Лучшие публикации

По стопам Джейн Остин

2024-04-25 22:36
Графство Хэмпшир на юго‑востоке Англии не входит даже в двадцатку самых известных туристических мест Великобритании, но именно сюда со всего мира ежегодно приезжают многочисленные поклонники Джейн Остин.
Многие считают Джейн Ос­тин (1775#nbsp;–#nbsp;1817) самой популярной и#nbsp;широко известной фигурой в#nbsp;английской литературе после Шекспира.

Дом в Чоутоне
Существуют целые туры по местам, где жила писательница, где разворачивалось действие её романов и#nbsp;где, спустя столетия, снимались фильмы и сериалы по её произведениям. Эти туры обязательно включают несколько значимых мест.

Стивентон#nbsp;— живописная деревушка графства Хэмпшир, где 16#nbsp;декабря 1775#nbsp;года родилась Джейн Остин. К сожалению, дом приходского священника, отца писательницы, в котором Джейн провела первые 25#nbsp;лет жизни, не сохранился.

Красивейший Бат, город, известный прекрасно сохранившимся римским банным комплексом и#nbsp;единственным в Англии термальным минеральным источником. Здесь писательница жила с#nbsp;1801 по 1806#nbsp;годы, и#nbsp;именно этот город узнают читатели на страницах романов «Нортенгерское аббатство» и#nbsp;«Доводы рассудка».

Шумный портовый Саутгемптон, куда Джейн переехала после внезапной смерти отца.
Уинчестер в Хэмпшире#nbsp;— последнее пристанище писательницы. Здесь в июле 1817#nbsp;году в#nbsp;Уинчестерском соборе прошли похороны Джейн Остин#nbsp;[1], на которых присутствовало всего четыре человека. На её надгробии ничего не сказано о#nbsp;статусе писателя‑романиста#nbsp;{2} (все опубликованные при жизни романы Остин выходили без имени автора).

Сегодня единственный сохранившийся дом, открытый для посещения,#nbsp;[3} в#nbsp;котором жила и#nbsp;творила Джейн Остин последние восемь лет жизни, находится в деревне Чоутон в#nbsp;Хэмпшире. Именно отсюда многие фанаты Джейн Остин начинают мемориальное путешествие по графству и его окрестностям#nbsp;— по следам известной писательницы и героев её романов.

Скромный дом, который писательница делила с матерью, сестрой Кассандрой и подругой Мартой Ллойд, теперь#nbsp;— дом‑музей Джейн Остин. Дом принадлежал брату Джейн Эдварду, усыновлённому богатой, но бездетной семьей Найтов, который унаследовал от них поместье Чоу­тон. В 1809#nbsp;году дом#nbsp;— здание XѴII#nbsp;века#nbsp;— был предоставлен женщинам в пожизненную бесплатную аренду.

Популярное представление о писательнице основано на её романах (и#nbsp;их многочисленных экранизациях)#nbsp;— красивые молодые женщины, большие загородные дома, в гостиных которых разыгрывается драма «Гордость и предубеждение». Этот образ ещё сильнее закрепился у англичан, которые видят стилизованный портрет Джейн Остин на новых пластиковых десятифунтовых банкнотах.

Посетив Чоутон, понимаешь, что настоящая Джейн Остин другая. В небольшом даже по современным меркам доме на удивление мало вещей, принадлежавших самой писательнице.

Здесь есть пианино той эпохи#nbsp;— «как у Джейн», есть реплика кровати#nbsp;— «как у Джейн в#nbsp;20#nbsp;лет», маленький стол из орехового дерева, за которым, возможно, писала Джейн, книжный шкаф её отца, столовый фарфор из усадьбы брата Эдварда. Все эти предметы создают яркую бытовую картину того времени, рассказывают о жизни семьи, но к писательнице относятся только косвенно. К сожалению, вещи, действительно принадлежавшие Джейн и дающие представление о ней как о женщине, показаны в двух маленьких и тёмных закоулках. В узкой комнате в витрине выставлены украшения писательницы#nbsp;— крест с топазом, браслет из бусин и кольцо с голубым камнем. В другой витрине#nbsp;— часть лоскутного одеяла, сшитого сёстрами Остин. Скорее всего, оно изготовлено из лоскутков старых платьев, и можно долго разглядывать яркие узоры, пытаясь угадать, какие платья носила Джейн. Сегодня в доме‑музее можно увидеть много портретов, картин, изображающих места, где бывала или могла бы бывать писательница.


