Неудивительно, что сегодня сложно найти следы бурной жизни бродячего артиста Жана‑Батиста Мольера. Дом, где он родился, давным‑давно снесли, а в здании, где он умер, оригинальными остались только фасад, кровля и центральная лестница. Музея Мольера в формальном смысле слова тоже нет. Но есть Дом Мольера — место, где хранится бесценное наследие великого драматурга. Это всемирно известный парижский театр «Комеди Франсез».
Ирина Дин (Хохолева)
«В этот день, после представления, в 10 часов вечера, господни де Мольер умер у себя дома на улице Ришелье; играя свою роль в комедии о мнимом больном, он почувствовал себя дурно по причине простуды и грудной горячки, которая вызвала у него столь сильный кашель, что, пытаясь отхаркаться с превеликим трудом, он порвал себе грудную жилу, после чего прожил не более половины или трёх четвертей часа. Тело его погребено на кладбище Святого Иосифа, что примыкает к приходу Святого Евстахия. Могильный холм возвышается над землей на один фут». 17 февраля 1673 года Шарль Лагранж, верный соратник Мольера, аккуратным почерком сделал запись о смерти друга в реестре. Эта книга — одно из самых ценных произведений в коллекции библиотеки‑музея «Комеди Франсез». Реестр хранится в сейфе вместе с другими ревностно охраняемыми сокровищами.
Библиотека
Библиотека‑музей «Комеди Франсез» — величайшее в мире хранилище наследия театрального искусства. Более 300 лет в здании прославленного театра хранятся документы, материалы и произведения искусства, касающиеся истории театра и актёров. С 1680 года, с момента основания театра, библиотека систематически пополняется новыми экспонатами. Её фонды насчитывают более восьми тысяч рукописей, 12 тысяч моделей костюмов и декораций, 28 тысяч книг, картин, скульптур, фотографий, предметов, музыкальных партитур и так далее. Здесь же хранятся старинные афиши и программы спектаклей, периодические издания, отчёты театра, аудио‑ и видеоматериалы. Большинство документов доступно на сайте «Комеди Франсез». Среди библиотечных сокровищ — рукопись «Эрнани», которую Виктор Гюго завещал французским актёрам. Есть здесь также несколько гуашей XѴIII века с изображениями актёров, и портреты великого Тальма в его самых известных ролях.
Музей
Мольер не знал «Комеди Франсез» — театра, основанного по приказу Людовика XIѴ и объединившего мольеровский «Отель Генего» и конкурировавший с ним «Бургундский отель». Тем не менее театр называют «Домом Мольера» — потому что Мольера в этом театре ставят чаще других. Каждый год 15 января «Комеди Франсез» чествует своего родоначальника, а в этом, юбилейном, году театр посвятил ему всю свою годовую программу.
Познакомиться с наследием драматурга и другими театральными сокровищами можно только в составе экскурсионных групп и только по выходным. Главная особенность этого музея‑театра — отсутствие привычной экспозиции. Коллекции расположены как в общественных зонах, доступных зрителям, так и в служебных помещениях, фойе, коридорах, конференц‑залах и офисах. Многие экспонаты музея по‑прежнему используются как реквизит при подготовке спектаклей.
Среди живописных полотен — а их в коллекции 360 — стоит отметить портрет Мольера кисти Пьера Миньяра, портрет Тальма Эжена Делакруа и картины Огюста Ренуара. Среди скульптурных произведений выделяются бюсты великих драматургов Мольера, Корнеля, Расина, скульптура Вольтера, созданная Гудоном, и гипсовые отпечатки рук ведущих актеров театра. Уникальный экспонат коллекции — кресло Мольера.
Это музей in situ, с коллекциями, которые живут в ритме их создания: вешалка может закрывать картину, корзина с реквизитом бросается в глаза прежде, чем портреты Рашель, Тальма или Сары Бернар. Неожиданности — в порядке вещей, маршрут экскурсий которых может быть изменён в любой момент. Такова жизнь театра и в театре.
В работе над текстом использовались материалы сайтов www.frenchparis.ru;
www.comedie‑francaise.bibli.fr.
Библиотека
Библиотека‑музей «Комеди Франсез» — величайшее в мире хранилище наследия театрального искусства. Более 300 лет в здании прославленного театра хранятся документы, материалы и произведения искусства, касающиеся истории театра и актёров. С 1680 года, с момента основания театра, библиотека систематически пополняется новыми экспонатами. Её фонды насчитывают более восьми тысяч рукописей, 12 тысяч моделей костюмов и декораций, 28 тысяч книг, картин, скульптур, фотографий, предметов, музыкальных партитур и так далее. Здесь же хранятся старинные афиши и программы спектаклей, периодические издания, отчёты театра, аудио‑ и видеоматериалы. Большинство документов доступно на сайте «Комеди Франсез». Среди библиотечных сокровищ — рукопись «Эрнани», которую Виктор Гюго завещал французским актёрам. Есть здесь также несколько гуашей XѴIII века с изображениями актёров, и портреты великого Тальма в его самых известных ролях.
