В разные годы в древних курганах на территории современного Казахстана было обнаружено более 10 захоронений знати с золотыми украшениями, но именно первый «Золотой человек», найденный неподалёку от Алма‑Аты в 1970 году, стал узнаваемым брендом страны.
Сенсационное открытие — непотревоженное захоронение древнего царя в кургане Иссык — казахстанские археологи сделали в самом центре кочевого мира, в предгорьях Тянь‑Шаня с поэтическим названием Семиречье. С подачи журналистов находка получила название «Золотой человек». Находка была случайной: в 1969 году археологи начали исследовать аварийный курган, который предстояло сровнять — на этом месте строили автобазу.
В древности площадь некрополя Иссык, где был найден Золотой человек, составляла 1,5 тысяч гектаров и включала в себя более чем 600 разноразмерных курганов. Считается, что место захоронения сакской знати обнаружил венгерский учёный Дьёрдь Алмаши (1867 – 1933) в 1900 году, а как археологический памятник некрополь впервые описал русский учёный Александр Натанович Бернштам (1910 – 1956) в 1936 году. Позднее, в 1939 году, был снят план, сделана нивелировка наиболее «типичных» курганов. Бернштам отметил густоту курганных групп, насыщенность могильника погребальными сооружениями, часть иссыкских курганов поразила его своими размерами. Однако он не надеялся получить какие‑либо существенные результаты, потому что почти все курганы к тому времени были разграблены. Результаты исследований учёного были опубликованы в 1948 году.
Курган, датируемый Ѵ – IѴ веками до нашей эры, также оказался грабленым, в центральном захоронении обнаружили разрозненные кости человека, несколько золотых бляшек и два грабительских лаза. Тракторы уже ждали отмашки для начала работ, когда Бекмуханбет Нурмуханбетович Нурмуханбетов (1935 – 2016), руководивший процессом, выдвинул версию о наличии в кургане ещё одной камеры. Предположить это позволяли размеры кургана — его диаметр достигал 60 метров, а высота — шести метров. И, действительно, немного усилий — и было обнаружено ещё одно, боковое, захоронение. Мало того, благодаря своему периферийному расположению оно оказалось нетронутым.
Целостность и богатое убранство захоронения стали сенсацией — единственное на территории Казахстана нетронутое погребение давало возможность изучить особенности погребальных церемоний саков.
Боковая погребальная камера была сооружена из брёвен тяньшанской ели, сложенных в виде сруба, сверху лежали брёвна перекрытия. Размер внутреннего пространства камеры — 2,9 × 1,5 метра, высота 1,5 метра. Пол камеры был вымощен толстыми деревянными плахами. Погребённый лежал в северной её половине, на деревянном помосте, на спине, головой на запад. Его костюм был щедро декорирован золотыми изделиями. Головной убор, кафтан, шаровары, сапоги украшали золотые пластины с изображениями снежного барса, лошади, горного козла и архара, выполненными в сакском зверином стиле. В южной и западной части камеры была расставлена ритуальная посуда. Перекрытие просело под тяжестью грунта и немного повредило целостность захоронения.
Всего в камере обнаружили свыше четырёх тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, 31 предмет из разных материалов — глины, металла и дерева, а также серебряную ложку, деревянный черпак и 26 бусин из сердолика и пасты.
Одежда погребённого была изготовлена из красной кожи. Сочетание красного («огненного») и золотого (солнечного), сакральные орнаменты и атрибуты — гривна, перстни, пояс, оружие, ритуальная посуда — всё говорило о высоком ранге погребённого. Можно только догадываться, какими сокровищами обладало центральное захоронение в момент погребения.
Археологической экспедицией, явившей миру «сакского принца», руководил Кемаль Акишевич Акишев (1924 – 2003) — известный археолог, стоявший во главе экспедиций, в разные годы открывших сакские «пирамиды» некрополя Бесшатыр, курган Иссык, руины легендарного города Отрар — памятники древней и средневековой культуры, получившие мировую известность. В 1978 году К. А. Акишев опубликовал результаты исследований в монографии «Курган Иссык». [1]
Для того чтобы в полной мере представить себе, как выглядела одежда знатного сакского юноши (исследования костей показали его пол и возраст — 16 – 18 лет), необходимо было её реконструировать.
С момента открытия учёные создали в разные годы три варианта реконструкции одежды сакского принца. Первый — реконструкция реставратора В. Садомского по научному проекту К. Акишева (1970 – 1973). Были воссозданы одежда, головной убор, обувь и оружие «золотого воина». В 1995 году по заказу республиканского Министерства культуры художник‑реставратор А. Танабаев создал свой вариант реконструкции костюма «Золотого человека». А в 1997 году по заказу Н. Назарбаева реставратор К. Алтынбеков выполнил третий вариант реконструкции, который в настоящее время принят как эталонный и воспроизводится во многих музеях Казахстана.
