Одно из самых интересных средневековых зданий в Солсбери (кроме Солсберийского собора с его всемирно известным 123‑метровым шпилем) — дом Джона Халле, богатого местного торговца шерстью. Построенный в 1470‑х годах, а ныне используемый в качестве кинотеатра «Одеон», этот дом — редкое сочетание старого и нового.
Солсбери хорошо известен как средневековый рыночный город. Его история началась в 1220 году со строительства собора. К середине XѴ века население города составляло семь тысяч человек, и половина жителей была занята торговлей шерстью. Одним из них был Джон Халле, видный и богатый человек в округе. В 1446 году Джон Халле стал членом местного совета, а в 1453 году был впервые избран членом парламента от Солсбери (впоследствии он избирался ещё три раза). Свой дом он начал строить около 1470 года. Умер Джон Халле в 1479 году, а строительство через несколько лет завершил его сын Уильям.
Джон Халле отличался вспыльчивым характером. В 1465 году, будучи мэром города, он вступил в земельный спор с солсберийским епископом Ричардом Бошампом и ещё одним местным торговцем Уильямом Свейном. Земля, на которой Свейн хотел построить часовню, принадлежала церкви Святого Томаса, а Джон Халле силой завладел этим участком. Епископ привлёк его к ответственности [1], кроме того, Халле был вызван на суд короля Эдуарда IѴ и Тайного совета, где оказался настолько несговорчив и несдержан, что король отправил его в лондонский Тауэр, поскольку Джон «проявил себя как совершенно глупый человек с бунтарским, вспыльчивым и своевольным нравом».
Совету города Солсбери было предписано назначить нового мэра, но его члены сделать это отказались, и Джон Халле, сидевший в Тауэре, был назначен мэром в четвёртый раз.
Скорее всего, это объяснялось не всенародной симпатией к Халле, а сильной неприязнью жителей к епископу.
В 1470 году Джон откликнулся на призыв графа Уорика собрать армию из 40 человек с целью восстановления на троне Генриха ѴI. Однако после решающих побед Эдуарда IѴ при Барнете и Тьюксбери Халле вновь перешёл на сторону правившего короля.
Его сын Уильям Халле унаследовал бунтарские наклонности отца. В 1483 году он присоединился к восстанию герцога Бекингема против Ричарда III. За свои действия был привлечён к ответственности, но в 1485 году приговор отменили, после чего младший Халле стал членом парламента от Солсбери.
Именно Уильям, завершив отцовское дело, построил потрясающий двухэтажный банкетный зал, который сегодня служит фойе кинотеатра.
Чтобы увидеть это настоящее средневековье, нужно просто войти в здание вместе с посетителями.
Тёмные дубовые балки на сводчатом потолке, каменный пол, бросающие всюду цветные блики витражи… Очевидно, что это не совсем обычное фойе кинотеатра. С потолка свисают огромные кованые люстры, а стены украшают щиты и копья. У входа возвышается галерея менестрелей, попасть на которую можно по деревянной лестнице сбоку, но, к сожалению, эта часть здания недоступна для посетителей.
В глубине фойе обращаешь внимание на большой каменный камин с фризом в виде четырёхлистников, на одном из которых изображён торговый знак Джона Халле. Это совершенно аутентичный средневековый камин, хотя он и не находится на своём первоначальном месте (за ним нет дымовой трубы). В окнах сохранились оригинальные витражи, в том числе с геральдическими знаками и торговым клеймом Джона Халле.
Из архивных документов известно, что в 1669 году дом был таверной, а в 1816 — 1819 годах использовался как часть типографии газеты The Wiltshire Gazette («Уилтширская газета»). В 1834 году здание было отреставрировано Огастесом Пьюджином. Это был один из его первых архитектурных заказов. А в 1881 году к зданию пристроили трёхэтажный фасад в тюдоровском стиле, спроектированный местным архитектором Фредом Уордом. Этот великолепный фасад отлично виден со второго этажа автобуса, поскольку остановка находится прямо у входа в кинотеатр и автобус стоит на ней очень долго, поджидая зрителей после киносеанса.
