Статьи

Мы не переписываем историю

О новых проектах Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова рассказывает его директор Иван Крюков. Беседовала Ксения Сергазина.
Иван Владимирович, в апреле 2024 года в Хабаровске проходил форум «Музейные дни на Амуре», одним из организаторов которого был Гродековский музей. Как вы оцениваете это событие, всё ли из задуманного получилось осуществить?

Иван Крюков: Отвечу так, хотя это может показаться банальным: мы долгое время искали повод, чтобы собрать наших друзей, наших коллег в Хабаровске и влюбить их в Хабаровский край и в наш город. В 2011 году здесь прошло первое Расширенное заседание президиума Союза музеев России. Потом такие же заседания состоялись во Владивостоке, на Сахалине и на Камчатке, была ассамблея в Улан‑Удэ. Но прошло уже много лет — и мы хотели вновь собрать коллег в Хабаровске. И достигли успеха: такого количества положительной энергии, как за эти дни, мы не получали очень давно. Мы хотели, чтобы Дальний Восток и Хабаровский край оказались в фокусе внимания в эти дни, — и мы этого достигли. В первые апрельские недели Хабаровск был музейной столицей России. Кроме того, в неформальной обстановке, вдалеке от главных чиновничьих столиц — Москвы и Санкт‑Петербурга — завязались дружеские связи и родились новые проекты: Якутия договаривается с Приморьем, Чукотка договаривается с Приморьем, мы договариваемся с Эрмитажем, с музеем Щусева, через несколько лет думаем сделать большой интересный проект. Вот так, потихонечку, из таких кирпичиков мы построим совместное музейное здание разных проектов.

Я думаю, если подытожить, что пошумели мы неплохо. Федеральные каналы и местные СМИ освещали вопросы, которые мы обсуждали в рамках форума.

Что для вас Хабаровская земля, Хабаровский край? В чём специфика этих мест? За что вы их любите?
Иван Крюков: Это моя родина. Моя бабушка сюда приехала, мама родилась здесь, я родился здесь, дочка моя родилась здесь. Если выйти из музея и пройти 100 – 200 метров, оказываешься на обрыве, над Амуром. Это просторы, воздух, это лучшие закаты и рассветы в стране. И люди тут шикарные, и голубое, высокое небо, и мощная река, и, в конце концов, более 300 солнечных дней в году! Это очень важно.

А если про бренды? Бренд Хабаровского края сегодня — это что?
Иван Крюков: Гродековский музей, река Амур, самолёт. Туристический бренд Хабаровского края такой: родина китов и самолётов. Это правда: около Шантарских островов в Охотском море рождаются киты, а истребители у нас делают пятого поколения. И ещё, конечно, Хабаровский край — это люди.

Теперь про музей: музей с 130‑летней историей — это пре­иму­щест­во или скорее обременение?
Иван Крюков: В возрасте человека я недостатки вижу, а в возрасте организации — не вижу: что такое 130 лет, если Кунсткамере — 300? Предметы мы наполняем новыми смыслами сами — и эти смыс­лы могут меняться в зависимости от времени. Мы не переписываем историю — ни в коем случае, мы за объективность и за историческую правду. Но время меняется — и меняются наши взгляды и интерпретации, открываются новые страницы истории, новые знания, новые умения. Вот, скажем, есть у нас шкатулка святителя Иннокентия (Попова‑Вениаминова), и до недавнего времени они была поименована как шкатулка невесты, потому что шкатулка и записка к ней хранились у разных хранителей, пока мы — лет 15 назад — не сопоставили одно с другим.

Спрашивая об обременении, я имела в виду скорее сложности с реставрацией — предметов же много и многим больше 100 лет.
Иван Крюков: Здесь, не буду лукавить, конечно, проблемы есть: на форуме мы говорили о том, что проблема реставрации на Дальнем Востоке стоит очень остро, особенно это касается этнографических коллекций, работы с натуральными природными материалами — с кожей, мехом, перьями, жилами. У нас есть реставратор, который работает с металлом, с деревом, с рядом других материалов, но не с вышеперечисленными. Но ведь и в молодых музеях есть старинные предметы... И вообще само понятие «музей», конечно, накладывает на нас определённые ограничения — мы всё равно должны действовать в рамках традиций и в рамках этикета, который у нас с вами есть и который мы с вами постоянно дорабатываем.

