Статьи

Швивая горка — Чистые пруды

2023-12-21 15:28
Московские дома, улицы и бульвары попадали в#nbsp;документальные фильмы, становились декорациями в#nbsp;художественных, при этом часто «играли роли»#nbsp;— то соседних московских локаций, то других городов, а#nbsp;иногда и#nbsp;фантастических мест. Бывало, что монтаж превращал особняк в#nbsp;арбатском переулке в#nbsp;дом у#nbsp;Покровских ворот, переносил героев с#nbsp;севера на юг города, а#nbsp;автомобили внезапно мчались несуществующими маршрутами. Но на то кино и#nbsp;искусство, чтобы создавать свою реальность...
Мы решили совершить прогулку и посмотреть на места, запечатлённые в#nbsp;любимых картинах. А#nbsp;поскольку съёмочная площадка под названием «Москва» огромна и#nbsp;обойти её за один раз нереально, мы#nbsp;прогулялись от Швивой горки до Чистых прудов#nbsp;— и#nbsp;рассказываем о#nbsp;той кино‑Москве, которую увидели.

Первая примечательная точка на нашей карте#nbsp;— Большой Ватин пере­улок. До 1980‑х годов здесь сохранялся типичный старомосковский пейзаж#nbsp;— с#nbsp;церковью, маленькими домиками, булыжной мостовой, и#nbsp;этим объясняется популярность переулка. Здесь снимали «Трактир на Пятницкой»#nbsp;— бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони, гайдаевские «12#nbsp;стульев», «Вечный зов», «Покровские ворота». Интересно и#nbsp;происхождение названия переулка. Его назвали в#nbsp;честь купца Саввы Вагина, который в 1595#nbsp;году построил здесь церковь великомученика Никиты, а#nbsp;впоследствии в документах появилась ошибка.

Рядом#nbsp;— знаменитая высотка на Котельнической набережной. В#nbsp;каких только фильмах и#nbsp;сериалах она не показана! Конечно, это «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и#nbsp;его же «Зависть богов», «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Брат‑2» Алексея Балабанова, «Стиляги» Валерия Тодоровского и#nbsp;сериал «Бригада»... Перечислять можно долго.

Выходим на Яузскую набережную, мель­каю­щую в#nbsp;фильме «Мес­то встречи изменить нельзя», и#nbsp;поднимаемся по Яузскому бульвару. Бульвар становился местом съёмок многих фильмов: «Когда деревья были большими», «Холодное лето 53‑го» и#nbsp;«Брат‑2», «Высоцкий. Спасибо, что живой»...

Самый же популярный объект по Яузскому бульвару#nbsp;— это так называемый Дом со скульптурами, или Голосовский дом, построенный в 1930‑е годы по проекту архитектора Ильи Голосова. По сторонам от арки видим статуи рабочего и#nbsp;колхозницы, они и дали дому второе название. Арка со скульптурами появляется в#nbsp;фильмах «Лёгкая жизнь», «Покровские ворота», «Холодное лето 53‑го», «Брат‑2», «Розыгрыш», «Когда деревья были большими» и#nbsp;во многих других.

Сворачиваем в#nbsp;Подколокольный переулок#nbsp;— к#nbsp;Хитровке. Здесь, в#nbsp;переулках, снимали множество картин. На Ивановской горке разворачивается место действия художественного фильма «Шестое июля» (1968). Именно там, в Морозовском доме (Большой Трёх­свя­ти­тель­ский переулок,#nbsp;1), в#nbsp;1918#nbsp;году разместился штаб левых эсеров. C#nbsp;1919#nbsp;года там же и#nbsp;в#nbsp;соседнем доме#nbsp;3 располагался Покровский конц­лагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и#nbsp;белогвардейцев.

Морозовский сад попал в фильмы «Испытательный срок» (1960) и#nbsp;«Приключения Травки» (1976). Хит­ров­ский переулок стал основным местом действия телесериала «Желанная». На Ивановской горке отснято много эпизодов фантастического фильма «Чёрная молния», в Хитровском переулке герой взлетел на машине в#nbsp;первый раз.

Любопытный факт. Есть версия, что отдельные сцены с#nbsp;подземельями планеты Десса в#nbsp;фильме «Через тернии к#nbsp;звёздам» (1980) тоже снимали на Хитровке#nbsp;— в#nbsp;Соляных подвалах дома Шервуда‑младшего, что стоит на углу Солянки и#nbsp;Забелина.

