Статьи

Крашенки, малеванки, писанки, шкрябанки да крапанки

Жителям России порою кажется, что всё разно­обра­зие пасхальных украшений — ярких, разномастных — появилось лишь теперь, в ХХI веке. Однако исторические источники, открытки, картины, художественная литература и даже антикварные коллекции опровергают это утверж­дение.


Среди пасхальных атрибутов яйца были самыми важными — и едой, и подарком. Нанося визиты, встречая гостей и просто гуляя, всю пасхальную неделю люди от мала до велика обменивались пасхальными яйцами, дарили их друг другу, играли, катали, бились. «Писанками» звали все пасхальные сувениры в форме яиц с орнаментом. «Ещё задолго до наступления Светлого дня, — читаем мы в дореволюционном каталоге Лубенского музея, — витрины и окна городских магазинов переполняются всевозможными писанками. Здесь можно увидеть писанки и грошовые, и драгоценные, и простые, и затейливые, и пустые, и наполненные самыми раз­но­­образ­ны­ми предметами. Существует и более узкое значение этого слова — раз­но­образ­но и богато украшенные куриные, утиные, гусиные и перепелиные яйца, иногда яйца других диких птиц.

Для украшения и росписи скорлупы использовались наиболее доступные и массовые материалы и ингредиенты. Например, купаж (тонкая цветастая бумага, нанесенная на скорлупу с помощью кисточки и сырого белка) или поталь (тонкая золотистая или серебристая фольга) были доступны в основном горожанам — из‑за дороговизны. А «малеванки» — художественно раскрашенные яйца — имели большее распространение. Краска была преимущественно акварельная, замешанная на меду. В некоторых регионах яйца отваривали в лоскутах линяющей ткани с мелким рисунком. Он переносился на яйца. Природные же красители — воск и уксус или квасцы — можно было найти в каждом городском или сельском доме, ими для украшения яиц пользовались повсеместно.

Самыми простыми в исполнении были яйца‑крашенки. Чистое, ровное гладкое яйцо без трещин опускали в холодный или горячий отвар природного красителя, получая однородный цвет разной интенсивности, а затем смазывали растительным маслом для блеска. Дополнительно можно было красить яйцо, положив на него кусочки различных растений или обваляв в крупе, а затем обернув марлей. Такие яйца выходили со следами листьев или в мелкую точку. Если сваренное в красителе яйцо оказывалось с трещиной, то по яркому следу от трещины можно было гадать. Иногда яйцо красили уже варёным, заранее повредив скорлупу, чтоб цветной узор замысловатой сеточкой лёг на белок.

Шкрябанками, или дряпанками, называли крашенку с выскобленным узором. Острым лезвием или ножиком, аккуратно царапая верхний слой краски, на цветной скорлупе выводили буквы (например, «ХВ») или слова, иногда имена, поздравления или добрые пожелания, часто наносили декоративные символы или картинки: купола, цветы, розетки, птиц и так далее.
Крапанки создавались с помощью воска: на яйцо капали свечкой, а затем погружали в светлый краситель, например, жёлтый. Затем вынимали, обсушивали и наносили новые капли воска, погружали в более тёмный краситель — и так несколько раз. Готовое яйцо слегка нагревали и снимали воск тканью. В итоге получалось яйцо в крапинку.

Самыми сложными в исполнении считались восковые писанки. Их делали в течение всего года заранее, больше всего во время Великого поста — из самых свежих яиц, у которых белок не присох ещё к внутренней стороне скорлупы, ведь желток и белок предстояло выдуть через дырочку, оставив яйцо целым. Иногда через оставшуюся дырочку продевали ленту для под­вес­ки, или несколько писанок нанизывались на нить — и такими бусами украшался красный угол на Пасху. Считалось, что приступать к росписи надо в хорошем настроении и с добрыми пожеланиями для того, кому предназначалась писанка (фото 1 ). Готовили писанки только женщины и только на заказ или для подарков.

Инструментами создания символов служили кистка и тычки, воск, огонь и всё те же красители. Кистка — это небольшая медная воронка с носиком, меньше миллиметра в сечении, укреплённая на деревянной палочке. В нагретую на свечке воронку заправляли воск и тонким кончиком выводили узоры на сыром яйце (фото 2 ). Тычки — металлические гвоздики на деревянной ручке с треугольными, квадратными и округлыми шляпками, размером около миллиметра. Их также использовали для покрытия участков скорлупы мелким восковым декором. Писанка могла быть одно­цвет­ной, если расписанное воском яйцо помещали лишь в один краситель (фото 3 ), а затем убирали воск, проявляя декор. Многоцветные расписывались так же, но в несколько этапов (фото 4, 5 ), каждый раз яйцо погружали во всё более тёмные краски, а воск убирали лишь в конце (фото 6, 7 ). Затем иглой или шилом аккуратно проделывали две дырочки наверху и в основании яйца. Дуя в одну из них, старались освободить яйцо от белка и желтка полностью, а затем промывали, чтоб не испортилось.

Писанки были распространены в юго‑западной части Российской империи — на территории современных Курской, Брянской, Воронежской, Липецкой, Орловской и других областей, Белоруссии, Украины, Молдавии, Польши, части Прибалтики. Всюду они отличались своим орнаментом и цветом.

Преимущественно использовали жёлтый, оранжевый, красный и чёрный, но в некоторых областях — и синий, зелёный, фиолетовый цвета. Базовым служил цвет скорлупы, он мог быть не только белым. При необходимости участки цветной или окрашенной скорлупы вытравливали до белого кислотой или квасом с квасцами. По основному цвету и орнаменту узнавали писанки из разных регионов.
Традиционными узорами были треугольные клинья разных цветов, даже бытовало название «сорококлинка» — для писанок, сплошь покрытых таким орнаментом. Могли присутствовать грабельки, сеточки, кресты и другие геометрические формы. Декоративные солнце и звёзды могли переходить в беспредметные завитки и волны. Наиболее распространёнными растительными орнаментами были цветы и деревья, животными — птицы, рыбы, лошадки, олени, а также женские фигурки.

В какой цвет можно покрасить яйца натуральными красителями?
Луковая шелуха — кирпично‑красный.
Морена красильная — от розового до бордового.
Свёкла — от розового до бурого.
Куркума — яично‑жёлтый.
Отвар коры яблони — от жёлтого до коричневого.
Пупавка — жёлтый.
Отвар почек и ветвей тополя — лимонный.
Сок моркови — оранжевый.
Сок чёрной моркови — от голубого до чёрного.
Пролесок — от голубого до чёрного.
Чай, кофе — коричневый.
Каркаде — голубой, синий.
Каркаде с уксусом — сиреневый, фиолетовый.
Каркаде и куркума по­следо­ва­тель­но — зелёный.
Отвар молодых листьев татарского клёна — чёрный.
Чернильный орех (с купоросом или железной стружкой) — чёрный.
Фото автора.
Печатается по: Дарья Сабинина. Крашенки, малеванки, писанки, шкрябанки да крапанки // Мир Музея. 2024. №5. С. 19 – 20.
См. также:
Дарья Сабинина. 100 дней // Мир Музея. 2024. №1. С. 21.

Ксения Сергазина. Новый год в сентябре // Мир Музея. 2018. №9. С. 30 – 31.

Алексей Ковалёв. 1000000 дней нашей эры // Мир Музея. 2014. №12. С. 53 – 54.

Александра Кормачёва. От Рождества до Крещения // Мир Музея. 2024. №1. С. 18 – 20.