Статьи

Однажды на бульваре Капуцинов

Весной 2024 года, через 150 лет после первой выставки импрессионистов, Музей Орсе (Musée d’Orsay) и ещё более 30 музеев и культурных учреждений по всей Франции (и не только) будут отмечать рождение революционного художественного движения, которое порвало с оковами академизма и проложило путь к современному искусству. Чтобы достойно отметить этот «великий национальный праздник», Музей Орсе передал во временное пользование в региональные музеи 178 работ из своих коллекций.
Историческая выставка 15 апреля 1874 го­да состоялась в бывшей студии фотографа Надара на бульваре Капуцинов в Париже. Чтобы её организовать, Берта Морисо, Эдуард Дега, Клод Моне и Пьер‑Огюст Ренуар объединились в кооператив с ограниченной ответственностью. Они представили публике 165 работ 30 художников импрессионистов. Несмотря на то что выставку посетило всего три с половиной тысячи человек и только 10 картин было продано, именно импрессио­низму было суждено навсегда изменить ход истории искусства.

Полтора века спустя Музей Орсе, где хранится крупнейшая в мире коллекция живописи импрессио­нистов, приглашает посетителей погрузиться в мир этих шедевров на выставке «Париж, 1874. Изобретение импрессионизма». Она открылась с 26 марта и будет работать до 14 июля 2024 года.

Это почти 130 работ, в том числе «обязательные к просмотру» Моне, Ренуар, Морисо, Сислей и Писсарро. Здесь же — произведения Дега и Сезанна, которые выставлялись вместе с импрессионистами, хотя находились вне этого художественного движения. На выставке наряду с работами забытых историей художников можно увидеть экспонировавшиеся ранее картины Эжена Будена и Мари Бракемонд. Некоторые картины, представленные в Музее Орсе, составляли часть выставки 1874 года. Остальные позволят по‑новому взглянуть на этот ключевой период истории, отмеченный Франко‑прусской войной 1870 го­да и мировым экономическим кризисом. Выставка организована совместно с Национальной галереей искусств в Вашингтоне, где она откроется в сентябре этого года.

Параллельно музей предлагает любителям искусства погрузиться в атмосферу вечера открытия исторической выставки 1874 года с помощью виртуальной реальности: на экскурсии «Вечер с импрессионистами» в течение 45 минут можно совершить путешествие в прошлое. Вооружившись гарнитурой, посетитель погружается в ­тихую атмосферу первой выставки импрессионистов и знакомится с ещё не очень известными молодыми художниками. Кроме того, зритель отправляется на экскурсию по местам, где зарождалось движение импрессионистов. Это и Салон, и мастерская художника Фредерика Базиля, где впервые возникла идея выставки, и остров Гренуйер, где писали свои картины Моне и Ренуар, и, наконец, Гавр, где Моне создал знаменитое полотно «Впечатление. Восходящее солнце». Визуальный ряд виртуальной выставки выстроен с исторической точностью, на основе научных исследований, проведённых специалистами музея.

Масштабная ретроспектива импрессионистов будет доступна не только парижанам и гостям столицы. 178 работ покинут Музей Орсе и будут переданы в 34 музея в 13 регионах — от Гавра до Орнана, от Туркуэна до Ниццы, от Бордо до Сен‑Дени‑де‑Ла‑Реюньон. В 1974 го­ду в Гран‑Пале (Большой дворец, фр. Grand Palais) в Париже прошла крупная юбилейная выставка, собравшая многие известные работы импрессионистов. В 2024 го­ду музей выбрал ­противоположный под­ход и решил не собирать все шедевры в столице, а отправить их в разные музеи по всей стране и даже за её пределами. Картины, переданные во временное пользование в музеи, перекликаются с местами или региональными коллекциями. Например, «Лимон» Эдуарда Мане дополнит ежегодный сбор урожая в апельсиновой роще на вилле Медичи (Villa Medici) в Риме, а «Руанский собор» Клода Моне нанесёт визит своему соседу в Музее современного искусства Андре Мальро (Museum of Modern Art André Mal­raux) в Гавре. Среди картин, «разъехавшихся» по Франции — «Бассейн с кувшинками» Моне, «Мать Уист­лера» американского художника Джеймса Уистлера, а также работы Шарля‑Франсуа Добиньи и Пьера Боннара.

