Московские дома, улицы и бульвары попадали в документальные фильмы, становились декорациями в художественных, при этом часто «играли роли» — то соседних московских локаций, то других городов, а иногда и фантастических мест. Бывало, что монтаж превращал особняк в арбатском переулке в дом у Покровских ворот, переносил героев с севера на юг города, а автомобили внезапно мчались несуществующими маршрутами. Но на то кино и искусство, чтобы создавать свою реальность...
Мы решили совершить прогулку и посмотреть на места, запечатлённые в любимых картинах. А поскольку съёмочная площадка под названием «Москва» огромна и обойти её за один раз нереально, мы прогулялись от Швивой горки до Чистых прудов — и рассказываем о той кино‑Москве, которую увидели.
Первая примечательная точка на нашей карте — Большой Ватин переулок. До 1980‑х годов здесь сохранялся типичный старомосковский пейзаж — с церковью, маленькими домиками, булыжной мостовой, и этим объясняется популярность переулка. Здесь снимали «Трактир на Пятницкой» — бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони, гайдаевские «12 стульев», «Вечный зов», «Покровские ворота». Интересно и происхождение названия переулка. Его назвали в честь купца Саввы Вагина, который в 1595 году построил здесь церковь великомученика Никиты, а впоследствии в документах появилась ошибка.
Рядом — знаменитая высотка на Котельнической набережной. В каких только фильмах и сериалах она не показана! Конечно, это «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и его же «Зависть богов», «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Брат‑2» Алексея Балабанова, «Стиляги» Валерия Тодоровского и сериал «Бригада»... Перечислять можно долго.
Выходим на Яузскую набережную, мелькающую в фильме «Место встречи изменить нельзя», и поднимаемся по Яузскому бульвару. Бульвар становился местом съёмок многих фильмов: «Когда деревья были большими», «Холодное лето 53‑го» и «Брат‑2», «Высоцкий. Спасибо, что живой»...
Самый же популярный объект по Яузскому бульвару — это так называемый Дом со скульптурами, или Голосовский дом, построенный в 1930‑е годы по проекту архитектора Ильи Голосова. По сторонам от арки видим статуи рабочего и колхозницы, они и дали дому второе название. Арка со скульптурами появляется в фильмах «Лёгкая жизнь», «Покровские ворота», «Холодное лето 53‑го», «Брат‑2», «Розыгрыш», «Когда деревья были большими» и во многих других.
Сворачиваем в Подколокольный переулок — к Хитровке. Здесь, в переулках, снимали множество картин. На Ивановской горке разворачивается место действия художественного фильма «Шестое июля» (1968). Именно там, в Морозовском доме (Большой Трёхсвятительский переулок, 1), в 1918 году разместился штаб левых эсеров. C 1919 года там же и в соседнем доме 3 располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.
Морозовский сад попал в фильмы «Испытательный срок» (1960) и «Приключения Травки» (1976). Хитровский переулок стал основным местом действия телесериала «Желанная». На Ивановской горке отснято много эпизодов фантастического фильма «Чёрная молния», в Хитровском переулке герой взлетел на машине в первый раз.
Любопытный факт. Есть версия, что отдельные сцены с подземельями планеты Десса в фильме «Через тернии к звёздам» (1980) тоже снимали на Хитровке — в Соляных подвалах дома Шервуда‑младшего, что стоит на углу Солянки и Забелина.
Милютинский сад можно заметить в фильме «Покровские ворота». Хотя Милютинский сад появился ещё в XѴIII веке, для публики его открыли лишь в 1932 году. Тогда со стороны Покровского бульвара поставили ворота.
Идём по Покровскому бульвару, минуем Покровские ворота и оказываемся на Чистых прудах. Здесь стоит ещё один дом, любимый кинорежиссёрами, — «Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14). Дом был построен в 1908 году для общины храма Троицы на Грязех у Покровских ворот на средства купцов Оловянишниковых и оформлен барельефами работы художника Сергея Вашкова. Этот дом можно, в частности, увидеть в фильмах «Подкидыш» (тогда на втором этаже был балкон), «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Мастер и Маргарита» (режиссёр Юрий Кара).
Сейчас на московских Патриарших прудах не ходят трамваи, поэтому трамвай отрезает Берлиозу голову на Чистых, для чего по трамвайной ветке пустили мосфильмовскую «Аннушку».
