Лучшие публикации

Барометр инноваций

Музейный барометр инноваций — это исследование, регулярно проводимое венской консалтинговой компанией Museum Booster (www.museumbooster.com). Оно направлено на анализ состояния новых технологий и инноваций в музейном мире и прогнозирование будущих тенденций. В исследовании, где также рассматривалось влияние пандемии на цифровую трансформацию музеев, приняли участие музейные специалисты из 39 стран. Полученные статистические данные дают представление о том, как используются цифровые технологии в музеях мира.
В опросе приняли участие 27 музеев Европы, включая Россию, шесть из Америки (Аргентина, Канада, Чили, Коста‑Ри­ка, США и Уругвай), пять из Азии и Океании (Австралия, Япония, Новая Зеландия, Катар и Тайвань) и один из Африки (ЮАР).

Большинство составили художественные музеи — 35 процентов, 27 процентов — исторические, 20 процентов — мульти­дисцип­ли­нар­ные, 4 про­цен­та — музеи естественной истории, 9 процентов — музеи науки и техники и другие (5 процентов).

Более 48 процентов музеев, участвующих в программе, принимают до 100 тысяч посетителей в год; 43 процента принимают от 100 тысяч до миллиона посетителей; 9 процентов являются крупными музеями с более чем миллионом посетителей в год.

68 процентов музеев государственные, 28 процентов — частные, а 4 процента имеют другие виды правового статуса.

Закрытие музеев вследствие пандемии и влияние на цифро­визацию
Большинство респондентов заявили, что в связи с пандемией в течение 2020 года музеи столкнулись с волнами закрытий и возобновлений работы.

С точки зрения цифровизации, пандемия ускорила производство и использование видео‑ и цифрового контента, а также способствовала рассмотрению и внедрению цифровых решений с целью управления и укрепления инфраструктуры. Прямые трансляции, онлайн‑туры и онлайн‑выставки, подкасты и акции в социальных сетях были наиболее используемых цифровых форматов для передачи контента и поддержания связи с аудиторией, находящейся дома. Самыми используемыми платформами стали Zoom и YouTube.

Волна повторных открытий также способствовала внедрению бесконтактных инструментов: это бесконтактный контроль доступа, цифровые путеводители, продажа билетов онлайн, контроль посещения, отслеживание заполняемости в режиме реального времени, температурный скрининг и контроль, технология тепловых карт посетителей и системы управления контентом.

Удалось ли разработать новые цифровые форматы и инструменты для получения доходов в 2020 году?
Среди музеев, ответивших на опрос, только 23 процента смогли разработать и запустить новые цифровые форматы и инструменты для получения доходов.

Треть из них сделала это с помощью онлайн‑семинаров, уроков, презентаций и выставок. Среди других форматов были онлайн‑экскурсии, интернет‑магазины, прямые трансляции и видеотуры, виртуальные предложения (AR и VR), сайты и социальные сети, а также онлайн‑продажа билетов.

Причины использования новых технологий в 2020 году
На этот вопрос почти все респонденты ответили — «привлечь больше посетителей онлайн» (90 процентов). Следующими в тройке лидеров среди музеев, участвовавших в опросе, были мотивы: «повысить релевантность создания и медиации контента» (85 процентов), «разно­обра­зить аудиторию музея» (83 процента) и «привлечь больше посетителей на месте» (77 процентов). Другими значимыми причинами для изучения и применения новых технологий являются «оптимизация административных и операционных процедур» (66 процентов), а также «улучшение комфорта посетителя», что говорит о заботе музеев о впечатлениях, полученных посети­телями.

Использование новых технологий в сегодняшних выставках
На вопрос о типах уже используемых технологических средств 85 процентов респондентов сообщили о регулярном использовании аудио‑ и видеоэлементов, а 68 процентов — визуальных информационных дисплеев и проекций. Менее распространены «умные» устройства (47 процентов), онлайн‑выставки (42 процента), интерактивные поверхности (36 процентов), а также пространственное использование звука (36 процентов). На данный момент наименее распространёнными в экспозиционных технологиях остаются элементы 4D, голографические изображения, речевое взаимодействие, управление жестами и движениями, элементы 3D, AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность) и носимые устройства.