Другие картины станут частью тематических выставок. Например, Музей изящных искусств Муба Эжен Леруа (MUba Eugène‑Leroy) в Туркуэне разработал амбициозную экспозицию на тему импрессионистских пейзажей. Музей воспользовался исключительной возможностью и получил 57 работ из национальных коллекций, включая работы Моне, Ренуара, Писсарро, Сезанна, Кайлеботта, Синьяка, Гогена и Боннара. Это позволило кураторам исследовать излюбленную тему импрессионистов — пейзаж — и представить «Плакучую иву» Моне рядом с работами Эжена Леруа.

«Импрессионистская весна» продолжится во Дворце изящных искусств в Лилле (Palais des Beaux‑Arts de Lille) и в Музее искусства и промышленности Андре Дилижана «Бассейн» в Рубе (La Piscine — Musée d′art et d′industrie André Diligent de Roubaix), где на выставке, посвящённой детям импрессионистов, можно будет увидеть знаменитую «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» Эдгара Дега. А картина Ван Гога «Звёздная ночь над Роной» окажется в Фонде Винсента Ван Гога в Арле (Fondation Vincent van Gogh Arles), всего в нескольких сотнях метров от места, где она была написана. Знаменитое полотно станет частью выставки «Ван Гог и звёзды», исследующей страсть голландского художника к этому тёмному времени суток. Ведь Ван Гог был заядлым читателем Жюля Верна и увлекался космологией и метафизикой: например, был убеждён, что души умерших возносятся к звёздам.

Благодаря 16 картинам, переданным из Музея Орсе, Музей импрессионизма (Musée des impressionnismes) в Живерни представит выставку, посвящённую импрес­сио­низ­му и морю, а Музей искусств Роже‑Кийо (Musee d′Art Roger Quilliot) в Клермон‑Ферране сфокусирует экспозицию на снеге. Музей изящных искусств Жюля Шере (Palais des Arts Jules Chéret) в Ницце исследует «женский след» в импрессионизме: выставка в нём посвящена двум визитам Берты Морисо в Ниццу, а также художницам Еве Гонсалес, Мэри Кассатт и Луизе Бреслау.

Некоторые работы пересекут Средиземное море и будут выставлены в культурных учреждениях Италии. Например, картину Клода Моне «Пруд с водяными лилиями, розовая гармония» увидят посетители Дворца Феш, музея изящ­ных искусств (Palais Fesch‑musée des beaux‑arts) в Аяччо. Музей впервые приветствует представителей импрессионизма в своих галереях, ведь обычно здесь выставляются работы итальянских примитивистов и местных корсиканских художников.
Подготовила и перевела с французского Ирина Дин (Хохолева).
Импрессионисты шутят
Друзья считали Эдуарда Мане (1832 – 1883) остроумным и смелым человеком.
История одной небольшой картины прекрасно иллюстрирует чувство юмора мас­тера. В последнее десятилетие своей жизни импрессионист часто писал картины с изображением цветов и фруктов и отправлял их своим друзьям, в том числе яблоки — своей музе Мери Лоран, а фиалки — коллеге по импрессионизму, художнице Берте Морисо. В 1880 году критик и коллекционер Шарль Эфрусси заказал Мане натюрморт «Пучок спаржи» за 800 франков. Эфрусси покровительствовал импрессионистам, собирая работы Эдгара Дега, Клода Моне, Камиля Писсарро и Пьера‑Огюста Ренуара.

Многие коллекционеры просят скидку при покупке произведений искусства, но Эфрусси был так счастлив, получив картину размером 46 × 55 сантиметров, что добавил к гонорару 25 процентов и отправил художнику тысячу франков.

Известный своим изобретательным чувством юмора, Мане ответил на щедрость щедростью, отправив Эфрусси картину меньшего размера (16,9 × 21,9), изображающую один стебель весеннего овоща, с запиской: «Этот стебелёк отвалился от Вашего пучка».

Хотя обе картины начали свою жизнь вместе в коллекции Эфрусси, сейчас их разделяет почти полтысячи километров, так что любителям искусства придётся проехать около пяти с половиной часов, если они захотят увидеть оба полотна. Оригинальное полотно хранится в Музее Вальрафа‑Рихарца и Фонде Корбу (Wallraf‑Richartz‑Museum & Fondation Corboud) в Кёльне (Германия), а меньшее по размеру — в коллекции Музея Орсе в Париже (Франция).

На фото: Пьер‑Огюст Ренуар. Железнодорожный мост в Шату. 1881. Холст, масло. 54,5 × 65,5. Завещание Гюстава Кайлеботта. 1894. Музей Орсе, Париж.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С. 43 – 47.
См. также: Жозефина Бинде. Моне, якудза и корсиканская мафия. Пер. с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2024. №4. С. 48 – 49.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.

Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80 – 82.