поразило в#nbsp;Торопце, в#nbsp;торопчанах?

Дмитрий#nbsp;Данилов:#nbsp;У#nbsp;Торопца богатая история. В#nbsp;Торопце венчался с#nbsp;полоцкой княжной Александр Невский, здесь родился и#nbsp;учился патриарх Тихон, первый патриарх восстановленного после синодального периода патриаршества. Кроме того, торопчанами были мореплаватель Макар Ратманов, путешественник и#nbsp;исследователь Камчатки адмирал Пётр Рикорд, композитор Модест Мусоргский, дрессировщик Николай Гладильщиков. В#nbsp;окрестностях Торопца в#nbsp;деревне Шешуриной находится родовая усадьба военного министра мецената и#nbsp;филантропа генерала А.Н.#nbsp;Куропаткина, командующего войсками в#nbsp;Русско‑японскую войну 1904#nbsp;–#nbsp;1905#nbsp;годов. Торопец оставил свой след и#nbsp;в#nbsp;космической сфере: генеральный конструктор НПО «Энергия», один из создателей корабля «Буран» Юрий Павлович Семёнов и#nbsp;один из разработчиков американской программы «Шаттл» Севир Богданов родом из Торопца.

Одним из локальных открытий стала для нас уникальная история одной из старейших православных икон#nbsp;— «Торопецкой» иконы Божьей Матери. По преданию, именно этот образ полоцкая княжна, супруга Александра Невского, подарила городу после венчания. Икона веками находилась в#nbsp;Торопце. Однако в#nbsp;1917#nbsp;году, когда все церкви в#nbsp;городе были закрыты, икона была передана в#nbsp;Русский музей. Сейчас она находится в#nbsp;часовне под Истрой, недалеко от Москвы, и#nbsp;доступна для поклонения.

Но главным открытием Торопца для нас стала, конечно же, личность Андрея Филипповича Митрохина (1766#nbsp;–#nbsp;1845) художника, первого русского реставратора, торопчанина.

С чего началось это исследование, где и#nbsp;что искали, что нашли и#nbsp;какие ещё есть архивные гипотезы?

Лия#nbsp;Окрошидзе:#nbsp;Это#nbsp;исследование началось не так давно. С#nbsp;Артёмом и#nbsp;Дмитрием я#nbsp;познакомилась в#nbsp;середине мая#nbsp;— они рассказали про Торопец, про предстоящее празднование, про выдающихся уроженцев города, в#nbsp;том числе и#nbsp;про Митрохина. Задача мне показалось увлекательной#nbsp;— открыть новые факты его биографии.

Сначала я#nbsp;посмотрела то, что можно было найти в#nbsp;открытом доступе. И#nbsp;уже потом начала искать в#nbsp;архивах#nbsp;— в#nbsp;Пскове, в#nbsp;Твери, в#nbsp;Российском государственном историческом архиве (РГИА), в#nbsp;Центральном государственном историческом архиве Санкт‑Петербурга (ЦГИА#nbsp;СПб). В#nbsp;одной из метрических книг в#nbsp;ЦГИА#nbsp;СПб я#nbsp;нашла запись о#nbsp;смерти Митрохина и#nbsp;о#nbsp;месте его погребения. Сразу после этого удалось найти запись о#nbsp;погребении Митрохина в#nbsp;кладбищенских книгах. В#nbsp;письмах адмирала Кушелева удалось обнаружить упоминание брата Митрохина.

За первые пару месяцев работы удалось установить ранее неизвестные факты. Это очень воодушевляло! В РГИА нашлись планы Эрмитажного театра, на которых видны комнаты, где некогда проживал реставратор.

Артём#nbsp;Юренков:#nbsp;Мы с#nbsp;ребятами в#nbsp;сентябре 2023#nbsp;го­да посетили Боль­ше­­охтин­­ское кладбище в#nbsp;Санкт‑Петербурге в#nbsp;поисках могилы Митрохина, но, к#nbsp;сожалению, пока не преуспели в#nbsp;поисках.

Расскажите об эпохе, когда жил Митрохин,#nbsp;— о#nbsp;Петербурге того времени и#nbsp;Торопце того времени.

Лия#nbsp;Окрошидзе:#nbsp;В#nbsp;Петербурге Митрохин застал события, которые вошли в#nbsp;учебники истории,#nbsp;— убийство императора Павла, Отечественную войну 1812#nbsp;года, он участвовал в#nbsp;эвакуации ценностей Эрмитажа, видел восстание декабристов и#nbsp;так далее.

Так сложилось, что Митрохину посчастливилось жить сразу в#nbsp;двух столетиях, а#nbsp;рубеж веков всегда представляет собой переломный исторический ­момент.

