Независимо от эпохи, высший свет всегда манил людей своим блеском, неспешной роскошью, уникальностью мысли и образа. Стать (или хотя бы на короткий момент почувствовать себя) частью элиты хотели очень многие — нередко ценой растраченных на шикарные приёмы фамильных капиталов, наигранных улыбок и неравных, но выгодных браков.
Не чужд стремлению «войти в свет» был и Владимир Пименович Крымов (1878 – 1968) — писатель, путешественник и активный предприниматель, старообрядческое происхождение которого не помешало ему стать создателем российского глянца. Так получилось, что до Крымова «красивая жизнь» в России шла как‑то сама и обходилась без собственного печатного органа — не в пример той же Англии, где много лет успешно издавались Tatler и Country Style. Именно по их образцу Крымов и создал «Столицу и усадьбу» — первый русский журнал, полностью посвящённый светской жизни. Так, не особо жалуемый «светом» литератор берёт судьбу в свои руки и лично выписывает себе билет в высшее общество, поставив себя у руля главного салонного издания страны.
Журнал выходил с 1913 по 1917 годы. Уже с первых выпусков издание задало новую планку для периодики — журнал печатался на мелованной бумаге, с вклейками репродукций цветных иллюстраций. Это было поистине изысканное и дорогое издание. Одним из условий редакционной политики было отсутствие «всякой партийности, классовой розни».
Под красочной обложкой читатель мог найти обзоры театральных постановок, светские сплетни, заметки о путешествиях, охоте, коллекционировании и прочих мелочах, наполнявших столичную жизнь элиты.
Большое внимание уделялось и жизни русской усадьбы, к тому моменту уже неумолимо уходившей в прошлое. Обзорам «дворянских гнёзд» был посвящён отдельный раздел журнала. Сейчас эти очерки с фотографиями представляют собой бесценный источник сведений о жизни в поместьях и об их владельцах, застигнутых врасплох не только политическими и социальными потрясениями, но и технологическим прогрессом, вмешавшимся в традиционный быт русской деревни.
Новая выставка Музея русского импрессионизма «Журнал красивой жизни» поможет ближе познакомиться с ценностями ушедшей эпохи.
В экспозиции собраны произведения, которые упоминались на страницах «Столицы и усадьбы». Всего на выставке представлено около 100 произведений из 44 государственных и 14 частных собраний. Гости выставки могут увидеть портреты светских дам и джентльменов, образцы литья и чеканки, пейзажи России и зарубежья, запечатлевшие короткий миг прошлого.
Разделы выставки перекликаются с рубриками журнала. Так, в разделе «Столица» представлены портреты светских дам, некогда публиковавшиеся в «Столице и усадьбе». Одно из самых интересных полотен здесь — портрет Виктора Штемберга, изобразившего баронессу Дарью Гревениц, правнучку Николая I и праправнучку французской императрицы Жозефины Бонапарт. При жизни Дарья отличалась бойким характером, любила танцы, шумные компании, не гнушалась казино, чем вызывала дружное недовольство своих аристократических родственников. Такое пристрастие к светским развлечениям, однако, не помешало ей в январе 1917 года в составе санитарного отряда отправиться на фронт. После Февральской революции, которую баронесса приняла с воодушевлением, она всё же приняла баварское подданство и уехала за границу. Однако через год, в октябре 1918 года, вновь вернулась на родину и работала в библиотеке издательства «Всемирная литература». Была знакома с Троцким и Лениным, что, впрочем, не уберегло её от репрессий 1937 года. Дарью и её мужа обвинили в принадлежности к «монархической террористической организации» и приговорили к расстрелу. Портрет на стене не может рассказать эту историю, поскольку запечатлел баронессу в мирном 1912 году.
Разделы «О том о сём» и «Художественные выставки» посвящены общим рассуждениям об искусстве. Здесь оригинальные полотна дополняют выдержки из критических статей журнала. Так, знаменитая картина Владимира Тихова «Купальщицы» сопровождается таким комментарием: «У нас всё ещё боятся жанра ню, думают, что это неприлично. Есть ступень культурности, начиная с которой этого не думают... И начиная с которой художник умеет отличать обнажённое от пошлого» (Столица и усадьба. 1915. № 46).
А вот картины Сергея Судейкина «Морская идиллия» и Константина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» сопровождает куда менее лестное высказывание о курсе, взятом современным искусством: «Теперь все красят — красят цветы: футуристы, эти идиоты, красят физиономии; две артистки в Петербурге встречали новый год в лиловых париках...» (Столица и усадьба. 1914. № 3).
Особое место в экспозиции выделено «Петрограду во время войны». Несмотря на то что события Первой мировой войны напрямую не освещались в журнале, Владимир Крымов считал, что важно поддерживать боевой дух читателей обращением к красоте. Так на страницах журнала появилась картина Николая Харитонова «Мать и дитя». Совсем рядом с этим полотном можно увидеть бронзовую композицию «Донские казаки‑фуражиры» фабрики Феликса Шопена.
В пространство выставки введены тактильные станции. Это часть инклюзивной политики музея, позволяющей людям с ограниченными возможностями знакомиться с живописью. Станции представляют собой объёмные изображения, доступные для тактильного осмотра. Они дополнены тифлокомментариями и ароматами, собранными ольфакторной художницей Анной Кабировой по ассоциации с представленными картинами.
Посетить основную экспозицию и дополнительные программы музея можно до 6 октября. К выставке в музее открыт журналистский интенсив Лаборатории музейного проектирования «Срочно в номер!», проводят скетчинг‑экскурсии, лекции и мастер‑классы.