В кадре фильма Ю. Кары видны узнаваемые колонны театра «Современник». «Современник» — бывший кинотеатр «Колизей», построенный в 1913 – 1914 годы архитектором Р. Клейном по заказу купца Гуськова. Театр появился в этом здании только в 1970‑х. У «Колизея» разворачиваются эпизоды «Папиросницы от Моссельпрома», «Подкидыша», «Покровских ворот» и многих других картин.
Где‑то здесь, на лавочке Чистопрудного бульвара, бандиты убили Васю Векшина, персонажа «Места встречи изменить нельзя».
Но вперёд — к Архангельскому переулку, ставшему местом действия не одной картины. В кадр «Покровских ворот» попал дом 13 по Архангельскому переулку: Велюров ловит машину для Хоботова. В кадр попали церковь Феодора Стратилата и Меншикова башня (храм Архангела Гавриила).
В картине «Я шагаю по Москве» Архангельский переулок тоже появляется, но необычным образом. Предполагается, что церковь, куда в поисках хозяйки собаки в начале фильма заходит герой, это Меншикова башня, но на самом деле сцена снималась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем.
Мы хотели свернуть в Армянский переулок, там в здании школы № 644, где теперь расположен педагогический колледж, снимали сцены фильма «Летят журавли», но возвращаемся к Чистым прудам, проходим мимо знаменитого «дома со львом», по соседству с которым снимали «Забытую мелодию для флейты», проходим мимо павильона метро, который попал на плёнку в фильмах «Застава Ильича» и «Друзья и годы», и идём к Красным воротам.
Переулки на нашем пути тоже становились кинодекорациями. Скажем, дом номер 5 по Лялину переулку, стоящий на пересечении Лялина и Малого Казённого переулков, известен по тем же «Покровским воротам».
Первая примечательная точка на нашей карте — Большой Ватин переулок. До 1980‑х годов здесь сохранялся типичный старомосковский пейзаж — с церковью, маленькими домиками, булыжной мостовой, и этим объясняется популярность переулка. Здесь снимали «Трактир на Пятницкой» — бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони, гайдаевские «12 стульев», «Вечный зов», «Покровские ворота». Интересно и происхождение названия переулка. Его назвали в честь купца Саввы Вагина, который в 1595 году построил здесь церковь великомученика Никиты, а впоследствии в документах появилась ошибка.
Рядом — знаменитая высотка на Котельнической набережной. В каких только фильмах и сериалах она не показана! Конечно, это «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и его же «Зависть богов», «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Брат‑2» Алексея Балабанова, «Стиляги» Валерия Тодоровского и сериал «Бригада»... Перечислять можно долго.
Выходим на Яузскую набережную, мелькающую в фильме «Место встречи изменить нельзя», и поднимаемся по Яузскому бульвару. Бульвар становился местом съёмок многих фильмов: «Когда деревья были большими», «Холодное лето 53‑го» и «Брат‑2», «Высоцкий. Спасибо, что живой»...
Самый же популярный объект по Яузскому бульвару — это так называемый Дом со скульптурами, или Голосовский дом, построенный в 1930‑е годы по проекту архитектора Ильи Голосова. По сторонам от арки видим статуи рабочего и колхозницы, они и дали дому второе название. Арка со скульптурами появляется в фильмах «Лёгкая жизнь», «Покровские ворота», «Холодное лето 53‑го», «Брат‑2», «Розыгрыш», «Когда деревья были большими» и во многих других.
Сворачиваем в Подколокольный переулок — к Хитровке. Здесь, в переулках, снимали множество картин. На Ивановской горке разворачивается место действия художественного фильма «Шестое июля» (1968). Именно там, в Морозовском доме (Большой Трёхсвятительский переулок, 1), в 1918 году разместился штаб левых эсеров. C 1919 года там же и в соседнем доме 3 располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.
Морозовский сад попал в фильмы «Испытательный срок» (1960) и «Приключения Травки» (1976). Хитровский переулок стал основным местом действия телесериала «Желанная». На Ивановской горке отснято много эпизодов фантастического фильма «Чёрная молния», в Хитровском переулке герой взлетел на машине в первый раз.
Любопытный факт. Есть версия, что отдельные сцены с подземельями планеты Десса в фильме «Через тернии к звёздам» (1980) тоже снимали на Хитровке — в Соляных подвалах дома Шервуда‑младшего, что стоит на углу Солянки и Забелина.
