Статьи

От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла

2023-12-25 14:45
Одно из#nbsp;самых интересных средневековых зданий в#nbsp;Солсбери (кроме Солсберийского собора с#nbsp;его всемирно известным 123‑метровым шпилем)#nbsp;— дом Джона Халле, богатого местного торговца шерстью. Построенный в#nbsp;1470‑х годах, а#nbsp;ныне используемый в#nbsp;качестве кинотеатра «Одеон», этот дом#nbsp;— редкое сочетание старого и#nbsp;нового.
Солсбери хорошо известен как средневековый рыночный город. Его история началась в#nbsp;1220#nbsp;го­ду со#nbsp;строительства собора. К#nbsp;середине XѴ#nbsp;ве­ка население города составляло семь тысяч человек, и#nbsp;половина жителей была занята торговлей шерстью. Одним из#nbsp;них был Джон Халле, видный и#nbsp;богатый человек в#nbsp;округе. В#nbsp;1446#nbsp;году Джон Халле стал членом местного совета, а#nbsp;в#nbsp;1453#nbsp;году был впервые избран членом парламента от#nbsp;Солс­бе­ри (впоследствии он#nbsp;избирался ещё три раза). Свой дом он#nbsp;начал строить около 1470#nbsp;года. Умер Джон Халле в#nbsp;1479#nbsp;году, а#nbsp;строи­тель­ство через несколько лет завершил его сын Уильям.

Джон Халле отличался вспыльчивым характером. В#nbsp;1465#nbsp;году, будучи мэром города, он#nbsp;вступил в#nbsp;земельный спор с#nbsp;солсберийским епископом Ричардом Бошампом и#nbsp;ещё одним местным торговцем Уильямом Свейном. Земля, на#nbsp;которой Свейн хотел построить часовню, принадлежала церкви Святого Томаса, а#nbsp;Джон Халле силой завладел этим участком. Епископ привлёк его к#nbsp;ответственности#nbsp;[1], кроме того, Халле был вызван на#nbsp;суд короля Эдуарда IѴ и#nbsp;Тайного совета, где оказался настолько несговорчив и#nbsp;несдержан, что король отправил его в#nbsp;лондонский Тауэр, поскольку Джон «проявил себя как совершенно глупый человек с#nbsp;бунтарским, вспыльчивым и#nbsp;своевольным нравом».

Совету города Солсбери было предписано назначить нового мэра, но#nbsp;его члены сделать это отказались, и#nbsp;Джон Халле, сидевший в#nbsp;Тауэре, был назначен мэром в#nbsp;четвёртый раз.

Скорее всего, это объяснялось не#nbsp;всенародной симпатией к#nbsp;Халле, а#nbsp;сильной неприязнью жителей к#nbsp;епископу.

В#nbsp;1470#nbsp;году Джон откликнулся на#nbsp;призыв графа Уорика собрать армию из#nbsp;40#nbsp;человек с#nbsp;целью восстановления на#nbsp;троне Генриха#nbsp;ѴI. Однако после решающих побед Эдуарда#nbsp;IѴ при Барнете и#nbsp;Тьюксбери Халле вновь перешёл на#nbsp;сторону правившего короля.

Его сын Уильям Халле унаследовал бунтарские наклонности отца. В#nbsp;1483#nbsp;году он#nbsp;присоединился к#nbsp;восстанию герцога Бекингема против Ричарда#nbsp;III. За#nbsp;свои действия был привлечён к#nbsp;ответственности, но#nbsp;в#nbsp;1485#nbsp;году приговор отменили, после чего младший Халле стал членом парламента от#nbsp;Солсбери.

Именно Уильям, завершив отцовское дело, построил потрясающий двухэтажный банкетный зал, который сегодня служит фойе кино­теат­ра.

Чтобы увидеть это настоящее средневековье, нужно просто войти в#nbsp;здание вместе с#nbsp;посетителями.