Музей
Мольер не знал «Комеди Франсез» — театра, основанного по приказу Людовика XIѴ и объединившего мольеровский «Отель Генего» и конкурировавший с ним «Бургундский отель». Тем не менее театр называют «Домом Мольера» — потому что Мольера в этом театре ставят чаще других. Каждый год 15 января «Комеди Франсез» чествует своего родоначальника, а в этом, юбилейном, году театр посвятил ему всю свою годовую программу.
Познакомиться с наследием драматурга и другими театральными сокровищами можно только в составе экскурсионных групп и только по выходным. Главная особенность этого музея‑театра — отсутствие привычной экспозиции. Коллекции расположены как в общественных зонах, доступных зрителям, так и в служебных помещениях, фойе, коридорах, конференц‑залах и офисах. Многие экспонаты музея по‑прежнему используются как реквизит при подготовке спектаклей.
Среди живописных полотен — а их в коллекции 360 — стоит отметить портрет Мольера кисти Пьера Миньяра, портрет Тальма Эжена Делакруа и картины Огюста Ренуара. Среди скульптурных произведений выделяются бюсты великих драматургов Мольера, Корнеля, Расина, скульптура Вольтера, созданная Гудоном, и гипсовые отпечатки рук ведущих актеров театра. Уникальный экспонат коллекции — кресло Мольера.
Это музей in situ, с коллекциями, которые живут в ритме их создания: вешалка может закрывать картину, корзина с реквизитом бросается в глаза прежде, чем портреты Рашель, Тальма или Сары Бернар. Неожиданности — в порядке вещей, маршрут экскурсий которых может быть изменён в любой момент. Такова жизнь театра и в театре.
В работе над текстом использовались материалы сайтов www.frenchparis.ru;
www.comedie‑francaise.bibli.fr.
«Реестр» Лагранжа
Актёры «Комеди Франсез» считают «Реестр» Лагранжа самым ценным экспонатом в своей богатой коллекции. Актёр Шарль Варле, известный как Лагранж, образованный и методичный молодой человек, присоединившийся к труппе Мольера в 1659 году, взялся вести дневник своей профессиональной деятельности, которая, естественно, сливалась с деятельностью труппы.
До нас дошли только три из 15 приходно‑расходных книг парижских театров Пти‑Бурбон и Пале‑Рояль, в которых работал Мольер. В них содержатся сведения о театральной бухгалтерии с 6 апреля 1663 по 6 января 1665 года и с 29 апреля 1672 по 21 марта 1673 года. И только «Реестр» Лагранжа сохранил сведения о жизни театральной труппы на протяжении 15 сезонов.
«Реестр» представляет собой небольшой том ин‑кварто — 12 листов в переплете на бумаге с водяными знаками. На обложке почерком Лагранжа написан заголовок, определяющий намерения автора: «Отчёты и дела Комедии». На первом листе автор с гордостью написал: «Эта книга принадлежит господину Лагранжу, одному из комедиантов труппы господина де Мольера». На первых трёх листах он кратко изложил историю труппы с самого начала — её прибытия в Париж в октябре 1658 года, а затем стал систематически записывать факты её жизни — состав труппы в начале каждого сезона, даты спектаклей, названия и авторов пьес и так далее. Время от времени на полях книги появляются заметки о рождении детей, браках и смертях актёров и актрис. На полях (в редких случаях — между строк) Лагранж раскрашивает частично или полностью или не раскрашивает следующие знаки — ромб, диск, кольцо, крест, прямоугольник. Чёрный ромб означает смерть, маленький красный ромб — деньги, судебные тяжбы или беспорядки в театре; синий диск — счастье труппы.
142 страницы «Реестра» посвящены театру Мольера. После смерти великого драматурга Лагранж принял на себя обязанности руководителя театра и продолжил, хотя и не так регулярно, вести дневник. Последняя запись датирована 31 августа 1685 года. Умер Лагранж 1 марта 1692 года в возрасте 57 лет. Его книга сохранилась в семейном архиве, забытая французскими актёрами и историками театра, до 1785 года, когда потомок актёра Акилла Варле, брата Лагранжа, продал этот текст «Комеди Франсез».
Актёры «Комеди Франсез» считают «Реестр» Лагранжа самым ценным экспонатом в своей богатой коллекции. Актёр Шарль Варле, известный как Лагранж, образованный и методичный молодой человек, присоединившийся к труппе Мольера в 1659 году, взялся вести дневник своей профессиональной деятельности, которая, естественно, сливалась с деятельностью труппы.
До нас дошли только три из 15 приходно‑расходных книг парижских театров Пти‑Бурбон и Пале‑Рояль, в которых работал Мольер. В них содержатся сведения о театральной бухгалтерии с 6 апреля 1663 по 6 января 1665 года и с 29 апреля 1672 по 21 марта 1673 года. И только «Реестр» Лагранжа сохранил сведения о жизни театральной труппы на протяжении 15 сезонов.