Артём#nbsp;Юренков:#nbsp;Торопец времён Митрохина#nbsp;— развитый богатый торговый город с#nbsp;множеством каменных храмов, с#nbsp;каменными частными домами дворян и#nbsp;купцов. Митрохин видел город до страшного пожара конца XѴIII#nbsp;века, уни­что­жив­ше­го не только жилые дома, но и#nbsp;храмовое убранство. Мы знаем, что после пожара одним из жерт­во­ва­те­лей на восстановление Корсунско‑Богородицкого собора стал император Павел#nbsp;I.


Что можно почитать о#nbsp;Митрохине, где познакомиться с#nbsp;его творчеством?
Лия#nbsp;Окрошидзе:#nbsp;Есть#nbsp;заметка Н.В.#nbsp;Кукольника об А.Ф.#nbsp;Митрохине, которая была опубликована в#nbsp;1846#nbsp;году. Можно почитать статью С.А.#nbsp;Гамалова‑Чураева. Есть наши статьи. Погрузиться в#nbsp;творчество А.Ф.#nbsp;Митрохина можно, в#nbsp;первую очередь, в#nbsp;стенах Эрмитажа. Практически в#nbsp;каждом зале есть работы, которые он когда‑то реставрировал, и#nbsp;есть знаменитый портрет Павла#nbsp;I, который написан Митрохиным. В#nbsp;московским Музее изобразительных искусств можно посмотреть картину Рембрандта «Артаксеркс, Аман и#nbsp;Эсфирь», которую тоже реставрировал Митрохин.

Как вам кажется, чему может научить современную молодёжь история реставратора Митрохина?
Лия#nbsp;Окрошидзе:#nbsp;Самое главное, чему может научить молодёжь жизнь Митрохина,#nbsp;— это бескорыстная преданность делу, трудо­любие.
Артём#nbsp;Юренков:#nbsp;Мне#nbsp;кажется, жизнь Митрохина может научить тому, как важно правильно выбрать свой путь в#nbsp;жизни. А.Ф.#nbsp;Митрохин сначала был военным, потом конюхом, только потом стал художником и#nbsp;реставратором. И#nbsp;реставрация стала делом его жизни. Можно сказать даже, что именно он#nbsp;— основатель реставрационного дела в#nbsp;России. Талант реставратора и#nbsp;его трудолюбие помогли сохранить до наших дней «Триптих» Гуго ван дер Гуса или картины Рубенса «Бахус», «Мария, плачущая у#nbsp;ног Иисуса Христа», «Отцелюбие римлянки». Кроме того, Митрохин реставрировал картину Рафаэля «Мадонна Альба», которая хранится в#nbsp;собрании Национальной галереи искусства в#nbsp;Вашингтоне.

Так что мы смело можем говорить, что А.Ф.#nbsp;Митрохин#nbsp;— реставратор с#nbsp;мировым именем.

О нас
Мы все#nbsp;— выпускники Московского университета.
Артём Юренков: Я#nbsp;окончил факультет государственного управления и#nbsp;уже больше 10#nbsp;лет работаю в#nbsp;аппарате правительства, являюсь членом ор­га­ни­за­цион­но­го комитета по подготовке 950‑летия Торопца Тверской области.

Лия#nbsp;Окрошидзе: Я#nbsp;выпускница кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, там же окончила аспирантуру. В#nbsp;настоящий момент#nbsp;— сотрудник деканата факультета, работаю с#nbsp;галереей Q‑ART, выпускаю журнал об искусстве «Q». Основную часть моей жизни занимают научные исследования по истории и искусству портрета.

Дмитрий Данилов: Как и#nbsp;Лия, я#nbsp;выпускник истфака МГУ, окончил отделение международных отношений кафедры новой и#nbsp;новейшей истории. Работал и#nbsp;работаю в#nbsp;крупных компаниях в#nbsp;сфере строи­тель­ства и#nbsp;горнодобычи. Принимаю участие в#nbsp;подготовке 950‑летия Торопца#nbsp;— в#nbsp;качестве эксперта‑историка.
Печатается по: Средневековый купеческий город. Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Артёмом Юренковым, Дмитрием Даниловым и#nbsp;Лией Окрошидзе#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;28#nbsp;–30.
См. также:
Полвека в музее. Беседа Алексея Пищулина с#nbsp;Анной Клюкиной#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;27.

«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с#nbsp;Александром Дифшицем#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;25#nbsp;–#nbsp;27.

Золото копаете? Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Владимиром Дукельским#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с#nbsp;Павлом Нефёдовым#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;7.

В Кремле и без музея? Беседа Валерии Ахметьевой с#nbsp;Ириной Кусовой#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №11. С.#nbsp;46#nbsp;–#nbsp;47.

Спецхран. Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Верой Берченевой#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;10. С.#nbsp;13.

Головная боль или новые возможности? Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Марией Правдиной и#nbsp;Константином Ширко#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;52#nbsp;–#nbsp;54.