Целая комната посвящена военно‑морской карьере братьев Джейн#nbsp;— Фрэнсиса и#nbsp;Чарл­за. Мы узнаём, как выглядели люди, окружавшие Джейн, об их карьере, о браках, о детях. Оказывается, одну из её тетушек обвинили в краже кружев из магазина в Бате, а жених сестры умер от жёлтой лихорадки. Соединив крупицы информации, семейные портреты и цитаты из романов и писем, можно попытаться угадать, какой на самом деле была Джейн Остин. Но она всё равно остаётся загадочной, отвернувшейся от зрителя фигурой, такой, как на единственном законченном прижизненном портрете работы её сестры Кассандры.

Викторианский фотошоп
В 2017#nbsp;году в Великобритании в обращение поступила банкнота номиналом 10#nbsp;фунтов стерлингов с изображением Джейн Остин. Выпуск был приурочен к#nbsp;200‑летию со дня смерти писательницы, которая ушла из жизни 18#nbsp;июля 1817#nbsp;года. Такого признания удостаиваются очень не­мно­гие люди (и#nbsp;ничтожное количество женщин),#nbsp;[4] это невероятная честь. Но при более пристальном изучении изображения на купюре первоначальное ликование любителей Остин сменилось недоумением. Многие посчитали выбор Банка Англии весьма не­удач­ным#nbsp;— и#nbsp;вот по каким при­чинам.

На банкноте изображён портрет Джейн Остин. За основу взята акварель, написанная более чем через 50#nbsp;лет после смерти писательницы человеком, который никогда в#nbsp;жизни её не видел.

Портрет был написан по заказу племянника Джейн Джеймса Эдварда Остина‑Ли, который хотел проиллюстрировать написанную им биографию знаменитой тёти. В значительной степени портрет основан на наброске Кассандры Остин#nbsp;— единственном достоверном изображении Джейн. Однако художник позволил себе множество вольностей, приукрасивших модель. Можно сказать, что это был викторианский фотошоп, который создаёт новый образ Джейн Остин в виде нежной и безобидной писательницы слащавых романов.

Кроме того, на банкноте изображён Уинчестерский собор, место упокоения Джейн Остин. В#nbsp;Уинчестере, куда её привезла сестра Кассандра на лечение, писательница провела последние, самые несчастливые недели своей жизни. Это довольно мрачное воспоминание мало подходит для банкноты, посвящённой жизни и творчеству классика английской литературы.

На обратной стороне банкноты#nbsp;— Годмершем‑Парк‑Хаус#nbsp;— поместье брата писательницы Эдварда. Не лучше ли было изобразить коттедж в Чоутоне?
Угадайте, какую подпись выбрал Банк Англии для банк­ноты?#nbsp;[5]

Великобритания#nbsp;. Хэмпшир#nbsp;. деревня Чоутон.

[1] Джейн Остин была одной из последних, кого похоронили в#nbsp;Уинчестерском соборе. Скорее всего, потому что её отец и#nbsp;брат были священниками, а#nbsp;подруга миссис Хит­кот хорошо знала настоятеля собора.

[2] В Уинчестерском соборе есть три мемориала Джейн Остин. Джейн Остин покоится под полом северного нефа, где расположено её надгробие. В#nbsp;надписи нет упоминания о#nbsp;её творчестве. В#nbsp;1870#nbsp;году Эдвард Остин‑Ли написал биографию тёти и#nbsp;на вырученные деньги установил латунную доску на стене рядом с#nbsp;её могилой. Надпись начинается так: «Джейн Остин, известная многим по своим произведениям...». В#nbsp;1900 году над табличкой было установлено мемориальное окно.

[3] В Уинчестере недалеко от собора сохранился дом, в#nbsp;котором Джейн провела последние недели жизни. В#nbsp;этом доме она умерла на 41‑м году жизни, предположительно от болезни Аддисона. Сегодня это частное владение, отличающееся лишь небольшой мемориальной табличкой.

[4] Не считая королевы, чей портрет изображён на всей британской валюте, Джейн Остин#nbsp;— третья женщина, изображенная на современной британской банкноте#nbsp;— после медицинского инноватора Флоренс Найтингейл и#nbsp;социального реформатора Элизабет Фрай.

[5] Подпись Джейн Остин на завещании.

На фото: Вид из гостиной дома Джейн Остин на развилку дороги на Уинчестер и Госпорт. Сегодня#nbsp;— один из залов музея.
Печатается по: Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;80#nbsp;–#nbsp;82.
См. также:
Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой)#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;28#nbsp;–#nbsp;31.

Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой)#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;27.

Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с#nbsp;Антонием Швиндтом#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2021. №12. С.#nbsp;6#nbsp;–#nbsp;9.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №3. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;54#nbsp;–#nbsp;55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;38.

Место силы Ньютона#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №9. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;13#nbsp;–#nbsp;15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;50#nbsp;–#nbsp;53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №8. С.#nbsp;44#nbsp;–#nbsp;47.