Статьи

«Пастырь добрый»

2023-09-04 19:28
Автор книги «Отец Александр Мень» Михаил Кунин в кратком предисловии благодарит Павла Вольфовича Меня, брата о.#nbsp;Александра, за «множество литературных источников», Сергея Бессмертного#nbsp;— за фотоархив, Лидию Муранову#nbsp;— за видеоинтервью, что позволяет нам с самого начала оценить, на каких источниках базируется история, изложенная автором. В#nbsp;основном это воспоминания прихожан, изданные воспоминания о.#nbsp;Александра и его матери, письма, в том числе сохранившиеся в#nbsp;архиве автора книги, интервью. Книга состоит из трёх частей, посвящённых детству о.#nbsp;Александра, его церковному служению, последним годам жизни и трагической гибели. В#nbsp;этой статье мы сохраним ту же структуру.

Старшие

Александр Мень родился в 1935 году в семье Елены Семёновны, верующей дамы из еврейской семьи Цуперфейн, крестившейся в#nbsp;один день со своим сыном в#nbsp;«катакомбной» православной общине Сергиева Посада, и Вольфа Гершлейбовича (Владимира Григорьевича) Меня, который учился в иудейской школе в Киеве, знал иврит и наизусть мог читать некоторые места из Библии («пророков»), но в целом был человеком нерелигиозным#nbsp;[1], в#nbsp;отличие от своего отца, по воспоминаниям о.#nbsp;Александра, «очень религиозного» киевского булочника [2]. Кроме того, на воспитание маленького Алика влияла Вера Яковлевна Василевская (1902#nbsp;–#nbsp;1975), двоюродная сестра Елены Семёновны, ученица И. А. Ильина, русского религиозного философа, и#nbsp;Г.#nbsp;И.#nbsp;Челпанова, философа, психолога и#nbsp;основателя Психологического института на Моховой (сейчас#nbsp;— Психологический институт Российской академии образования), и#nbsp;её подруга Антонина Ивановна Зайцева, Тоня, духовная дочь архимандрита Серафима (Битюкова) [3].

«Встреча с о. Серафимом, общение с ним, крещение и#nbsp;последующее руководство моей жизнью — для меня самое подлинное и великое чудо и, в то же время, самая неопровержимая, центральная реальность моего существования,#nbsp;— писала Вера Яковлевна Василевская.#nbsp;— Видимое руководство о.#nbsp;Серафима началось в#nbsp;1935 и#nbsp;окончилось в 1942#nbsp;году с его смертью, но в#nbsp;действительности оно началось ещё в#nbsp;1920#nbsp;году, т.#nbsp;е.#nbsp;продолжалось более 20#nbsp;лет...»#nbsp;[4].

Родители Елены Семёновны учились в Берне на химическом факультете — и сама она тоже родилась в Берне, в 1908 году [5]. О своём прадеде по материнской линии о.#nbsp;Александр в#nbsp;очерке «О#nbsp;моих предках и родителях» пишет, что тот был «одесским контрабандистом бабелевского типа: был отчаянным, страшно пил, имел 22#nbsp;ребёнка, погиб по глупости, когда на спор полез в#nbsp;какой‑то котёл» [6].

Церковное детство

В 1937 году Елена Семёновна Мень с сыном снимала у Веры Корнеевой, духовной дочери архим. Серафима, дачу «в Лосинке» (то есть на станции Лосиноостровская) — в том же доме тайно жил и служил домашние литургии иеромонах Иеракс (Иван Матвеевич Бочаров). По рассказам Марии Витальевны Тепниной, которые сохранила в памяти Ольга Ерохина, «однажды в конце литургии о.#nbsp;Иеракс давал крест таким образом: у него на руках был трёхлетний Алик, который держал крест, и#nbsp;люди прикладывались к#nbsp;этому кресту, который держал Алик, сидящий на руках о.#nbsp;Иеракса». Ещё через несколько лет вместе с о.#nbsp;Иераксом Елена Семёновна жила в Малоярославце. Там литургии служили на полянке в лесу — и маленький Алик «свёртывался клубочком, как котёнок», на руках одной из прихожанок.