В XX веке началась «киношная» история дома Джона Халле. В 1931 году показом британской кинокомедии «Вероятность наступления ночи» здесь открылся кинотеатр Gaumont Palace. Основной зрительный зал построили в начале того же года: он был рассчитан на 1125 мест в партере и 500 мест в бельэтаже. Зал был выполнен в тюдоровским стиле по проекту Уильяма Эдварда Трента, перед которым поставили задачу сделать кинозал не похожим ни на один другой кинотеатр Gaumont.
Поэтому балки из стекловолокна были окрашены в тёмно‑коричневый цвет, под стать оригинальным средневековым балкам фойе, а стенную кладку сделали из тёсаных камней, как в Солсберийском соборе. Дизайнер интерьеров Фрэнк Барнс создал более 40 гобеленов с изображениями средневековых сцен охоты, которые вместе с коваными люстрами передавали атмосферу той эпохи. В ресторане, также оформленном в стиле Тюдоров, с деревянными панелями, камином, дубовыми столами и стульями, гостям подавали разнообразные блюда — ведь в те времена поход в кино значил нечто большее, чем просто ведро попкорна…
В 1936 году кинотеатр был переименован в Gaumont, а в 1964‑м — в Odeon. Здесь выступали такие звезды, как The Beatles, The Rolling Stones, The Bee Gees, Бадди Холли и другие.
В 1972 году кинотеатр переоборудовали в трёхзальный. В 1986 году он оказался под угрозой закрытия, но благодаря активной кампании местных жителей Odeon удалось спасти. Была проведена грандиозная реконструкция, в ходе которой интерьер был восстановлен с использованием оригинальных красок и штукатурки. В 1993 году в помещении, где раньше находился ресторан, был установлен четвёртый экран, а в 1995‑м — пятый.
Сегодня кинотеатр представляет собой весьма атмосферное здание: чтобы попасть в нужный зал, приходится пробираться по извилистым коридорам, как в кроличьей норе.
Раз в неделю волонтёры проводят экскурсию по кинотеатру и показывают его закулисье, недоступное для тех, кто просто пришёл посмотреть фильм. Например, можно увидеть оригинальный вход в кинотеатр, который сейчас уже не используется. Это большой проход с крошечной деревянной кассой в стене, где приходилось тесниться бедняге‑кассиру, продавая билеты на сеанс. Можно пройтись по тёмным переходам с облупившейся краской на стенах, заглянуть в маленькие комнаты без окон, когда‑то служившие гримёрными для звезд. Теперь здесь хранятся веники, ненужный хлам, и, вероятно, обитает множество насекомых.
Великобритания. Солсбери.
[1] В капелле Богоматери в церкви Святого Фомы можно увидеть надпись с просьбой помолиться за душу Уильяма Свейна и его жены, а также клеймо купца Свейна, так что можно предположить, что Джон в итоге проиграл борьбу за землю и Уильям смог построить часовню.
Джон Халле отличался вспыльчивым характером. В 1465 году, будучи мэром города, он вступил в земельный спор с солсберийским епископом Ричардом Бошампом и ещё одним местным торговцем Уильямом Свейном. Земля, на которой Свейн хотел построить часовню, принадлежала церкви Святого Томаса, а Джон Халле силой завладел этим участком. Епископ привлёк его к ответственности [1], кроме того, Халле был вызван на суд короля Эдуарда IѴ и Тайного совета, где оказался настолько несговорчив и несдержан, что король отправил его в лондонский Тауэр, поскольку Джон «проявил себя как совершенно глупый человек с бунтарским, вспыльчивым и своевольным нравом».
Совету города Солсбери было предписано назначить нового мэра, но его члены сделать это отказались, и Джон Халле, сидевший в Тауэре, был назначен мэром в четвёртый раз.
Скорее всего, это объяснялось не всенародной симпатией к Халле, а сильной неприязнью жителей к епископу.
В 1470 году Джон откликнулся на призыв графа Уорика собрать армию из 40 человек с целью восстановления на троне Генриха ѴI. Однако после решающих побед Эдуарда IѴ при Барнете и Тьюксбери Халле вновь перешёл на сторону правившего короля.
