Московские дома, улицы и бульвары попадали в документальные фильмы, становились декорациями в художественных, при этом часто «играли роли» — то соседних московских локаций, то других городов, а иногда и фантастических мест. Бывало, что монтаж превращал особняк в арбатском переулке в дом у Покровских ворот, переносил героев с севера на юг города, а автомобили внезапно мчались несуществующими маршрутами. Но на то кино и искусство, чтобы создавать свою реальность...
Мы решили совершить прогулку и посмотреть на места, запечатлённые в любимых картинах. А поскольку съёмочная площадка под названием «Москва» огромна и обойти её за один раз нереально, мы прогулялись от Швивой горки до Чистых прудов — и рассказываем о той кино‑Москве, которую увидели.
Первая примечательная точка на нашей карте — Большой Ватин переулок. До 1980‑х годов здесь сохранялся типичный старомосковский пейзаж — с церковью, маленькими домиками, булыжной мостовой, и этим объясняется популярность переулка. Здесь снимали «Трактир на Пятницкой» — бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони, гайдаевские «12 стульев», «Вечный зов», «Покровские ворота». Интересно и происхождение названия переулка. Его назвали в честь купца Саввы Вагина, который в 1595 году построил здесь церковь великомученика Никиты, а впоследствии в документах появилась ошибка.
Рядом — знаменитая высотка на Котельнической набережной. В каких только фильмах и сериалах она не показана! Конечно, это «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и его же «Зависть богов», «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Брат‑2» Алексея Балабанова, «Стиляги» Валерия Тодоровского и сериал «Бригада»... Перечислять можно долго.
Выходим на Яузскую набережную, мелькающую в фильме «Место встречи изменить нельзя», и поднимаемся по Яузскому бульвару. Бульвар становился местом съёмок многих фильмов: «Когда деревья были большими», «Холодное лето 53‑го» и «Брат‑2», «Высоцкий. Спасибо, что живой»...
Самый же популярный объект по Яузскому бульвару — это так называемый Дом со скульптурами, или Голосовский дом, построенный в 1930‑е годы по проекту архитектора Ильи Голосова. По сторонам от арки видим статуи рабочего и колхозницы, они и дали дому второе название. Арка со скульптурами появляется в фильмах «Лёгкая жизнь», «Покровские ворота», «Холодное лето 53‑го», «Брат‑2», «Розыгрыш», «Когда деревья были большими» и во многих других.
Сворачиваем в Подколокольный переулок — к Хитровке. Здесь, в переулках, снимали множество картин. На Ивановской горке разворачивается место действия художественного фильма «Шестое июля» (1968). Именно там, в Морозовском доме (Большой Трёхсвятительский переулок, 1), в 1918 году разместился штаб левых эсеров. C 1919 года там же и в соседнем доме 3 располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.
Морозовский сад попал в фильмы «Испытательный срок» (1960) и «Приключения Травки» (1976). Хитровский переулок стал основным местом действия телесериала «Желанная». На Ивановской горке отснято много эпизодов фантастического фильма «Чёрная молния», в Хитровском переулке герой взлетел на машине в первый раз.
Любопытный факт. Есть версия, что отдельные сцены с подземельями планеты Десса в фильме «Через тернии к звёздам» (1980) тоже снимали на Хитровке — в Соляных подвалах дома Шервуда‑младшего, что стоит на углу Солянки и Забелина.
Милютинский сад можно заметить в фильме «Покровские ворота». Хотя Милютинский сад появился ещё в XѴIII веке, для публики его открыли лишь в 1932 году. Тогда со стороны Покровского бульвара поставили ворота.
Идём по Покровскому бульвару, минуем Покровские ворота и оказываемся на Чистых прудах. Здесь стоит ещё один дом, любимый кинорежиссёрами, — «Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14). Дом был построен в 1908 году для общины храма Троицы на Грязех у Покровских ворот на средства купцов Оловянишниковых и оформлен барельефами работы художника Сергея Вашкова. Этот дом можно, в частности, увидеть в фильмах «Подкидыш» (тогда на втором этаже был балкон), «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Мастер и Маргарита» (режиссёр Юрий Кара).
Сейчас на московских Патриарших прудах не ходят трамваи, поэтому трамвай отрезает Берлиозу голову на Чистых, для чего по трамвайной ветке пустили мосфильмовскую «Аннушку».
В кадре фильма Ю. Кары видны узнаваемые колонны театра «Современник». «Современник» — бывший кинотеатр «Колизей», построенный в 1913 – 1914 годы архитектором Р. Клейном по заказу купца Гуськова. Театр появился в этом здании только в 1970‑х. У «Колизея» разворачиваются эпизоды «Папиросницы от Моссельпрома», «Подкидыша», «Покровских ворот» и многих других картин.
Где‑то здесь, на лавочке Чистопрудного бульвара, бандиты убили Васю Векшина, персонажа «Места встречи изменить нельзя».
Но вперёд — к Архангельскому переулку, ставшему местом действия не одной картины. В кадр «Покровских ворот» попал дом 13 по Архангельскому переулку: Велюров ловит машину для Хоботова. В кадр попали церковь Феодора Стратилата и Меншикова башня (храм Архангела Гавриила).
В картине «Я шагаю по Москве» Архангельский переулок тоже появляется, но необычным образом. Предполагается, что церковь, куда в поисках хозяйки собаки в начале фильма заходит герой, это Меншикова башня, но на самом деле сцена снималась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем.
Мы хотели свернуть в Армянский переулок, там в здании школы № 644, где теперь расположен педагогический колледж, снимали сцены фильма «Летят журавли», но возвращаемся к Чистым прудам, проходим мимо знаменитого «дома со львом», по соседству с которым снимали «Забытую мелодию для флейты», проходим мимо павильона метро, который попал на плёнку в фильмах «Застава Ильича» и «Друзья и годы», и идём к Красным воротам.
Переулки на нашем пути тоже становились кинодекорациями. Скажем, дом номер 5 по Лялинупереулку, стоящий на пересечении Лялина и Малого Казённого переулков, известен по тем же «Покровским воротам».
Мужик в пиджаке Рассказывая о Москве в кино, нельзя не упомянуть мужика впиджаке! Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову установили вМоскве на Лермонтовской площади в1965 году. После выхода фильма «Джентльмены удачи» внароде его стали называть «Мужик впиджаке». При этом он считается одним из самых романтичных памятников Москвы.
Печатается по: Ахметьева В. Швивая горка — Чистые пруды // Мир Музея. 2023. №12. С. 22 – 25.
На фото: Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 г.
См. также: Гуреев М. Хроника вечности // Мир Музея. 2023. №12. С. 15 – 16.
Плетникова Л. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С. 10 – 14.
«Украина» вСевастополе. Беседа Ксении Сергазиной с Сергеем Шуневичем // Мир Музея. 2023. №12. С. 27 – 29.