Статьи

Царица Царицына

Директор музея‑заповедника «Царицыно», учредитель благо­твори­тель­ного фонда «Искусство быть рядом» Елизавета Фокина рассказывает о выставке «Люди и фонды». Беседовала Ксения Сергазина.
Елизавета Борисовна, сколь­ко лет вы в Царицыне?
Елизавета Фокина: Я в музее уже девятый год. Восемь лет пролетели практически как один день, потому что Царицыно всегда подкидывает новые задачи, вызовы. Этим музей меня вдохновляет.
2024‑й — важный для музея и ответственный лично для меня, потому что нашему музею в этом году исполняется 40 лет. Весь год мы отмечаем этот юбилей. Музей был основан в 1984 году — вышло постановление Министерства культуры СССР об учреждении Музея декоративно‑прикладного и народного искусства народов СССР, большое количество подзаконных актов, постановлений по передаче фондов и т. д. Формально музей был основан в феврале.

Кто работает в музее сегодня? Кто входит в команду?
Елизавета Фокина: Команда большая: в музее работает около 600 человек, 34 отдела. Если говорить о костяке, управленческом персонале, ключевых людях, менеджерах проектов, научных сотрудниках, их около 200. В Царицыне не работают случайные люди. Мне кажется, я об этом говорю в каждом интервью: Царицыно влюбляет в себя, задерживает надолго. Многие остаются у нас — и переходят из отдела в отдел или движутся по вертикали. Наш музей, мне хочется верить, одновременно с вертикальной и с горизонтальной системой управления — есть отделы и есть рабочие группы больших проектов. Для меня, как для руководителя, орг­управ­ле­ние и совершенствование системы оргуправления — важная профессиональная задача. Я считаю, что от целеустремленности и единого духа команды зависят 70 процентов успеха того, что ты делаешь.

Новая выставка ведь тоже про команду? Про людей?
Елизавета Фокина: Да. К 40‑летию не хотелось делать традиционный выставочный проект. Идея проекта «Люди и фонды» принадлежит Ольге Докучаевой, моему заместителю по экспозиционно‑выставочной работе и ведущему научному сотруднику, я бы сказала, старожилу, хранителю Царицына (Ольга здесь с момента основания музея). Вместе с Викторией Петуховой они придумали сделать выставку, в которой принимают участие 40 сотрудников и 40 экспонатов.
Каждый из 40 сотрудников музея стал сокуратором этого проекта, выбрав в фондах тот предмет, который он готов представить в музее. Причём в выставке участвуют и бывшие сотрудники музея (даже бывшие директора). Мы показываем систему преемственности внутри музея: преемственности поколений, преемственности тем, которые музей развивает на протяжении 40 лет. Мы говорим о том, что музей — это в первую очередь люди, которые в нём работают, люди, для которых это место ценно.

Кураторами становятся не только научные сотрудники, но и инженеры, смотрители, администраторы, сотрудники службы безопасности. Каждый куратор написал короткое эссе о том, почему он выбрал тот или иной предмет.

Если бы вы выбирали предмет, какой бы был у вас?
Елизавета Фокина: Я не стала выбирать предмет: для меня сейчас Царицыно — это в первую очередь большой объект управления, я выбрала весь музей. Мой любимый вид музея‑заповедника — это вид сверху.

Кто помогает вам управлять такой большой структурой, на кого вы можете опираться?
Елизавета Фокина: Мы очень мно­го «штурмим». У нас есть костяк ­замов гендиректора, по разным направлениям. Внутри этой команды есть очень сильные люди, занимающиеся экскурсиями и другими направлениями, связанными с образованием и просвещением. Я опираюсь также на нашу финансово‑экономическую службу, потому что музей — это в том числе большая и сложная финансовая система (мы думаем про критерии качества, мониторим, проводим социологические исследования). У меня есть заместитель по развитию и реа­ли­за­ции специальных проектов и программ. Есть большое направление, связанное с развитием территории — наша деятельность в этом направлении обеспечивает основной поток позитивного мнения о музее как о гостеприимном месте. Наконец, хранение: музей — это в первую очередь коллекция и служба безопасности. Когда случаются новые задачки, мы собираемся командой человек на 10, обсуждаем, составляем планы, распределяем ответственность.

Для многих Царицыно — это парк. А что именно считают брендом музея музейщики?
Елизавета Фокина: В 2019 году мы сформировали концепцию развития музея и его территории, которая включала несколько базовых линий. Первая: Царицыно — дворец XѴIII века, парк начала XIX века, следовательно, это линия истории, исторических слоёв, и наш дворцово‑выставочный комплекс сам по себе — визуальный бренд города. На международных выставках мы, конечно, показываем наш дворец. Вторая линия — декоративно‑прикладное искусство: керамика, фарфор, ткачество, драгоценные металлы, дерево — ко всему этому сейчас появляют большой интерес. Царицыно — музей декоративно‑прикладного и народного искусства, находящийся во дворце XѴIII века. Вот тот образ и бренд, с которым мы работаем. Но сейчас мы разрабатываем новую коммуникационную и визуальную стратегию.