Тёмные дубовые балки на#nbsp;сводчатом потолке, каменный пол, бросающие всюду цветные блики витражи… Очевидно, что это не#nbsp;совсем обычное фойе кинотеатра. С#nbsp;потолка свисают огромные кованые люстры, а#nbsp;стены украшают щиты и#nbsp;копья. У#nbsp;входа возвышается галерея менестрелей, попасть на#nbsp;которую можно по#nbsp;деревянной лестнице сбоку, но, к#nbsp;сожалению, эта часть здания недоступна для посетителей.

В#nbsp;глубине фойе обращаешь внимание на#nbsp;большой каменный камин с#nbsp;фризом в#nbsp;виде четырёхлистников, на#nbsp;одном из#nbsp;которых изображён торговый знак Джона Халле. Это совершенно аутентичный средневековый камин, хотя он#nbsp;и#nbsp;не находится на#nbsp;своём первоначальном месте (за#nbsp;ним нет дымовой трубы). В#nbsp;окнах сохранились оригинальные витражи, в#nbsp;том числе с#nbsp;геральдическими знаками и#nbsp;торговым клеймом Джона ­Халле.
Из#nbsp;архивных документов известно, что в#nbsp;1669#nbsp;году дом был таверной, а#nbsp;в#nbsp;1816#nbsp;— 1819#nbsp;го­дах использовался как часть типографии газеты The Wiltshire Gazette («Уилтширская газета»). В#nbsp;1834#nbsp;году здание было отреставрировано Огастесом Пьюджином. Это был один из#nbsp;его первых архитектурных заказов. А#nbsp;в#nbsp;1881#nbsp;году к#nbsp;зданию пристроили трёх­этаж­ный фасад в#nbsp;тюдоровском стиле, спроектированный местным архитектором Фредом Уордом. Этот великолепный фасад отлично виден со#nbsp;второго этажа автобуса, поскольку остановка находится прямо у#nbsp;входа в#nbsp;кинотеатр и#nbsp;автобус стоит на#nbsp;ней очень долго, поджидая зрителей после киносеанса.

В#nbsp;XX веке началась «киношная» история дома Джона Халле. В#nbsp;1931#nbsp;году показом британской кинокомедии «Вероятность наступления ночи» здесь открылся кино­театр Gaumont Palace. Основной зрительный зал построили в#nbsp;начале того#nbsp;же года: он#nbsp;был рассчитан на#nbsp;1125#nbsp;мест в#nbsp;партере и#nbsp;500#nbsp;мест в#nbsp;бель­эта­же. Зал был выполнен в#nbsp;тюдоровским стиле по#nbsp;проекту Уильяма Эдварда Трента, перед которым поставили задачу сделать кинозал не#nbsp;похожим ни#nbsp;на#nbsp;один другой кинотеатр Gaumont.

Поэтому балки из#nbsp;стекловолокна были окрашены в#nbsp;тёмно‑коричневый цвет, под стать оригинальным средневековым балкам фойе, а#nbsp;стенную кладку сделали из#nbsp;тёсаных камней, как в#nbsp;Солсберийском соборе. Дизайнер интерьеров Фрэнк Барнс создал более 40#nbsp;гобеленов с#nbsp;изображениями средневековых сцен охоты, которые вместе с#nbsp;коваными люстрами передавали атмосферу той эпохи. В#nbsp;ресторане, также оформленном в#nbsp;стиле Тюдоров, с#nbsp;деревянными панелями, камином, дубовыми столами и#nbsp;стульями, гостям подавали раз­но­об­раз­ные блюда#nbsp;— ведь в#nbsp;те#nbsp;времена поход в#nbsp;кино значил нечто большее, чем просто ведро поп­корна…

В#nbsp;1936#nbsp;году кинотеатр был переименован в#nbsp;Gaumont, а#nbsp;в#nbsp;1964‑м#nbsp;— в#nbsp;Odeon. Здесь выступали такие звезды, как The Beatles, The Rolling Stones, The Bee Gees, Бадди Холли и#nbsp;другие.
В#nbsp;1972#nbsp;году кинотеатр переоборудовали в#nbsp;трёх­заль­ный. В#nbsp;1986#nbsp;году он#nbsp;оказался под угрозой закрытия, но#nbsp;благодаря активной кампании местных жителей Odeon удалось спасти. Была проведена грандиозная реконструкция, в#nbsp;ходе которой интерьер был восстановлен с#nbsp;использованием оригинальных красок и#nbsp;штукатурки. В#nbsp;1993#nbsp;году в#nbsp;помещении, где раньше находился ресторан, был установлен четвёртый экран, а#nbsp;в#nbsp;1995‑м#nbsp;— пятый.