«Реестр» представляет собой небольшой том ин‑кварто — 12 листов в переплете на бумаге с водяными знаками. На обложке почерком Лагранжа написан заголовок, определяющий намерения автора: «Отчёты и дела Комедии». На первом листе автор с гордостью написал: «Эта книга принадлежит господину Лагранжу, одному из комедиантов труппы господина де Мольера». На первых трёх листах он кратко изложил историю труппы с самого начала — её прибытия в Париж в октябре 1658 года, а затем стал систематически записывать факты её жизни — состав труппы в начале каждого сезона, даты спектаклей, названия и авторов пьес и так далее. Время от времени на полях книги появляются заметки о рождении детей, браках и смертях актёров и актрис. На полях (в редких случаях — между строк) Лагранж раскрашивает частично или полностью или не раскрашивает следующие знаки — ромб, диск, кольцо, крест, прямоугольник. Чёрный ромб означает смерть, маленький красный ромб — деньги, судебные тяжбы или беспорядки в театре; синий диск — счастье труппы.
142 страницы «Реестра» посвящены театру Мольера. После смерти великого драматурга Лагранж принял на себя обязанности руководителя театра и продолжил, хотя и не так регулярно, вести дневник. Последняя запись датирована 31 августа 1685 года. Умер Лагранж 1 марта 1692 года в возрасте 57 лет. Его книга сохранилась в семейном архиве, забытая французскими актёрами и историками театра, до 1785 года, когда потомок актёра Акилла Варле, брата Лагранжа, продал этот текст «Комеди Франсез».
Кресло Мольера
Десятого февраля 1673 года тяжело больной Мольер поставил в своём театре во дворце Пале‑Рояль комедию «Мнимый больной». Когда поднялся занавес, Мольер (Арган) с цветущим видом сидел в большом кресле, в халате и чепце, погружённый в аптекарский справочник. Неделю спустя, 17 февраля, во время последней сцены у Мольера случился приступ кровохарканья. Он прожил всего несколько часов. Когда 3 марта комедия «Мнимый больной» вновь была представлена публике, кресло Мольера занял новый Арган — актёр ла Торильер. Затем в этом кресле по очереди сидели Розимонд, Герен, Дюшен, Бонневаль, дез Эссар... В перерывах между представлениями кресло относили в актовый зал комедиантов. Это было почётное место, предназначенное для самого выдающегося актёра труппы.
В 1879 году администратор театра Эмиль Перрен прислушался к словам архивариуса Жоржа Монваля и выделил для роли Аргана копию знаменитого кресла времён Людовика XIII. Оригинал стал реликвией. Подлинное кресло Мольера теперь появляется на сцене только 15 января — в день рождения Мольера.
Десятого февраля 1673 года тяжело больной Мольер поставил в своём театре во дворце Пале‑Рояль комедию «Мнимый больной». Когда поднялся занавес, Мольер (Арган) с цветущим видом сидел в большом кресле, в халате и чепце, погружённый в аптекарский справочник. Неделю спустя, 17 февраля, во время последней сцены у Мольера случился приступ кровохарканья. Он прожил всего несколько часов. Когда 3 марта комедия «Мнимый больной» вновь была представлена публике, кресло Мольера занял новый Арган — актёр ла Торильер. Затем в этом кресле по очереди сидели Розимонд, Герен, Дюшен, Бонневаль, дез Эссар... В перерывах между представлениями кресло относили в актовый зал комедиантов. Это было почётное место, предназначенное для самого выдающегося актёра труппы.
В 1879 году администратор театра Эмиль Перрен прислушался к словам архивариуса Жоржа Монваля и выделил для роли Аргана копию знаменитого кресла времён Людовика XIII. Оригинал стал реликвией. Подлинное кресло Мольера теперь появляется на сцене только 15 января — в день рождения Мольера.
Печатается по: Дин (Хохолева) И. Его театр // Мир Музея. 2022. №1. С.11–14.
См. также:
Мольèру – 400. Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2022. №1. С.8–10.
Дин (Хохолева) И. От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С.36–38.
Белькова Л., Орлик Д. «Гордую шею не согнут, так сломят» // Мир Музея. 2022. №9. С.40–42.
Мольèру – 400. Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2022. №1. С.8–10.
Дин (Хохолева) И. От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С.36–38.
Белькова Л., Орлик Д. «Гордую шею не согнут, так сломят» // Мир Музея. 2022. №9. С.40–42.
На фото: Веер «плие». 1878. Позолоченное дерево, крашеная бумага, слоновая кость. Актриса Софи-Александрин Круазетт (1847–1901) использовала этот веер, когда играла Селимену в «Мизантропе» Мольера. © Collections Comédie-Française.