См. также вторую страницу обложки.
Журнал выходил с 1913 по 1917 годы. Уже с первых выпусков издание задало новую планку для периодики — журнал печатался на мелованной бумаге, с вклейками репродукций цветных иллюстраций. Это было поистине изысканное и дорогое издание. Одним из условий редакционной политики было отсутствие «всякой партийности, классовой розни».
Под красочной обложкой читатель мог найти обзоры театральных постановок, светские сплетни, заметки о путешествиях, охоте, коллекционировании и прочих мелочах, наполнявших столичную жизнь элиты.
Большое внимание уделялось и жизни русской усадьбы, к тому моменту уже неумолимо уходившей в прошлое. Обзорам «дворянских гнёзд» был посвящён отдельный раздел журнала. Сейчас эти очерки с фотографиями представляют собой бесценный источник сведений о жизни в поместьях и об их владельцах, застигнутых врасплох не только политическими и социальными потрясениями, но и технологическим прогрессом, вмешавшимся в традиционный быт русской деревни.
Новая выставка Музея русского импрессионизма «Журнал красивой жизни» поможет ближе познакомиться с ценностями ушедшей эпохи.
В экспозиции собраны произведения, которые упоминались на страницах «Столицы и усадьбы». Всего на выставке представлено около 100 произведений из 44 государственных и 14 частных собраний. Гости выставки могут увидеть портреты светских дам и джентльменов, образцы литья и чеканки, пейзажи России и зарубежья, запечатлевшие короткий миг прошлого.
Разделы выставки перекликаются с рубриками журнала. Так, в разделе «Столица» представлены портреты светских дам, некогда публиковавшиеся в «Столице и усадьбе». Одно из самых интересных полотен здесь — портрет Виктора Штемберга, изобразившего баронессу Дарью Гревениц, правнучку Николая I и праправнучку французской императрицы Жозефины Бонапарт. При жизни Дарья отличалась бойким характером, любила танцы, шумные компании, не гнушалась казино, чем вызывала дружное недовольство своих аристократических родственников. Такое пристрастие к светским развлечениям, однако, не помешало ей в январе 1917 года в составе санитарного отряда отправиться на фронт. После Февральской революции, которую баронесса приняла с воодушевлением, она всё же приняла баварское подданство и уехала за границу. Однако через год, в октябре 1918 года, вновь вернулась на родину и работала в библиотеке издательства «Всемирная литература». Была знакома с Троцким и Лениным, что, впрочем, не уберегло её от репрессий 1937 года. Дарью и её мужа обвинили в принадлежности к «монархической террористической организации» и приговорили к расстрелу. Портрет на стене не может рассказать эту историю, поскольку запечатлел баронессу в мирном 1912 году.
Разделы «О том о сём» и «Художественные выставки» посвящены общим рассуждениям об искусстве. Здесь оригинальные полотна дополняют выдержки из критических статей журнала. Так, знаменитая картина Владимира Тихова «Купальщицы» сопровождается таким комментарием: «У нас всё ещё боятся жанра ню, думают, что это неприлично. Есть ступень культурности, начиная с которой этого не думают... И начиная с которой художник умеет отличать обнажённое от пошлого» (Столица и усадьба. 1915. № 46).
А вот картины Сергея Судейкина «Морская идиллия» и Константина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» сопровождает куда менее лестное высказывание о курсе, взятом современным искусством: «Теперь все красят — красят цветы: футуристы, эти идиоты, красят физиономии; две артистки в Петербурге встречали новый год в лиловых париках...» (Столица и усадьба. 1914. № 3).
Особое место в экспозиции выделено «Петрограду во время войны». Несмотря на то что события Первой мировой войны напрямую не освещались в журнале, Владимир Крымов считал, что важно поддерживать боевой дух читателей обращением к красоте. Так на страницах журнала появилась картина Николая Харитонова «Мать и дитя». Совсем рядом с этим полотном можно увидеть бронзовую композицию «Донские казаки‑фуражиры» фабрики Феликса Шопена.
В пространство выставки введены тактильные станции. Это часть инклюзивной политики музея, позволяющей людям с ограниченными возможностями знакомиться с живописью. Станции представляют собой объёмные изображения, доступные для тактильного осмотра. Они дополнены тифлокомментариями и ароматами, собранными ольфакторной художницей Анной Кабировой по ассоциации с представленными картинами.
Посетить основную экспозицию и дополнительные программы музея можно до 6 октября. К выставке в музее открыт журналистский интенсив Лаборатории музейного проектирования «Срочно в номер!», проводят скетчинг‑экскурсии, лекции и мастер‑классы.
См. также вторую страницу обложки.
На илл.: С.А. Виноградов. В столовой. Кон. 1910‑х – 1930‑е. Фрагмент. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Печатается по: Феклисов Ф. Журнал про красивую жизнь // Мир Музея. 2024. №7. С. 2–6.
См. также:
Дин (Хохолева) И. NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С. 47 – 48.
Дин (Хохолева) И. Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С. 43 – 47.
Феклисов Ф. На границе тучи ходят хмуро... // Мир Музея. 2024. №3. С. 52 – 55.
Дин (Хохолева) И. NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С. 47 – 48.
Дин (Хохолева) И. Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С. 43 – 47.
Феклисов Ф. На границе тучи ходят хмуро... // Мир Музея. 2024. №3. С. 52 – 55.