Богатый декор костюма «Золотого человека», как считают учёные, в полной мере демонстрировал представления саков о строении Вселенной, об устройстве мира.
Особенно ярко эта модель мира прослеживается в головном уборе вождя — остроконечном кулахе. Мы видим сочетание трёх миров: нижний мир — подземный, средний — земной, верхний мир — небесный. Соответственно этому делению в трёх горизонтальных ярусах расположены все изображения. Кулах по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. Линия горных вершин символизирует мировой горный хребет, который, по представлению саков, окружает мир со всех сторон. У подножья гор разместились «земные звери» — тигры, козлы. На вершинах гор — птицы, крылатые тигры (тигрогрифоны). Прослеживается также ориентация по сторонам света: передняя часть — восток, где восходит солнце. Именно поэтому здесь размещены четыре крылатых коня и четыре золотые стрелы.
Ещё один ценный артефакт — небольшая серебряная чаша диаметром 7,7 сантиметров, найденная в захоронении. На её внешней стороне выгравирована надпись из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно‑енисейскую письменность (по другой версии — письменность кхароштхи), образцы которой также представлены в экспозиции зала. Чаша считается самым известным памятником «иссыкского письма». Существует более 20 вариантов расшифровки выгравированного на ней текста, но ни один из них до сих пор не признан окончательным.
Сейчас на территории некрополя Иссык сохранилось более 80 курганов. Находка «Золотого человека» вернула интерес к памятнику. Один из членов легендарной экспедиции Бекмуханбет Нурмуханбетов выдвинул идею о создании на территории Иссыкского некрополя музея под открытым небом. Будучи главным хранителем Есикского археолого‑краеведческого музея [3], он вместе с другими сотрудниками музея и сыновьями летом 1999 года развернул первый полевой лагерь с мобильной сезонной экспозицией. А в 2010 году на территории некрополя был создан Государственный историко‑культурный заповедник‑музей «Иссык» с постоянной экспозицией. [4]
[1] Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978.
[2] Общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь‑Шане.
[3] Некрополь — на территории города Есик Алматинской области.
[4] О музее см.: Плетникова Л. Наследники // Мир Музея. 2018. №3. С. 53 – 55.
В древности площадь некрополя Иссык, где был найден Золотой человек, составляла 1,5 тысяч гектаров и включала в себя более чем 600 разноразмерных курганов. Считается, что место захоронения сакской знати обнаружил венгерский учёный Дьёрдь Алмаши (1867 – 1933) в 1900 году, а как археологический памятник некрополь впервые описал русский учёный Александр Натанович Бернштам (1910 – 1956) в 1936 году. Позднее, в 1939 году, был снят план, сделана нивелировка наиболее «типичных» курганов. Бернштам отметил густоту курганных групп, насыщенность могильника погребальными сооружениями, часть иссыкских курганов поразила его своими размерами. Однако он не надеялся получить какие‑либо существенные результаты, потому что почти все курганы к тому времени были разграблены. Результаты исследований учёного были опубликованы в 1948 году.
Курган, датируемый Ѵ – IѴ веками до нашей эры, также оказался грабленым, в центральном захоронении обнаружили разрозненные кости человека, несколько золотых бляшек и два грабительских лаза. Тракторы уже ждали отмашки для начала работ, когда Бекмуханбет Нурмуханбетович Нурмуханбетов (1935 – 2016), руководивший процессом, выдвинул версию о наличии в кургане ещё одной камеры. Предположить это позволяли размеры кургана — его диаметр достигал 60 метров, а высота — шести метров. И, действительно, немного усилий — и было обнаружено ещё одно, боковое, захоронение. Мало того, благодаря своему периферийному расположению оно оказалось нетронутым.
Целостность и богатое убранство захоронения стали сенсацией — единственное на территории Казахстана нетронутое погребение давало возможность изучить особенности погребальных церемоний саков.
Боковая погребальная камера была сооружена из брёвен тяньшанской ели, сложенных в виде сруба, сверху лежали брёвна перекрытия. Размер внутреннего пространства камеры — 2,9 × 1,5 метра, высота 1,5 метра. Пол камеры был вымощен толстыми деревянными плахами. Погребённый лежал в северной её половине, на деревянном помосте, на спине, головой на запад. Его костюм был щедро декорирован золотыми изделиями. Головной убор, кафтан, шаровары, сапоги украшали золотые пластины с изображениями снежного барса, лошади, горного козла и архара, выполненными в сакском зверином стиле. В южной и западной части камеры была расставлена ритуальная посуда. Перекрытие просело под тяжестью грунта и немного повредило целостность захоронения.
