Статьи

Планетарий «на коленке»

2023-09-11 12:27
Планетарий «на#nbsp;коленке»

В#nbsp;городе Донском Тульской области, в#nbsp;музее Подмосковного угольного бассейна, 14#nbsp;июля#nbsp;1940#nbsp;года был открыт первый планетарий, полностью сконструированный в#nbsp;СССР (и#nbsp;второй по счёту в стране после московского).

Разместился он в#nbsp;здании пустовавшей в#nbsp;тот момент Спасской церкви, построенной в#nbsp;1774#nbsp;–#nbsp;1778#nbsp;годах по#nbsp;проекту известного архитектора И.#nbsp;Е.#nbsp;Старова по#nbsp;заказу императрицы Екатерины#nbsp;II, которая владела этими землями. Планетарий с#nbsp;залом на#nbsp;200 мест с#nbsp;куполом диаметром в#nbsp;10#nbsp;метров разместили на#nbsp;втором этаже, образованном перекрытиями церковного пространства.

Идея создания научно‑просветительского учреждения возникла у#nbsp;сотрудника музея Михаила#nbsp;Чистозвонова случайно#nbsp;— когда он водил экскурсии и#nbsp;заметил интерес посетителей к#nbsp;космической теме. Он решил создать несложный прибор, который можно было сконструировать самостоятельно в#nbsp;маленькой механической мастерской и#nbsp;собрать полностью из#nbsp;советских линз и#nbsp;материалов (для сравнения: московский планетарий был построен с#nbsp;использованием дорогостоящей немецкой оптики). Прибор должен был быть «простой и#nbsp;удовлетворять потребностям массового научного марксистско‑ленинского освещения вопросов#nbsp;мироздания и#nbsp;антирелигиозной работы»#nbsp;[1].

К#nbsp;1940 году, после двух лет работы, планетарий был готов. Его общая стоимость составила 30#nbsp;тысяч рублей. Планетарный аппарат представлял собой шар из#nbsp;двух полусфер#nbsp;— оптических линз. В#nbsp;него вставлялись проекторы (более 200) с#nbsp;отверстиями, через которые проходил свет от#nbsp;обычных 10‑ваттных лампочек и#nbsp;отображал на#nbsp;небе планетария звёздное небо в#nbsp;различных широтах Северного и#nbsp;Южного полушариев, кажущееся суточное вращение неба, движение Солнца и#nbsp;Луны, лунные фазы, движение одной планеты и#nbsp;комет, падение метеоров и#nbsp;метеоритов, полярное сияние, облака. Движение аппарата осуществлялось с#nbsp;помощью ручных рычагов.

После его открытия стали обсуждать вопрос о#nbsp;массовом создании дешёвого планетария, но, по#nbsp;всей видимости, Донской стал первым и#nbsp;последним подобным проектом, созданным до#nbsp;войны. К#nbsp;идее вернулись уже в 1950‑е годы. Описанный же аппарат функционировал до#nbsp;1955#nbsp;года, потом его заменили более современным. Изобретатель М.#nbsp;В.#nbsp;Чистозвонов был арестован, приговорён к#nbsp;высшей мере наказания, которая была приведена в#nbsp;исполнение в#nbsp;1942#nbsp;году. Реабилитирован посмертно.

После переезда музея из#nbsp;здания церкви в#nbsp;1991#nbsp;году аппарат был законсервирован, подходящего помещения для#nbsp;работы планетария сегодня нет.

[1] Хмелёв В. Первый Советский планетарий // Советский музей. 1940. №#nbsp;2. С.#nbsp;37#nbsp;–#nbsp;38.

Печатается по: Полина Форминская. Планетарий «на коленке»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;29.

На фото: Аппарат «Планетарий» конструкции М.В.#nbsp;Чистозвонова на этапе строительства. Фото 1939#nbsp;– 1940#nbsp;г.

См. также:
Полина Форминская. 19‑летний капитан#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;1. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;25.

Полина Форминская. Журнал жалоб и предложений#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;3. С.#nbsp;45.

Полина Форминская (Трифонова). PR-стратегии 1930-х#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №#nbsp;10. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;41.

Полина Форминская. Музееведение в СССР: начало#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №#nbsp;12. С.#nbsp;45#nbsp;–#nbsp;47.