Анна Иосифовна, нам свами досталось высоко политизированное время: как это отражается на жизни естественно‑научного музея, проникают ли за его стены какие‑то внешние события, есть ли необходимость каким‑то образом отражать происходящее вэкспозиции музея, имеющего собственный почерк, собственную сферу интересов?
Анна Клюкина: Исторически нам повезло. Дарвиновский музей — единственный в России музей эволюционной истории, он был основан в 1907 году. Основатель нашего музея прошёл ещё более политизированное время — 1917‑й, 1918‑й, 1937‑й, 1938‑й и так далее. Основатель нашего музея для меня авторитет, я старалась прочитать весь его архив, и я придерживаюсь той же линии: наш музей — естественно‑научный, он создан для того, чтобы отражать процессы, происходящие в природе. Во все времена мы держимся такой позиции. Что касается современных процессов, понятно, что мы никаким образом не можем отражать то, что происходит, и не собираемся. Мы говорим о техногенных катастрофах, об исчезновении видов или об обнаружении неизвестного насекомого, но не о политике. Хотя то, что происходит в обществе сегодня, всё равно на нас отражается, конечно. По моим наблюдениям, общество стало более напряжённое, мне кажется, я никогда не отвечала на такое количество жалоб, которые приходят в музей, как сегодня. И это очень обидно, больно, потому что жалуются на то, в чём мы совсем не виноваты.
Что у вас запланировано в2024 году интересного? У вас же будет личный юбилей... Анна Клюкина: Личный юбилей прошёл. Неожиданно. Я пришла на работу, мне секретарь говорит: «Сегодня, Анна Иосифовна, 50 лет, как вы работаете в музеях».
В 2024 году у нас специального юбилея нет, но много юбилейных дат. Мы единственный музей, который их справляет: сейчас идёт выставка — 140 лет со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина, художника‑анималиста. Нас очень ценит учёный мир, потому что про учёных забывают — ушли и ушли, а у нас только что прошли Яблоковские чтения (это академик, известный учёный‑эволюционист, исполнилось 90 лет со дня его рождения), будет юбилей Николая Николаевича Воронцова — он был министром природоохранным, делаем выставку. Мы делаем выставку художнику Воробьёву. Это имена малоизвестные — но наша задача рассказать оних. Не хочешь — не смотри. У нас же огромные фонды, мы единственный музей, наверное, где фонды столь разнообразны — картины, графика, редкая книга, пластика, раковины... Мы начали собирать купюры с изображениями животных — и будем готовить выставку в следующем году, или в 2025‑м. Я прошу сотрудников, когда они едут в какую‑то страну, привозить купюры с изображением зверей, если им попадаются. Стали раскапывать, что за звери, какие звери и почему они, а не королева. И будет такая выставка. Это может быть не «ах», но интересно же!
В конце декабря мы открыли серию выставок, которые перейдут на этот год. 23 декабря открылась выставка, посвящённая Ватагину, открылась выставка жуков (у нас колоссальная коллекция жуков — 60 с лишним тысяч), на втором этаже открылась выставка зоотворчества — о строительстве гнёзд и нор... Это очень интересная тема, ведь многое мы подглядываем у животных — как делается, что делается.
В год у нас проходит около 50 выставок, иногда доходило до 80 — так мы позволяем каждому увидеть что‑то своё.
Перед Новым годом была симпатичная выставка о медведях. Для меня, как для биолога, это вообще сакральная фигура, ведь культура общения человека и медведя началась ещё в палеолите. Очень сложные отношения складывались у неандертальцев с медведем. Ну как это! Это ведь не записано нигде, но уважение к медведю в нашей памяти осталось. Спросите любого старого мастера, который делает глиняную игрушку, почему свисток не медведь, он ответит: нельзя, это «хозяин тайги». И может быть, поэтому у детей всё равно любимая игрушка — медведь? Может, это из генетической памяти идёт, поэтому у всех она есть?
Анна Иосифовна, нам очень много сейчас с телеэкрана, из интернета рассказывают отом, как важно быть успешным, следить за своим здоровьем, как важно быть активным, потому что если ты не урвёшь чего‑то ужизни, то никто тебе не даст. Авот в чём, на ваш взгляд, важность быть умным и образованным? Анна Клюкина: Книжки читать!
В чём важность? Что это даёт человеку всмысле наполнения его жизни? Анна Клюкина: Вы задали сложный вопрос... Я смотрю на своего старшего внука... У моего сына такого вопроса нет. Я и муж, естественно, учились всю жизнь, всегда на столе книги, всегда на полках книги, как у всех приличных людей. Чем я дальше живу, тем я больше понимаю, что я ничего не знаю. Знание позволяет всё‑таки расширять свой кругозор, позволяет как‑то иначе смотреть на жизнь, а не только покупать ту или иную марку машины. Людям, которые одержимы какой‑то идеей — и мы это знаем по учёным, — на самом деле всё равно, на чём ехать, главное — к цели какой. Чем больше человек знает, тем больше понимает ценности жизни. Она в другом: что ты после себя оставишь?
Печатается по: Полвека в музее. Беседа Алексея Пищулина с Анной Клюкиной // Мир Музея. 2024. №2. С. 27.
См. также: Музей пушкинского счастья. Беседа Ксении Сергазиной с Евгением Богатырёвым // Мир Музея. 2024. №1. С. 16 – 17.
Валерия Ахметьева. Костюм Орловой // Мир Музея. 2023. №12. С. 26.