Сохранились рассказы 1980 х годов: отец Александр в беседе со своим духовным чадом Александром Зориным вспоминает, как его, десятилетнего, отправили в#nbsp;детский санаторий в#nbsp;Сокольниках, ещё во время войны. «Так вот, — говорит он, — в#nbsp;этом санатории работали воспитатели не простые. Например, сестра Флоренского. Или Татьяна Ивановна Куприянова, ученица Челпанова#nbsp;— философа идеалиста. Она потомок Липранди, имела черты разительного сходства с#nbsp;пушкинским современником. В своё время окончила философское отделение факультета общественных наук МГУ, была подругой Веры Яковлевны Василевской и#nbsp;прихожанкой отца Алексея Мечёва (1859#nbsp;–#nbsp;1923, канонизирован в#nbsp;2000 году.#nbsp;— Прим.#nbsp;ред.). У неё на квартире собиралась молодёжная религиозная группа. Она сама вела катехизаторские занятия с детьми от 7 до 14#nbsp;лет.#nbsp;<...> Конечно, этот круг оказал на меня косвенное влияние. Я увидел и запомнил, как живёт базовая община. Ёлки, религиозные праздники. Им был свойственен интеллигентский традиционализм, ностальгия по отнятой России...»#nbsp;[7].

Служение

В дьяконы о. Александр Мень был рукоположён 1#nbsp;июня 1958#nbsp;года, на Троицу, после исключения из института в мае 1958 года. Тогда же поступил заочно в#nbsp;Ленинградскую семинарию, но в#nbsp;дневнике писал при этом, что «она мало что дала». Служил дьяконом в#nbsp;Покровской церкви села Акулова около двух лет, после чего 1#nbsp;сентября 1960 года был рукоположён в#nbsp;священники и служил в#nbsp;Покровской церкви в#nbsp;селе Петровском близ станции Алабино до 1964#nbsp;года. Вторым священником был о.#nbsp;Сергий Хохлов, товарищ о.#nbsp;Александра по храму на Пресне. Старостой храма в#nbsp;то время была, как писал о.#nbsp;Александр, «женщина, которая целиком на меня полагалась; и только благодаря этому нам удалось произвести в#nbsp;храме полную революцию#nbsp;— во внешнем смысле» [8]. В#nbsp;1962#nbsp;году в церкви сделали ремонт, провели отопление в храм, рядом с#nbsp;ним соорудили кирпичный туалет, договорившись с#nbsp;сельсоветом, которому за некоторое время до того приход помог со строительством дороги.

[1] Кунин М. Отец Александр Мень. М.,#nbsp;2022. С.#nbsp;14.

[2] Там же. С. 17.

[3] Мень Е.С. Мой путь. Электронная версия. Метод доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/2023-01k.pdf . Архим. Серафим, Сергей Михайлович Битюков (1878–1942), в 1920 году был назначен патриархом Тихоном священником в#nbsp;храм Свв.#nbsp;Кира и#nbsp;Иоанна на Солянке, в 1922 году принял монашество, в 1926 году стал архимандритом. После декларации патр. Сергия в июле 1928#nbsp;года ушёл в#nbsp;«затвор», жил в Загорске у монахини Дивеевского монастыря Сусанны (Ксении Ивановны Гришановой) и её сестры монахини Никодимы (Прасковьи Ивановны) на ул.#nbsp;Пархоменко,#nbsp;29. Там же жила племянница сестёр-монахинь Прасковья Матвеевна. Под этим домой он и был похоронен, «под алтарём». См.: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;24#nbsp;–#nbsp;30,#nbsp;71.

[4] Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;30#nbsp;–#nbsp;31.

[5] Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;19.

[6] Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;19.

[7] Зорин А. Ангел-чернорабочий. М.–СПб., 2017. Цит. по: Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;103#nbsp;–#nbsp;105.

[8] Кунин М. Отец Александр Мень. М., 2022. С.#nbsp;191.

Печатается по: Ксения Сергазина. «Пастырь добрый»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;1. С.#nbsp;26#nbsp;–#nbsp;29.

На фото: Прот.#nbsp;Александр Мень и#nbsp;Надежда Яковлевна Мандельштам. Семхоз.

См. также:
Вера и люди. Беседа Ксении Сергазиной с#nbsp;Ксенией Толоконниковой#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;43.

Ксения Сергазина. Живое Средневековье#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;10. С.#nbsp;46#nbsp;–#nbsp;47.