Статьи

Узнавание отца

2023-11-20 15:57
О Данииле Хармсе написано много. Из чего мы можем сделать вывод, что знаем о#nbsp;господине Дандане, Чармсе, Шардаме, Гармониусе, Данииле Протопласте (и#nbsp;так далее) всё. Но это ошибка. Мы не знаем о нём почти ничего, потому что не понимаем самого главного — откуда он взялся и кто стоял за его спиной? А#nbsp;за его спиной стоял Иван Павлович Ювачёв (1860#nbsp;– 1940)#nbsp;— революционер‑народоволец, в корне пересмотревший свои взгляды и ставший духовным писателем, и не просто стоял, а#nbsp;нависал тенью отца Гамлета над сыном. Предложенный отрывок из книги «Даниил Хармс. Застрявший в#nbsp;небесах» есть попытка нависнуть над Даней Ювачёвым вместе с его родителем, чтобы разглядеть нечто такое, о чём прежде не было принято говорить.
Отец был похож на Достоевского, однако дружил с Толстым.
Сын же был похож на пророка Господня Даниила, хотя и не верил в#nbsp;грозного Тучегонителя, имеющего также наименование Тетраграмматон#nbsp;— по четырём буквам непроизносимого имени Божь­его. Сыну хватало собственного отца#nbsp;— худого, долговязого старика‑каторжанина с седой косматой бородой, которую вполне можно было бы почесть за Моисееву.
Отца звали Иваном Павловичем, а сына#nbsp;— Даниилом Ивановичем.
Даниил Иванович уверовал в Ивана Павловича ещё в раннем детстве, когда лежал в#nbsp;колыбели и#nbsp;делал вид, что спит, убаюканный кормилицей по имени Ана­стасия, а его отец тем временем бороздил пространства, переплывал моря и#nbsp;океаны, переходил пустыни и реки вброд, лазил по горам, на вершинах которых лежал снег, проповедовал, вещал, веял на пронзительном ветру этой самой своей косматой моисеевой брадой, которая в те годы, впрочем, ещё не была полностью седой, но чёрной с проседью, словно бы обсыпанной мелом, топорщилась и выдавала гневливый нрав её хозяина#nbsp;— человека, много прошедшего, познавшего, а#nbsp;также изрядно пострадавшего.

Иван Павлович помнил, разумеется, слова святого Григория Бого­сло­ва о том, что «гнев#nbsp;— не­без­опас­ный для всякого советник, и#nbsp;предпринятое в#nbsp;гневе никогда не бывает благоразумным». Простота и доходчивость этих глаголов вызывала у Ивана Павловича двоякое чувство, а именно: не является ли сия простая и очевидная мысль, лежащая на поверхности, лукавым примышлением, и не кроется ли за ней нечто большее, чем просто упование на собственное благоразумие и здравомыслие, коих может и не быть, особенно в минуты наи­выс­ше­го напряжения душевных сил, приступа болезни или вмешательства иных началозлобных искушений.

То ли дело утверждение преподобного Иоанна Лествичника: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина есть молчание помыслов при тонком смущении души; а#nbsp;конец есть неколебимая тишина при дыхании вражьих ветров».
Какой же тут простор для синтеза и фантазии, для стяжания немятежного духа, когда взираешь на себя как бы со стороны, видя все свои недостатки и изъяны, радуешься внезапно открывшейся возможности погрузиться в неколебимую тишину, впасть в#nbsp;бесконечное небытие, смело отринуть дыхание вражьих ветров.

Иван Павлович складывал губы трубочкой и#nbsp;долго, протяжно, усердно выпускал сквозь них воздух, совершенно при этом исчерпывая предыдущий вдох#nbsp;— глубокий, неохватный, неисчерпаемый.
А вот поди ж ты#nbsp;— исчерпался!