Милютинский сад можно заметить в фильме «Покровские ворота». Хотя Милютинский сад появился ещё в XѴIII веке, для публики его открыли лишь в 1932 году. Тогда со стороны Покровского бульвара поставили ворота.
Идём по Покровскому бульвару, минуем Покровские ворота и оказываемся на Чистых прудах. Здесь стоит ещё один дом, любимый кинорежиссёрами, — «Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14). Дом был построен в 1908 году для общины храма Троицы на Грязех у Покровских ворот на средства купцов Оловянишниковых и оформлен барельефами работы художника Сергея Вашкова. Этот дом можно, в частности, увидеть в фильмах «Подкидыш» (тогда на втором этаже был балкон), «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Мастер и Маргарита» (режиссёр Юрий Кара).
Сейчас на московских Патриарших прудах не ходят трамваи, поэтому трамвай отрезает Берлиозу голову на Чистых, для чего по трамвайной ветке пустили мосфильмовскую «Аннушку».
В кадре фильма Ю. Кары видны узнаваемые колонны театра «Современник». «Современник» — бывший кинотеатр «Колизей», построенный в 1913 – 1914 годы архитектором Р. Клейном по заказу купца Гуськова. Театр появился в этом здании только в 1970‑х. У «Колизея» разворачиваются эпизоды «Папиросницы от Моссельпрома», «Подкидыша», «Покровских ворот» и многих других картин.
Где‑то здесь, на лавочке Чистопрудного бульвара, бандиты убили Васю Векшина, персонажа «Места встречи изменить нельзя».
Но вперёд — к Архангельскому переулку, ставшему местом действия не одной картины. В кадр «Покровских ворот» попал дом 13 по Архангельскому переулку: Велюров ловит машину для Хоботова. В кадр попали церковь Феодора Стратилата и Меншикова башня (храм Архангела Гавриила).
В картине «Я шагаю по Москве» Архангельский переулок тоже появляется, но необычным образом. Предполагается, что церковь, куда в поисках хозяйки собаки в начале фильма заходит герой, это Меншикова башня, но на самом деле сцена снималась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем.
Мы хотели свернуть в Армянский переулок, там в здании школы № 644, где теперь расположен педагогический колледж, снимали сцены фильма «Летят журавли», но возвращаемся к Чистым прудам, проходим мимо знаменитого «дома со львом», по соседству с которым снимали «Забытую мелодию для флейты», проходим мимо павильона метро, который попал на плёнку в фильмах «Застава Ильича» и «Друзья и годы», и идём к Красным воротам.
Переулки на нашем пути тоже становились кинодекорациями. Скажем, дом номер 5 по Лялину переулку, стоящий на пересечении Лялина и Малого Казённого переулков, известен по тем же «Покровским воротам».
Мужик в пиджаке
Рассказывая о Москве в кино, нельзя не упомянуть мужика в пиджаке! Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову установили в Москве на Лермонтовской площади в 1965 году.
После выхода фильма «Джентльмены удачи» в народе его стали называть «Мужик в пиджаке». При этом он считается одним из самых романтичных памятников Москвы.
Рассказывая о Москве в кино, нельзя не упомянуть мужика в пиджаке! Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову установили в Москве на Лермонтовской площади в 1965 году.
После выхода фильма «Джентльмены удачи» в народе его стали называть «Мужик в пиджаке». При этом он считается одним из самых романтичных памятников Москвы.
Печатается по: Валерия Ахметьева. Швивая горка — Чистые пруды // Мир Музея. 2023. №12. С. 22 – 25.
На фото: Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 г.
См. также:
Максим Гуреев. Хроника вечности // Мир Музея. 2023. №12. С. 15 – 16.
Лариса Плетникова. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С. 10 – 14.
«Украина» в Севастополе. Беседа Ксении Сергазиной с Сергеем Шуневичем // Мир Музея. 2023. №12. С. 27 – 29.
Максим Гуреев. Хроника вечности // Мир Музея. 2023. №12. С. 15 – 16.
Лариса Плетникова. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С. 10 – 14.
«Украина» в Севастополе. Беседа Ксении Сергазиной с Сергеем Шуневичем // Мир Музея. 2023. №12. С. 27 – 29.