Его сын Уильям Халле унаследовал бунтарские наклонности отца. В 1483 году он присоединился к восстанию герцога Бекингема против Ричарда III. За свои действия был привлечён к ответственности, но в 1485 году приговор отменили, после чего младший Халле стал членом парламента от Солсбери.
Именно Уильям, завершив отцовское дело, построил потрясающий двухэтажный банкетный зал, который сегодня служит фойе кинотеатра.
Чтобы увидеть это настоящее средневековье, нужно просто войти в здание вместе с посетителями.
Тёмные дубовые балки на сводчатом потолке, каменный пол, бросающие всюду цветные блики витражи… Очевидно, что это не совсем обычное фойе кинотеатра. С потолка свисают огромные кованые люстры, а стены украшают щиты и копья. У входа возвышается галерея менестрелей, попасть на которую можно по деревянной лестнице сбоку, но, к сожалению, эта часть здания недоступна для посетителей.
В глубине фойе обращаешь внимание на большой каменный камин с фризом в виде четырёхлистников, на одном из которых изображён торговый знак Джона Халле. Это совершенно аутентичный средневековый камин, хотя он и не находится на своём первоначальном месте (за ним нет дымовой трубы). В окнах сохранились оригинальные витражи, в том числе с геральдическими знаками и торговым клеймом Джона Халле.
Из архивных документов известно, что в 1669 году дом был таверной, а в 1816 — 1819 годах использовался как часть типографии газеты The Wiltshire Gazette («Уилтширская газета»). В 1834 году здание было отреставрировано Огастесом Пьюджином. Это был один из его первых архитектурных заказов. А в 1881 году к зданию пристроили трёхэтажный фасад в тюдоровском стиле, спроектированный местным архитектором Фредом Уордом. Этот великолепный фасад отлично виден со второго этажа автобуса, поскольку остановка находится прямо у входа в кинотеатр и автобус стоит на ней очень долго, поджидая зрителей после киносеанса.
В XX веке началась «киношная» история дома Джона Халле. В 1931 году показом британской кинокомедии «Вероятность наступления ночи» здесь открылся кинотеатр Gaumont Palace. Основной зрительный зал построили в начале того же года: он был рассчитан на 1125 мест в партере и 500 мест в бельэтаже. Зал был выполнен в тюдоровским стиле по проекту Уильяма Эдварда Трента, перед которым поставили задачу сделать кинозал не похожим ни на один другой кинотеатр Gaumont.
Поэтому балки из стекловолокна были окрашены в тёмно‑коричневый цвет, под стать оригинальным средневековым балкам фойе, а стенную кладку сделали из тёсаных камней, как в Солсберийском соборе. Дизайнер интерьеров Фрэнк Барнс создал более 40 гобеленов с изображениями средневековых сцен охоты, которые вместе с коваными люстрами передавали атмосферу той эпохи. В ресторане, также оформленном в стиле Тюдоров, с деревянными панелями, камином, дубовыми столами и стульями, гостям подавали разнообразные блюда — ведь в те времена поход в кино значил нечто большее, чем просто ведро попкорна…
В 1936 году кинотеатр был переименован в Gaumont, а в 1964‑м — в Odeon. Здесь выступали такие звезды, как The Beatles, The Rolling Stones, The Bee Gees, Бадди Холли и другие.
В 1972 году кинотеатр переоборудовали в трёхзальный. В 1986 году он оказался под угрозой закрытия, но благодаря активной кампании местных жителей Odeon удалось спасти. Была проведена грандиозная реконструкция, в ходе которой интерьер был восстановлен с использованием оригинальных красок и штукатурки. В 1993 году в помещении, где раньше находился ресторан, был установлен четвёртый экран, а в 1995‑м — пятый.
Сегодня кинотеатр представляет собой весьма атмосферное здание: чтобы попасть в нужный зал, приходится пробираться по извилистым коридорам, как в кроличьей норе.