Если про традиции и этикет, то давайте о людях. Кто сегодня работает в музее, сколько сотрудников, какого поколения?
Иван Крюков: Сегодня в музее работает 174 человека. Средний возраст — 60 – 65 лет, но если брать только науку и культурно‑образовательное направление, то средний возраст — в пределах 35 – 45 лет, мы достаточно молодой коллектив. Да и наши коллеги «серебряного возраста» думают порой креативнее, чем молодёжь.

Когда вам нужно с кем‑то по­сове­то­вать­ся, к кому пойдёте за поддержкой?
Иван Крюков: Если вне музея, то к супруге — я во многих вопросах с ней советуюсь. В Москве могу пообщаться с коллегами из Государственного исторического музея, Центрального музея современной истории России, в Министерстве культуры, Музее МХАТ, в музее имени Щусева — и это не весь пул. В музее есть 10 – 15 единомышленников — команда, замдиректора, заведующие отделом, пресс‑секретарь, фондовая группа, главный хранитель, учёный секретарь — мы собираемся вместе, обсуждаем новые проекты, советуемся.

Вы историк, и степень у вас есть историческая. Успеваете писать научные статьи, докторскую?
Иван Крюков: Нет. Статьи я уже не помню, когда я писал. Прошло 10 лет, как я защитился. Я хочу всё‑таки собрать монографию, но пока не получается. Нужен науч­поп. Это очень важное сейчас направление — и наш музей этим занимается, мы делаем круглые столы для учителей, рассказываем, как работать с предметами. В музее мы запустили серию «Историки об историках», у нас работает клуб «Родовед» — рассказываем, как работать с генеалогией.

Расскажите о проектах Гродековского музея в этом году.
Иван Крюков: У нас сейчас проходит интересная выставка, домашняя, необычная, посвящённая 130‑летию музея. Её сделал заместитель директора по науке. В рамках этой выставки мы пытаемся рассказать о музее нескучно, в том числе через разные активности. В конце августа мы открываем выставку золота — из Музеев Кремля. Эта выставка, специально сделанная для Хабаровского края, потому что именно у нас добывается золото и платина. И, конечно, для нас это тоже вызов, потому что Музеи Московского Кремля — это другой уровень подготовки и проведения выставок. 2024 год в Хабаровске объявлен годом Екатеринбурга — во второй половине мая у нас откроются три выставки: из музея Пушкина, из Музея камнерезного искусства в Екатеринбурге и из Новосибирска (выставка, посвящённая Африке).

Год юбилейный — поэтому в этом году много привозных выставок, в том числе выставка из музея «Бородинское поле». Ещё будет выставка «Всё дело в рыбе»: у нас работает Лаборатория музейного дизайна, мы ищем региональную идентичность и сувенирку, её разрабатывают дизайнеры, художники, коммерсанты. Есть очень симпатичные вещи. Художники нащупали пульс Хабаровского края, особенность, которой, не побоюсь этого слова, нет в других регионах Дальнего Востока. Плюс есть проекты, которые мы пока не понимаем, когда сделаем. Например, проект, посвящённый поросёнку Фунтику из советского мультфильма. И ещё мы планируем гастроли по территории Хабаровского края — летом и осенью. И ещё хотим сделать выставку, посвящённую Хабаровскому процессу 1949 года, в Музее политической истории в Санкт‑Петербурге.
Хабаровск – Москва.
Печатается по: Мы не переписываем историю. Беседа Ксении Сергазиной с Иваном Крюковым // Мир Музея. 2024. №6. С. 46 – 48.
См. также: Ксения Сергазина. Музейные дни на Амуре // Мир Музея. 2024. №5. С. 43 – 44.

1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. №3. С. 48 – 51.

Ксения Сергазина. Дом занимательных наук // Мир Музея. 2023. №2. С. 9.

На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. №9. С. 2 – 7.