Планируемое использование новых технологий в будущих выставках
Что касается новых технологий, инструментов и цифровых форматов, которые планируется внедрить в экспозиции, то по‑прежнему преобладают аудио‑ и видео­эле­мен­ты (78 процентов). Другими актуальными инструментами являются онлайн‑выставки (67 процентов), визуальные информационные дис­плеи (59 процентов) и проекции (52 процента). Менее половины участников планирует использовать «умные» устройства (47 процентов) и интерактивные поверхности (42 процента).

Треть респондентов планирует использовать AR, VR, пространственное воспроизведение звуков и 3D‑элементы. Наконец, наименее важные инструменты в планируемых экспозициях (менее четверти) — это элементы 4D, речевое взаимодействие, голографические изображения, управление жестами и движениями, а также носимые устройства.

Если сравнить цифры, отражающие текущее использование и планы по внедрению, то технологии, которые столкнутся с ростом (более 10 процентов), — это 3D‑элементы, виртуальная реальность, дополненная реальность и особенно онлайн‑выставки. Однако в настоящее время и в ближайшие три года аудио‑ и видео­эле­мен­ты останутся наиболее часто используемыми инструментами. С другой стороны, такие технологии, как визуальные информационные дисплеи и проекции, будут переживать спад, поскольку во многих учреждениях они уже внедрены.

Медиаторы — текущее использование
При анализе ответов на вопрос о типах технологических инструментов, используемых в настоящее время в качестве медиатора, были выявлены два преобладающих инструмента:

49 процентов учреждений используют веб‑приложения и / или мобильные приложения, а 33 процентов — прямые трансляции. Треть респондентов использует подкасты, почти четверть — игры и портативные мультимедийные руководства. Наименее используемыми инструментами (10 процентов или менее) были устройства, которые можно взять в аренду с предварительно загруженным контентом, собственные цифровые лаборатории, привлечение роботов и портативные аудио­гиды.

Коммуникации и обратная связь
Среди инструментов, уже использующихся для коммуникации и обратной связи, респонденты выделили социальные сети и информационные бюллетени как основные средства — 95 процентов и 83 процентов соответственно.

Более половины также используют обратную связь и опросы (54 процента). Наименее используемым инструментом являются чат‑боты, которыми пользуются только 3 процента респондентов.

Что касается планируемого внедрения инструментов для коммуникации и обратной связи, то кардинальных изменений не предвидится. Социальные медиа (73 процента) и информационные бюллетени (71 процент), а также опросы удовлетворенности (63 процента) являются основными инструментами, которые планируется использовать для этих целей.

Инструментом с наименьшим планируемым использованием останутся чат‑боты — 14 процентов.

Социальные сети
Отвечая на вопрос о том, какие каналы социальных сетей используют респонденты, 94 процента назвали Facebook, 87 процентов Instagram, 75 процентов YouTube и 66 процентов Twitter. Только одна пятая часть опрошенных музеев использует Linkedln. Остальные социальные медиа используют менее 10 процентов респондентов.

Управление музейными коллекциями, архивами и библиотеками
67 процентов респондентов ответили, что используют систему управления коллекциями. Только 26 процентов используют цифровые инструменты для планирования выставок и/или кураторства.

Маркетинг
На вопрос о том, какие виды новых технологий и инструментов используются в маркетинговых целях, 64 процента респондентов ответили, что в настоящее время используют аналитику для веб‑сайта, 62 процента — аналитику для социальных сетей; это два наиболее используемых инструмента. Более трети участников опроса использует в качестве инструментов для маркетинга управление контентом социальных сетей (46 процентов), а также системы управления контентом (37 процентов) и онлайн‑опросы (36 процентов). Менее трети — аналитику для веб / мобильных приложений, УИК (система управления информацией о клиентах) и менеджеры тегов для сайтов и социальных сетей. Наименее используемой технологией является менеджер тегов для веб / мобильного прило­жения.

