Статьи

«Золотой человек»

2023-12-14 16:45
В разные годы в древних курганах на территории современного Казахстана было обнаружено более 10#nbsp;захоронений знати с#nbsp;золотыми украшениями, но именно первый «Золотой человек», найденный неподалёку от Алма‑Аты в#nbsp;1970#nbsp;году, стал узнаваемым брендом страны.
Сенсационное открытие#nbsp;— непотревоженное захоронение древнего царя в#nbsp;кургане Иссык#nbsp;— казахстанские археологи сделали в#nbsp;самом центре кочевого мира, в#nbsp;предгорьях Тянь‑Шаня с#nbsp;поэтическим названием Семи­речье. С подачи журналистов находка получила название «Золотой человек». Находка была случайной: в#nbsp;1969#nbsp;году археологи начали исследовать аварийный курган, который предстояло сровнять#nbsp;— на этом месте строили автобазу.

В древности площадь некрополя Иссык, где был найден Золотой человек, составляла 1,5#nbsp;тысяч гектаров и включала в#nbsp;себя более чем 600#nbsp;разноразмерных курганов. Считается, что место захоронения сакской знати обнаружил венгерский учёный Дьёрдь Алмаши (1867#nbsp;–#nbsp;1933) в#nbsp;1900#nbsp;году, а как археологический памятник некрополь впервые описал русский учёный Александр Натанович Берн­штам (1910#nbsp;–#nbsp;1956) в#nbsp;1936#nbsp;году. Позднее, в#nbsp;1939#nbsp;году, был снят план, сделана нивелировка наиболее «типичных» курганов. Берн­штам отметил густоту курганных групп, насыщенность могильника погребальными сооружениями, часть иссыкских курганов поразила его своими размерами. Однако он не надеялся получить какие‑либо существенные результаты, потому что почти все курганы к тому времени были разграблены. Результаты исследований учёного были опубликованы в#nbsp;1948#nbsp;году.

Курган, датируемый Ѵ#nbsp;–#nbsp;IѴ#nbsp;ве­ка­ми до нашей эры, также оказался граб­леным, в#nbsp;центральном захоронении обнаружили разрозненные кости человека, несколько золотых бляшек и два грабительских лаза. Тракторы уже ждали отмашки для начала работ, когда Бекмуханбет Нурмуханбетович Нурмуханбетов (1935#nbsp;–#nbsp;2016), руководивший процессом, выдвинул версию о#nbsp;наличии в#nbsp;кургане ещё одной камеры. Предположить это позволяли размеры кургана#nbsp;— его диаметр достигал 60#nbsp;метров, а#nbsp;высота#nbsp;— шести метров. И,#nbsp;действительно, немного усилий#nbsp;— и#nbsp;было обнаружено ещё одно, боковое, захоронение. Мало того, благодаря своему периферийному расположению оно оказалось нетронутым.

Целостность и#nbsp;богатое убранство захоронения стали сенсацией#nbsp;— единственное на территории Казахстана нетронутое погребение давало возможность изучить особенности погребальных церемоний саков.

Боковая погребальная камера была сооружена из брёвен тяньшанской ели, сложенных в виде сруба, сверху лежали брёвна перекрытия. Размер внутреннего пространства камеры#nbsp;— 2,9#nbsp;×#nbsp;1,5#nbsp;метра, высота 1,5#nbsp;метра. Пол камеры был вымощен толстыми деревянными плахами. Погребённый лежал в северной её половине, на деревянном помосте, на спине, головой на запад. Его костюм был щедро декорирован золотыми изделиями. Головной убор, кафтан, шаровары, сапоги украшали золотые пластины с#nbsp;изображениями снежного барса, лошади, горного козла и архара, выполненными в сакском зверином стиле. В южной и#nbsp;западной части камеры была расставлена ритуальная посуда. Перекрытие просело под тяжестью грунта и#nbsp;немного повредило целостность захоронения.

Всего в камере обнаружили свыше четырёх тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, 31#nbsp;предмет из разных материалов#nbsp;— глины, металла и#nbsp;дерева, а#nbsp;также серебряную ложку, деревянный черпак и#nbsp;26#nbsp;бусин из сердолика и#nbsp;пасты.

Одежда погребённого была изготовлена из красной кожи. Сочетание красного («огненного») и золотого (солнечного), сакральные орнаменты и#nbsp;атрибуты#nbsp;— гривна, перстни, пояс, оружие, ритуальная посуда#nbsp;— всё говорило о высоком ранге погребённого. Можно только догадываться, какими сокровищами обладало центральное захоронение в момент погребения.