Всего в камере обнаружили свыше четырёх тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, 31 предмет из разных материалов — глины, металла и дерева, а также серебряную ложку, деревянный черпак и 26 бусин из сердолика и пасты.
Одежда погребённого была изготовлена из красной кожи. Сочетание красного («огненного») и золотого (солнечного), сакральные орнаменты и атрибуты — гривна, перстни, пояс, оружие, ритуальная посуда — всё говорило о высоком ранге погребённого. Можно только догадываться, какими сокровищами обладало центральное захоронение в момент погребения.
Археологической экспедицией, явившей миру «сакского принца», руководил Кемаль Акишевич Акишев (1924 – 2003) — известный археолог, стоявший во главе экспедиций, в разные годы открывших сакские «пирамиды» некрополя Бесшатыр, курган Иссык, руины легендарного города Отрар — памятники древней и средневековой культуры, получившие мировую известность. В 1978 году К. А. Акишев опубликовал результаты исследований в монографии «Курган Иссык». [1]
Для того чтобы в полной мере представить себе, как выглядела одежда знатного сакского юноши (исследования костей показали его пол и возраст — 16 – 18 лет), необходимо было её реконструировать.
С момента открытия учёные создали в разные годы три варианта реконструкции одежды сакского принца. Первый — реконструкция реставратора В. Садомского по научному проекту К. Акишева (1970 – 1973). Были воссозданы одежда, головной убор, обувь и оружие «золотого воина». В 1995 году по заказу республиканского Министерства культуры художник‑реставратор А. Танабаев создал свой вариант реконструкции костюма «Золотого человека». А в 1997 году по заказу Н. Назарбаева реставратор К. Алтынбеков выполнил третий вариант реконструкции, который в настоящее время принят как эталонный и воспроизводится во многих музеях Казахстана.
Богатый декор костюма «Золотого человека», как считают учёные, в полной мере демонстрировал представления саков о строении Вселенной, об устройстве мира.
Особенно ярко эта модель мира прослеживается в головном уборе вождя — остроконечном кулахе. Мы видим сочетание трёх миров: нижний мир — подземный, средний — земной, верхний мир — небесный. Соответственно этому делению в трёх горизонтальных ярусах расположены все изображения. Кулах по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. Линия горных вершин символизирует мировой горный хребет, который, по представлению саков, окружает мир со всех сторон. У подножья гор разместились «земные звери» — тигры, козлы. На вершинах гор — птицы, крылатые тигры (тигрогрифоны). Прослеживается также ориентация по сторонам света: передняя часть — восток, где восходит солнце. Именно поэтому здесь размещены четыре крылатых коня и четыре золотые стрелы.
Ещё один ценный артефакт — небольшая серебряная чаша диаметром 7,7 сантиметров, найденная в захоронении. На её внешней стороне выгравирована надпись из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно‑енисейскую письменность (по другой версии — письменность кхароштхи), образцы которой также представлены в экспозиции зала. Чаша считается самым известным памятником «иссыкского письма». Существует более 20 вариантов расшифровки выгравированного на ней текста, но ни один из них до сих пор не признан окончательным.
Сейчас на территории некрополя Иссык сохранилось более 80 курганов. Находка «Золотого человека» вернула интерес к памятнику. Один из членов легендарной экспедиции Бекмуханбет Нурмуханбетов выдвинул идею о создании на территории Иссыкского некрополя музея под открытым небом. Будучи главным хранителем Есикского археолого‑краеведческого музея [3], он вместе с другими сотрудниками музея и сыновьями летом 1999 года развернул первый полевой лагерь с мобильной сезонной экспозицией. А в 2010 году на территории некрополя был создан Государственный историко‑культурный заповедник‑музей «Иссык» с постоянной экспозицией. [4]
[1] Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978.
[2] Общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь‑Шане.
[3] Некрополь — на территории города Есик Алматинской области.
[4] О музее см.: Плетникова Л. Наследники // Мир Музея. 2018. №3. С. 53 – 55.
Печатается по: Плетникова Л. «Золотой человек» // Мир Музея. 2023. №11. С. 50 – 53.
На фото: Третий вариант реконструкции костюма «Золотого человека», выполненный К.Алтынбековым. 1997 г.
См. также:
Плетникова Л. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. № 4. С. 19.
Плетникова Л. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. № 12. С. 10 – 14.