Дорогие друзья‑читатели! По традиции, ежегодно 28 декабря в России, как и во всём мире, отмечается День кино . Наш журнал не мог пройти мимо такой значимой темы. Муза Кино, вступившая в хоровод на Парнасе позже других, понемногу отбирала лавры у своих старших сестёр. Стихии музыки, театра, литературы, художества, даже истории и астрономии щедро делились с кинематографом своими сюжетами и выразительными средствами. И вот сегодня массовый зритель во многом судит о поэзии, живописи и исторических сюжетах по фильмам. Протестовать против этого и бороться с духом времени, конкурировать с «фабрикой грёз» бесполезно; культурному человеку остаётся только придирчиво отбирать, что смотреть (и что показывать своим детям), что любить — и от чего брезгливо отворачиваться.
Где же место музея в нескончаемом всемирном кинофестивале? Существуют ли у кинематографа свои артефакты и реликвии, которые надлежит хранить для вечности? Для чего любителю кино музей, если у него есть в открытом доступе живая картинка, нестареющие лица любимых артистов, бессмертная музыка, кинорепризы, вошедшие в повседневную речь?
Приглашаем подумать об этом вместе с нашими авторами, экспертами, музейщиками.
Предлагаем вам прогуляться по улицам городов, где снимались любимые всеми фильмы, и заглянуть в тот мир, который прячется за простынёй проекционного экрана. Кино — это великий обман; мастера киноиндустрии — великие иллюзионисты; но созданное ими наваждение иногда обретает настоящую убедительность и жизнеподобие, волнующее нас до глубины души. В этом случае право кинематографа получить место в музейной витрине уже никем не может быть оспорено.
На первой странице обложки: Слева — камера Grande Vitesse Debrie. 1925 г. Тренога Armar с головкой Debrie (1919 г.). Франция. Справа — ручной киноаппарат КС–50Б. 1945 г. «Москинап». Масса 4 кг. Объём бобины 30 м. Дистанционная шкала. Турель на три объектива. Фото Алексея Ковалёва. К репортажу «Как музеефицировать кино?» (с. 26).