У Даниила Ивановича борода отсутствовала, как у Спаса Эммануила или как у#nbsp;пророка Божьего Даниила, который, как известно, был на лицо бос, тогда как у#nbsp;похожего на Фёдора Михайловича Ивана Павловича борода наличествовала, да ещё какая борода!
И она развевалась, влаемая самыми разнообразными воздушными потоками#nbsp;— стылыми и огнедышащими, морскими и#nbsp;степными, вражьими и ангельскими.
Как тут было, примеривая на себя образ Са­вао­фа, не беседовать с сыном на божественные темы.
О конце света, например.

Даниил Иванович в красках представлял себе это вселенское разрушение, эту катавасию, эту кутерьму, которая смущала и#nbsp;вдохновляла его одновременно. А потом он сообщал отцу, что в#nbsp;годы юности знал много молитв, даже занимался их сочинительством, но сейчас не помнит ни одной, все ­забыл.
Все!

—#nbsp;Ты забыл все молитвы, исторг их из своего сердца,#nbsp;— говорит Иван Павлович дрожащим голосом.

Он с трудом сдерживает слёзы, чтобы не расплакаться от этих слов своего сына, и#nbsp;впадает в#nbsp;бесконечное небытие, о котором однажды прочитал у отца Павла Фло­рен­ского.
Сидел однажды за столом, водил пальцем по страницам развёрнутой книги, придерживал очки, шевелил губами, а Даниил Иванович смотрел на Ивана Павловича, читающего вслух сочинение отца Павла Флоренского, и не узнавал его. То есть абсолютно находил его в эту минуту чужим человеком, лицо которого становилось светлым, радостным и даже начинало светиться, как казалось Даниилу Ивановичу, Фаворским ­светом...
Отрешённо.

Постепенно, конечно, узнавание отца приходит к#nbsp;сыну#nbsp;— эти знакомые интонации, жесты, мимика, это покашливание, потряхивание бородой, этот пронзительный, дикий взгляд совершенно невозможно избыть. Даниил Иванович довольно часто замечает за собой нечто подобное с той лишь только разницей, что у него нет бороды и он не может ей потряхивать.
Он рассматривает Ивана Павловича с#nbsp;любопытством со многих сторон и ракурсов.
А ещё он рассматривает фотографии, на которых изображён милый лопо­ухий мальчик#nbsp;— то есть сам Даня. Оттопыренные его уши торчат в разные стороны, что выдаёт в нём человека независимого, самоуверенного, имеющего по любому поводу свое суждение и абсолютно не заботящегося о том, какое впечатление оно произведёт на окружающих.

Впрочем, смешной лопоухий мальчуган ничего этого пока не знает, а вот Даниил Иванович смот­рит на свои фотографические карточки в детстве и ведает про себя всё, воображает себя всезнающим мудрецом и провидцем будущего, потому что всезнающим муд­рецом и провидцем будущего всегда был его отец#nbsp;— Иван Павлович, а он#nbsp;— как его сын, не может не быть его образом и подобием...
О книге
Книга Максима Гуреева#nbsp;— это творчески пе­ре­осмыс­лен­ная биография Даниила Хармса, личности уникальной и трагической, «чинаря», обэриута, детского поэта и#nbsp;писателя.
Автор, рассматривая самые важные этапы жизни и творчества Хармса, открывает нам его личность через письма, воспоминания, возможные диалоги и, конечно же, стихи самого Даниила Хармса, его автографы, рисунки, фотографии с ним и его современниками.
Гуреев#nbsp;М.#nbsp;А. Даниил Хармс. Застрявший в#nbsp;небесах. М.:#nbsp;АСТ; ОГИЗ,#nbsp;2023.#nbsp;— Серия: Звезды века.
Печатается по: Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева // Мир Музея. 2023. №11. С.#nbsp;20#nbsp;– 21.
На фото: Иван Павлович Ювачёв. Нач.#nbsp;ХХ#nbsp;в. Даниил Иванович Ювачёв‑Хармс. Кон.#nbsp;1930‑х#nbsp;гг.
См. также:
Максим Гуреев. «В деревне Бог живёт не по углам...»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;2#nbsp;–#nbsp;4.
Ксения Сергазина. Морской чёрт, найденный в Коктебеле#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;3. С.#nbsp;30#nbsp;–#nbsp;33.