Раз в неделю волонтёры проводят экскурсию по кинотеатру и показывают его закулисье, недоступное для тех, кто просто пришёл посмотреть фильм. Например, можно увидеть оригинальный вход в кинотеатр, который сейчас уже не используется. Это большой проход с крошечной деревянной кассой в стене, где приходилось тесниться бедняге‑кассиру, продавая билеты на сеанс. Можно пройтись по тёмным переходам с облупившейся краской на стенах, заглянуть в маленькие комнаты без окон, когда‑то служившие гримёрными для звезд. Теперь здесь хранятся веники, ненужный хлам, и, вероятно, обитает множество насекомых.
Великобритания. Солсбери.
[1] В капелле Богоматери в церкви Святого Фомы можно увидеть надпись с просьбой помолиться за душу Уильяма Свейна и его жены, а также клеймо купца Свейна, так что можно предположить, что Джон в итоге проиграл борьбу за землю и Уильям смог построить часовню.
Герои нашего рассказа:
Ричард Невилл, 16‑й граф Уорик (Richard Neville, 16th Earl of Warwick, 1428 – 1471) — английский государственный и политический деятель, военачальник.
Посвящён в рыцари королём Генрихом VI Ланкастером. Один из крупнейших английских землевладельцев. Вместе с отцом поддержал герцога Ричарда Йорка (1411 – 1460), провозглашённого в 1453 году протектором королевства. В 1470 году Уорик со своими сторонниками поднял восстание, и Эдуард IV вынужден был бежать во Фландрию, на престоле был восстановлен освобождённый из заключения Генрих VI. Уорик был назначен наместником королевства. Однако в марте 1471 года Эдуард IV вернулся в Англию, и 14 апреля в битве при Барнете войско Ланкастеров было разбито. Уорик и его младший брат погибли. Их тела были выставлены на всеобщее обозрение в лондонском соборе Святого Павла, а затем похоронены в родовой усыпальнице в монастыре в Бишеме (графство Беркшир).
Огастес Пьюджин (Augustus Pugin; 1812 – 1852), английский архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Один из лидеров движения «Готического Возрождения» (Gothic Revival) в Англии, автор оформления интерьеров здания Британского парламента, строитель башни Биг‑Бен.
Уильям Эдвард Трент (William Edward Trent, 1874 – 1948) — британский архитектор, специализировавшийся на дизайне кинотеатров.
Ричард Невилл, 16‑й граф Уорик (Richard Neville, 16th Earl of Warwick, 1428 – 1471) — английский государственный и политический деятель, военачальник.
Посвящён в рыцари королём Генрихом VI Ланкастером. Один из крупнейших английских землевладельцев. Вместе с отцом поддержал герцога Ричарда Йорка (1411 – 1460), провозглашённого в 1453 году протектором королевства. В 1470 году Уорик со своими сторонниками поднял восстание, и Эдуард IV вынужден был бежать во Фландрию, на престоле был восстановлен освобождённый из заключения Генрих VI. Уорик был назначен наместником королевства. Однако в марте 1471 года Эдуард IV вернулся в Англию, и 14 апреля в битве при Барнете войско Ланкастеров было разбито. Уорик и его младший брат погибли. Их тела были выставлены на всеобщее обозрение в лондонском соборе Святого Павла, а затем похоронены в родовой усыпальнице в монастыре в Бишеме (графство Беркшир).
Огастес Пьюджин (Augustus Pugin; 1812 – 1852), английский архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Один из лидеров движения «Готического Возрождения» (Gothic Revival) в Англии, автор оформления интерьеров здания Британского парламента, строитель башни Биг‑Бен.
Уильям Эдвард Трент (William Edward Trent, 1874 – 1948) — британский архитектор, специализировавшийся на дизайне кинотеатров.
Печатается по: Дин (Хохолева) И. От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.
На илл.: Джон Халле. 1565. Гравюра на дереве. Коллекция Welcome.
На обложке: Основной зал кинотеатра. Несмотря на современное оборудование, сохранён тюдоровский стиль и изначальный дизайн. Фото 2023 г.
На обложке: Основной зал кинотеатра. Несмотря на современное оборудование, сохранён тюдоровский стиль и изначальный дизайн. Фото 2023 г.
См. также:
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.
Дин (Хохолева) И. Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.
Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.
Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.
Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.
Дин (Хохолева) И. «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.
Дин (Хохолева) И. Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.
Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.
Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.
Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.
Дин (Хохолева) И. «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.