Если сравнить текущие и планируемые показатели использования новых технологий в маркетинге, то можно увидеть общее снижение числа учреждений, планирующих нововведения в этой сфере. Наиболее значительное снижение наблюдается в таких новых инструментах, как аналитика для сайта и аналитика для социальных медиа (примерно на 30 процентов по сравнению с текущим состоянием). Для управления контентом социальных медиа, УИК, онлайн‑опросов, менеджера тегов для социальных медиа ожидается лишь незначительное снижение планируемого использования. С другой стороны, ожидаемые показатели использования УИК и менеджера тегов для веб и / или мобильных приложений будут несколько выше, чем сейчас.

Доступ к коллекциям и управление потоками посетителей
Наиболее используемыми инструментами по‑прежнему являются отслеживание посетителей в режиме реального времени, цифровая очередь и распределение времени, а также бесконтактный контроль доступа.
В последние месяцы особое внимание привлекли инструменты, используемые в целях соблюдения социальной дистанции и санитарных норм.

Общая тенденция: планируемое использование выше текущего для всех инструментов. Это свидетельствует о неуклонно растущей готовности музеев к совершенствованию. Инструментом с наибольшим ожидаемым ростом являются цифровые указатели (10 процентов).

Анализ данных
На вопрос о том, какие данные о посетителях собирают музеи, 79 процентов участников опроса отметили показатели посещаемости, а 71 процент упомянули отзывы, комментарии и запросы. 55 процентов участников отслеживают продажи и бронирования. Довольно высоки также показатели мониторинга онлайн‑поведения и удовлетворенности (47 и 43 процента соответственно). Однако о структуре и потоках посетителей собирают данные менее четверти опрошенных, а 6 процентов отметили, что вообще не собирают никаких данных.

Наш эксперт
Катрин Девайн, руководитель бизнес‑стратегии, под­раз­деле­ние библиотек и музеев Microsoft

Какой долгосрочный урок, по вашему мнению, должен извлечь музейный сектор из 2020 года и пандемии? Как она повлияла на цифровую трансформацию музеев и их стратегическое мышление?
Катрин Девайн: Из 2020 го­да можно извлечь два главных урока. Во‑первых, музеи могут быть гибкими. При подходе к будущим проектам просто вспомните 2020 год и то, что для того чтобы быстро перенастроиться, не обязательно нужен кризис.

И второй вопрос, который стоит задать самому себе: что представляет собой музей за пределами физического здания? Пандемия только подчеркнула уже существующую необходимость диверсифицировать каналы работы культурных учреждений, а также их финансовые источники. Это подразумевает выход за пределы физического опыта и размышления о цифровом опыте за пределами веб‑сайтов. Кроме того, поскольку обучающие виртуальные программы значительно увеличили аудиторию, я надеюсь, что музеи, в свою очередь, признают способность цифровых технологий расширять доступ и дополнять физический опыт. Опыт работы онлайн не обязательно является конкурентом тому, что происходит на месте».

Каким образом музеи могут обеспечить устойчивое пре­обра­зование на основе технологий?
Катрин Девайн: Музеям необходимо переосмыслить технологию и рассматривать её как услугу и нужную для работы вещь, а не как выставочный образец. Для этого музеи должны диверсифицировать свою базу сотрудников и включить в неё тех, кто владеет технологиями. Им также необходимо признать, что технологии быстро меняются и это способствует расширению доступа и снижению стоимости использования. Переосмыслив технологию как полезную вещь, а не как выставочный образец, учреждения могут добиться более устойчивого воздействия на выполнение своих задач. Это также подразумевает, что музеи должны сопротивляться желанию «кодировать» собственные решения и вместо этого полагаться на платформы, то есть на то, как сегодня поставляются почти все решения для каждой от­расли. Это снижает стоимость, а также соответствует способности технологии трансформироваться и обеспечивать устойчивость, поскольку она не зависит от способности отдельного музея постоянно обновляться.

Перевод с английского Ирины Дин.
На фото: Национальная галерея Сингапура. Один из залов галереи DBS Singapore Gallery.
Печатается по: Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 28 – 31.
См. также: Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 22 – 27.

Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С. 6 – 9.

Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.