Милютинский сад мож­но заметить в#nbsp;фильме «Покровские ворота». Хотя Милютинский сад появился ещё в#nbsp;XѴIII#nbsp;веке, для пуб­ли­ки его открыли лишь в#nbsp;1932#nbsp;году. Тогда со стороны Покровского бульвара поставили ворота.

Идём по Покровскому бульвару, минуем Покровские ворота и#nbsp;оказываемся на Чистых прудах. Здесь стоит ещё один дом, любимый кино­режис­сё­ра­ми,#nbsp;— «Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар,#nbsp;14). Дом был построен в#nbsp;1908#nbsp;году для общины храма Троицы на Грязех у#nbsp;Покровских ворот на средства купцов Оловянишниковых и#nbsp;оформлен барельефами работы художника Сергея Вашкова. Этот дом можно, в#nbsp;частности, увидеть в#nbsp;фильмах «Подкидыш» (тогда на втором этаже был балкон), «Место встречи изменить нельзя», «Я#nbsp;шагаю по Москве», «Мастер и#nbsp;Маргарита» (режиссёр Юрий Кара).

Сейчас на московских Патриарших прудах не ходят трамваи, поэтому трамвай отрезает Берлиозу голову на Чистых, для чего по трамвайной ветке пустили мосфильмовскую «Аннушку».

В кадре фильма Ю.#nbsp;Кары видны узнаваемые колонны театра «Со­вре­мен­ник». «Современник»#nbsp;— бывший кинотеатр «Колизей», построенный в#nbsp;1913#nbsp;–#nbsp;1914#nbsp;годы архитектором Р.#nbsp;Клейном по заказу купца Гуськова. Театр появился в этом здании только в#nbsp;1970‑х. У#nbsp;«Колизея» разворачиваются эпизоды «Папиросницы от Мос­сель­про­ма», «Подкидыша», «Покровских ворот» и многих других картин.

Где‑то здесь, на лавочке Чистопрудного бульвара, бандиты убили Васю Векшина, персонажа «Места встречи изменить нельзя».

Но вперёд#nbsp;— к#nbsp;Архангельскому переулку, ставшему местом действия не одной картины. В#nbsp;кадр «По­кровских ворот» попал дом#nbsp;13 по Архангельскому переулку: Велюров ловит машину для Хоботова. В кадр попали церковь Феодора Стратилата и#nbsp;Меншикова башня (храм Арх­анге­ла Гавриила).

В картине «Я#nbsp;шагаю по Москве» Архангельский переулок тоже появляется, но необычным образом. Предполагается, что церковь, куда в#nbsp;поисках хозяйки собаки в#nbsp;начале фильма заходит герой, это Меншикова башня, но на самом деле сцена снималась в#nbsp;Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем.

Мы хотели свернуть в Армянский переулок, там в#nbsp;здании школы#nbsp;№#nbsp;644, где теперь расположен педагогический колледж, снимали сцены фильма «Летят журавли», но возвращаемся к#nbsp;Чистым прудам, проходим мимо знаменитого «дома со львом», по соседству с#nbsp;которым снимали «Забытую мелодию для флейты», проходим мимо павильона метро, который попал на плёнку в#nbsp;фильмах «Застава Ильича» и#nbsp;«Друзья и#nbsp;годы», и#nbsp;идём к#nbsp;Красным воротам.

Переулки на нашем пути тоже становились кинодекорациями. Ска­жем, дом номер#nbsp;5 по Лялину переулку, стоящий на пересечении Лялина и#nbsp;Малого Казённого переулков, известен по тем же «Покровским воротам».
Мужик в пиджаке
Рассказывая о Москве в#nbsp;­кино, нельзя не упомянуть мужика в#nbsp;пиджаке! Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову установили в#nbsp;Москве на Лермонтовской площади в#nbsp;1965#nbsp;году.
После выхода фильма «Джентльмены удачи» в#nbsp;народе его стали называть «Мужик в#nbsp;пиджаке». При этом он считается одним из самых романтичных памятников Москвы.
Печатается по: Валерия Ахметьева. Швивая горка#nbsp;— Чистые пруды // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;22#nbsp;– 25.
На фото: Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 г.
См. также:
Максим Гуреев. Хроника вечности // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;15#nbsp;–#nbsp;16.

Лариса Плетникова. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;10#nbsp;– 14.

«Украина» в#nbsp;Севастополе. Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Сергеем Шуневичем // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;27#nbsp;– 29.