А что о вас думают посетители музея, горожане? Для них Царицыно — музей чего?
Елизавета Фокина: Нам всегда казалось, что парк — это воронка, которая затягивает людей в музей. Но нет! Оказалось, что для людей, которые идут в музей, парк становится препятствием, а те, кто приходит в парк, не видят музея и его событий вообще. Но сейчас мы работаем с теми, кто вообще не приходит в Царицыно. Почему они не приходят? Как они про нас узнают? Через кого, через каких лидеров мнений они понимают, что к нам идти надо, можно? Кроме того, мы ориентируемся на запросы, думаем, как мы можем соответствовать ожиданиям публики. Так у нас появился Детский музей, так появилась основная экспозиция, связанная с Екатериной II.

А конкуренты у Царицына есть?
Елизавета Фокина: Какое‑то время назад считалось, что конкуренты любого музея — это торговые центры, кино, мы боремся за сферу досуга. Но сейчас в Москве много сетевых проектов, которые подсвечивают разные территории города, динамичного города, — Царицыно, Коломенское, Останкино, Кусково. Мы идём единым фронтом, сотрудничаем, а не конкурируем.
См. также третью страницу обложки.
Детские программы
Музей‑заповедник «Царицыно» — активный участник общегородской олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и проекта «Учебный день в музее». В залах Большого дворца и Хлебного дома, в оранжерейных корпусах можно провести занятие по истории, биологии, точным и гуманитарным наукам, опираясь на примеры из экспозиций, а можно поучаствовать в уже готовых программах для школьников «Урок в музее», подготовленных специалистами «Царицына».

Например, квиз «Как стать Ломоносовым» — это занятие‑игра для юных исследователей окружающего мира в Детском музее «Царицына». Первая часть занятия — экскурсия и командное выполнение заданий о развитии научного знания. Вторая часть — квиз.

Есть также интерактивная программа для ребят 12 – 16 лет «Как науки науке помогают», в которой ребята узнают, как и кто изучает историю, какие бывают источники, на чём история основывает свои выводы и прочее. Познавательный визит проходит по залам постоянной экспозиции «Екатерина II. Золотой век Российской империи».

Интерактивные программы для школьников проходят и на базе других выставок. К примеру, в оранжереях школьники изучают многообразие растений, садовую культуру прошлых столетий («Садовый архитектор», «На языке цветов» и другие программы), в залах Большого дворца постигают уклад жизни и этикет галантного века («Маскарад: из XXI в XVIII», «Сказка императрицы», «Застольная история» и так далее), в Хлебном доме знакомятся с декоративно‑прикладным искусством («Сосна, медведь и крутящийся ­волчок»)...

В этом году специально для школьников музей запускает новый проект — учебный абонемент из девяти ежемесячных занятий в группах по 10 человек.

Если ребенок любит историю, то будет в восторге от возможности погрузиться в исследование истории быта XVIII века прямо в настоящем дворце. Участникам предстоит побывать на великосветском балу, накрыть парадный стол на много персон, сыграть роль в спектакле по сказке, написанной самой императрицей, поработать садовым архитектором в оранжерее и многое другое. Проводниками по екатерининскому времени выступят научные сотрудники и лучшие экскурсоводы музея. Для заинтересованных школьников 9 – 10 лет эти занятия станут качественным дополнением к обычным урокам истории в школе.

Для ребят старших классов в музее работает философский дискуссионный клуб «Верните мне мой XVIII век», где реалии прошлого можно сопоставить с настоящим днём: узнать новое и «примерить на себя» историческое знание. На базе выставок регулярно запускаются творческие лаборатории: исследования, сторителлинг, манга и прочие. Для подростков музей проводит также проф­ори­ен­та­ци­он­ные экскурсии «За кулисами музея», где можно узнать, какая колоссальная работа стоит за проходящими выставками, кто работает в музее и за что отвечают эти люди, как создаются интерактивные программы, зачем ведётся научная работа, какими способами обеспечивается безопасность музейных коллекций, и многое другое.

Печатается по: Царица Царицына. Беседа Ксении Сергазиной с Елизаветой Фокиной // Мир Музея. 2024. №9. С.8–10.
См. также:
Мы не переписываем историю. Беседа Ксении Сергазиной с Иваном Крюковым // Мир Музея. 2024. №6. С.46–48.

Музей пушкинского счастья. Беседа Ксении Сергазиной с Евгением Богатырёвым // Мир Музея. 2024. №1. С.16–17.

Полвека в музее. Беседа Алексея Пищулина с Анной Клюкиной // Мир Музея. 2024. №2. С.27.