Археологической экспедицией, явившей миру «сакского принца», руководил Кемаль Акишевич Акишев (1924#nbsp;–#nbsp;2003)#nbsp;— известный археолог, стоявший во главе экспедиций, в разные годы открывших сакские «пирамиды» некрополя Бесшатыр, курган Иссык, руины легендарного города Отрар#nbsp;— памятники древней и#nbsp;средневековой культуры, получившие мировую известность. В#nbsp;1978#nbsp;го­ду К.#nbsp;А.#nbsp;Акишев опубликовал результаты исследований в#nbsp;монографии «Курган Иссык».#nbsp;[1]

Для того чтобы в полной мере представить себе, как выглядела одежда знатного сакского юноши (исследования костей показали его пол и#nbsp;возраст#nbsp;— 16#nbsp;–#nbsp;18#nbsp;лет), необходимо было её реконструировать.

С#nbsp;момента открытия учёные создали в#nbsp;разные годы три варианта реконструкции одежды сакского принца. Первый#nbsp;— реконструкция реставратора В.#nbsp;Садомского по научному проекту К.#nbsp;Акишева (1970#nbsp;–#nbsp;1973). Были воссозданы одежда, головной убор, обувь и оружие «золотого воина». В#nbsp;1995#nbsp;го­ду по заказу республиканского Министерства культуры художник‑реставратор А.#nbsp;Танабаев создал свой вариант реконструкции костюма «Золотого человека». А в 1997#nbsp;году по заказу Н.#nbsp;Назарбаева реставратор К.#nbsp;Алтынбеков выполнил третий вариант реконструкции, который в#nbsp;настоящее время принят как эталонный и воспроизводится во многих музеях Казахстана.

Богатый декор костюма «Золотого человека», как считают учёные, в#nbsp;полной мере демонстрировал представления саков о строении Вселенной, об устройстве мира.

Особенно ярко эта модель мира прослеживается в#nbsp;головном уборе вождя#nbsp;— остроконечном кулахе. Мы видим сочетание трёх миров: нижний мир#nbsp;— подземный, средний#nbsp;— земной, верхний мир#nbsp;— небесный. Соответственно этому делению в#nbsp;трёх горизонтальных ярусах расположены все изображения. Кулах по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. Линия горных вершин символизирует мировой горный хребет, который, по представлению саков, окружает мир со всех сторон. У подножья гор разместились «земные звери»#nbsp;— тигры, козлы. На вершинах гор#nbsp;— птицы, крылатые тигры (тигро­гри­фо­ны). Прослеживается также ориентация по сторонам света: передняя часть#nbsp;— восток, где восходит солнце. Именно поэтому здесь размещены четыре крылатых коня и#nbsp;четыре золотые стрелы.

Ещё один ценный артефакт#nbsp;— небольшая серебряная чаша диаметром 7,7#nbsp;сантиметров, найденная в#nbsp;захоронении. На её внешней стороне выгравирована надпись из 26#nbsp;знаков, внешне напоминающих орхоно‑енисейскую письменность (по другой версии#nbsp;— письменность кхарош­тхи), образцы которой также представлены в#nbsp;экспозиции зала. Чаша считается самым известным памятником «иссыкского письма». Существует более 20#nbsp;вариантов расшифровки выгравированного на ней текста, но ни один из них до сих пор не признан окончательным.

Сейчас на территории некрополя Иссык сохранилось более 80#nbsp;курганов. Находка «Золотого человека» вернула интерес к#nbsp;памятнику. Один из членов легендарной экспедиции Бекмуханбет Нурмуханбетов выдвинул идею о создании на территории Иссыкского некрополя музея под открытым небом. Будучи главным хранителем Есикского археолого‑краеведческого музея#nbsp;[3], он вместе с#nbsp;другими сотрудниками музея и#nbsp;сыновьями летом 1999#nbsp;года развернул первый полевой лагерь с#nbsp;мобильной сезонной экспозицией. А#nbsp;в#nbsp;2010#nbsp;году на территории некрополя был создан Государственный историко‑культурный заповедник‑музей «Иссык» с#nbsp;постоянной экспозицией.#nbsp;[4]

[1] Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978.

[2] Общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и#nbsp;Тянь‑Шане.

[3] Некрополь#nbsp;— на территории города Есик Алматинской области.

[4] О музее см.: Плетникова Л. Наследники // Мир Музея. 2018. №3. С.#nbsp;53#nbsp;– 55.
Печатается по: Лариса Плетникова. «Золотой человек» // Мир Музея. 2023. №11. С.#nbsp;50#nbsp;– 53.
На фото: Третий вариант реконструкции костюма «Золотого человека», выполненный К.Алтынбековым. 1997 г.
См. также:
Лариса Плетникова. «Волга была в полном разливе...»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;4. С.#nbsp;19.
Лариса Плетникова. Кино-глаз#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;12. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;14.