Статьи

«Пастырь добрый»

Автор книги «Отец Александр Мень» Михаил Кунин в кратком предисловии благодарит Павла Вольфовича Меня, брата о. Александра, за «множество литературных источников», Сергея Бессмертного — за фотоархив, Лидию Муранову — за видеоинтервью, что позволяет нам с самого начала оценить, на каких источниках базируется история, изложенная автором. В основном это воспоминания прихожан, изданные воспоминания о. Александра и его матери, письма, в том числе сохранившиеся в архиве автора книги, интервью. Книга состоит из трёх частей, посвящённых детству о. Александра, его церковному служению, последним годам жизни и трагической гибели. В этой статье мы сохраним ту же структуру.

Старшие

Александр Мень родился в 1935 году в семье Елены Семёновны, верующей дамы из еврейской семьи Цуперфейн, крестившейся в один день со своим сыном в «катакомбной» православной общине Сергиева Посада, и Вольфа Гершлейбовича (Владимира Григорьевича) Меня, который учился в иудейской школе в Киеве, знал иврит и наизусть мог читать некоторые места из Библии («пророков»), но в целом был человеком нерелигиозным [1], в отличие от своего отца, по воспоминаниям о. Александра, «очень религиозного» киевского булочника [2]. Кроме того, на воспитание маленького Алика влияла Вера Яковлевна Василевская (1902 – 1975), двоюродная сестра Елены Семёновны, ученица И. А. Ильина, русского религиозного философа, и Г. И. Челпанова, философа, психолога и основателя Психологического института на Моховой (сейчас — Психологический институт Российской академии образования), и её подруга Антонина Ивановна Зайцева, Тоня, духовная дочь архимандрита Серафима (Битюкова) [3].

«Встреча с о. Серафимом, общение с ним, крещение и последующее руководство моей жизнью — для меня самое подлинное и великое чудо и, в то же время, самая неопровержимая, центральная реальность моего существования, — писала Вера Яковлевна Василевская. — Видимое руководство о. Серафима началось в 1935 и окончилось в 1942 году с его смертью, но в действительности оно началось ещё в 1920 году, т. е. продолжалось более 20 лет...» [4].

Родители Елены Семёновны учились в Берне на химическом факультете — и сама она тоже родилась в Берне, в 1908 году [5]. О своём прадеде по материнской линии о. Александр в очерке «О моих предках и родителях» пишет, что тот был «одесским контрабандистом бабелевского типа: был отчаянным, страшно пил, имел 22 ребёнка, погиб по глупости, когда на спор полез в какой‑то котёл» [6].

Церковное детство

В 1937 году Елена Семёновна Мень с сыном снимала у Веры Корнеевой, духовной дочери архим. Серафима, дачу «в Лосинке» (то есть на станции Лосиноостровская) — в том же доме тайно жил и служил домашние литургии иеромонах Иеракс (Иван Матвеевич Бочаров). По рассказам Марии Витальевны Тепниной, которые сохранила в памяти Ольга Ерохина, «однажды в конце литургии о. Иеракс давал крест таким образом: у него на руках был трёхлетний Алик, который держал крест, и люди прикладывались к этому кресту, который держал Алик, сидящий на руках о. Иеракса». Ещё через несколько лет вместе с о. Иераксом Елена Семёновна жила в Малоярославце. Там литургии служили на полянке в лесу — и маленький Алик «свёртывался клубочком, как котёнок», на руках одной из прихожанок.

Сохранились рассказы 1980 х годов: отец Александр в беседе со своим духовным чадом Александром Зориным вспоминает, как его, десятилетнего, отправили в детский санаторий в Сокольниках, ещё во время войны. «Так вот, — говорит он, — в этом санатории работали воспитатели не простые. Например, сестра Флоренского. Или Татьяна Ивановна Куприянова, ученица Челпанова — философа идеалиста. Она потомок Липранди, имела черты разительного сходства с пушкинским современником. В своё время окончила философское отделение факультета общественных наук МГУ, была подругой Веры Яковлевны Василевской и прихожанкой отца Алексея Мечёва (1859 – 1923, канонизирован в 2000 году. — Прим. ред.). У неё на квартире собиралась молодёжная религиозная группа. Она сама вела катехизаторские занятия с детьми от 7 до 14 лет. <...> Конечно, этот круг оказал на меня косвенное влияние. Я увидел и запомнил, как живёт базовая община. Ёлки, религиозные праздники. Им был свойственен интеллигентский традиционализм, ностальгия по отнятой России...» [7].

Служение

В дьяконы о. Александр Мень был рукоположён 1 июня 1958 года, на Троицу, после исключения из института в мае 1958 года. Тогда же поступил заочно в Ленинградскую семинарию, но в дневнике писал при этом, что «она мало что дала». Служил дьяконом в Покровской церкви села Акулова около двух лет, после чего 1 сентября 1960 года был рукоположён в священники и служил в Покровской церкви в селе Петровском близ станции Алабино до 1964 года. Вторым священником был о. Сергий Хохлов, товарищ о. Александра по храму на Пресне. Старостой храма в то время была, как писал о. Александр, «женщина, которая целиком на меня полагалась; и только благодаря этому нам удалось произвести в храме полную революцию — во внешнем смысле» [8]. В 1962 году в церкви сделали ремонт, провели отопление в храм, рядом с ним соорудили кирпичный туалет, договорившись с сельсоветом, которому за некоторое время до того приход помог со строительством дороги.

[1] Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 14.

[2] Там же. С. 17.

[3] Мень Е.С. Мой путь. Электронная версия. Метод доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/2023-01k.pdf . Архим. Серафим, Сергей Михайлович Битюков (1878–1942), в 1920 году был назначен патриархом Тихоном священником в храм Свв. Кира и Иоанна на Солянке, в 1922 году принял монашество, в 1926 году стал архимандритом. После декларации патр. Сергия в июле 1928 года ушёл в «затвор», жил в Загорске у монахини Дивеевского монастыря Сусанны (Ксении Ивановны Гришановой) и её сестры монахини Никодимы (Прасковьи Ивановны) на ул. Пархоменко, 29. Там же жила племянница сестёр-монахинь Прасковья Матвеевна. Под этим домой он и был похоронен, «под алтарём». См.: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 24 – 30, 71.

[4] Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 30 – 31.

[5] Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 19.

[6] Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 19.

[7] Зорин А. Ангел-чернорабочий. М.–СПб., 2017. Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 103 – 105.

[8] Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С. 191.

Печатается по: Ксения Сергазина. «Пастырь добрый» // Мир Музея. 2023. № 1. С. 26 – 29.

На фото: Прот. Александр Мень и Надежда Яковлевна Мандельштам. Семхоз.

См. также:
Вера и люди. Беседа Ксении Сергазиной с Ксенией Толоконниковой // Мир Музея. 2023. № 2. С. 39 – 43.

Ксения Сергазина. Живое Средневековье // Мир Музея. 2023. № 10. С. 46 – 47.