Сегодня кинотеатр представляет собой весьма атмосферное здание: чтобы попасть в#nbsp;нужный зал, приходится пробираться по#nbsp;извилистым коридорам, как в#nbsp;кроличьей норе.

Раз в#nbsp;неделю волонтёры проводят экскурсию по#nbsp;кинотеатру и#nbsp;показывают его закулисье, недоступное для тех, кто просто пришёл посмотреть фильм. Например, можно увидеть оригинальный вход в#nbsp;кинотеатр, который сейчас уже не#nbsp;используется. Это большой проход с#nbsp;крошечной деревянной кассой в#nbsp;стене, где приходилось тесниться бедняге‑кассиру, продавая билеты на#nbsp;сеанс. Можно пройтись по#nbsp;тёмным переходам с#nbsp;облупившейся краской на#nbsp;стенах, заглянуть в#nbsp;маленькие комнаты без окон, когда‑то служившие гримёрными для звезд. Теперь здесь хранятся веники, ненужный хлам, и, вероятно, оби­та­ет множество насекомых.
Великобритания. Солсбери.

[1] В капелле Богоматери в#nbsp;церкви Святого Фомы можно увидеть надпись с#nbsp;просьбой помолиться за душу Уильяма Свейна и#nbsp;его жены, а#nbsp;также клеймо купца Свейна, так что можно предположить, что Джон в#nbsp;итоге проиграл борьбу за землю и#nbsp;Уильям смог построить часовню.

Герои нашего рассказа:
Ричард Невилл, 16‑й#nbsp;граф Уорик (Richard Neville, 16th Earl of Warwick, 1428#nbsp;–#nbsp;1471)#nbsp;— английский государственный и#nbsp;политический деятель, военачальник.
Посвящён в рыцари королём Генрихом#nbsp;VI Ланкастером. Один из крупнейших английских землевладельцев. Вместе с отцом поддержал герцога Ричарда Йорка#nbsp;(1411#nbsp;–#nbsp;1460), провозглашённого в#nbsp;1453#nbsp;году протектором королевства. В#nbsp;1470#nbsp;году Уорик со своими сторонниками поднял восстание, и#nbsp;Эдуард#nbsp;IV вынужден был бежать во Фландрию, на престоле был восстановлен освобождённый из заключения Генрих#nbsp;VI. Уорик был назначен наместником королевства. Однако в#nbsp;марте 1471#nbsp;года Эдуард#nbsp;IV вернулся в Англию, и#nbsp;14#nbsp;апреля в битве при Барнете войско Лан­кас­те­ров было разбито. Уорик и его младший брат по­гиб­ли. Их тела были выставлены на всеобщее обозрение в#nbsp;лондонском соборе Святого Павла, а#nbsp;затем похоронены в#nbsp;родовой усыпальнице в#nbsp;монастыре в Бишеме (графство Беркшир).

Огастес Пьюджин (Augustus Pugin; 1812#nbsp;–#nbsp;1852), английский архитектор, дизайнер и#nbsp;теоретик искусства. Один из лидеров движения «Готического Возрождения» (Gothic Revival) в#nbsp;Англии, автор оформ­ле­ния интерьеров здания Британского парламента, строитель башни Биг‑Бен.

Уильям Эдвард Трент (William Edward Trent, 1874#nbsp;– 1948)#nbsp;— британский архитектор, специализировавшийся на дизайне кинотеатров.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;– 38.
На илл.: Джон Халле. 1565. Гравюра на дереве. Коллекция Welcome.
На обложке: Основной зал кино­теат­ра. Несмотря на современное оборудование, сохранён тюдоровский стиль и#nbsp;изначальный дизайн. Фото 2023#nbsp;г.
См.#nbsp;также:
Ирина Дин (Хохолева). Know how#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.

Место силы Ньютона#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;13#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;50#nbsp;–#nbsp;53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.