Статьи

Дистанционные программы: зарубежный опыт

Музеи по всему миру стали пионерами в области инновационных программ дистанционного обучения, которые привлекают школьников и студентов университетов. Эти программы сочетают в себе богатый контент, интерактивные возможности и сотрудничество с образовательными учреждениями для создания эффективного обучения. Представляем краткий обзор удачных и интересных примеров дистанционного обучения, предлагаемых музеями.
Ирина Дин (Хохолева)
Смитсоновская учебная лаборатория (Smithsonian Learning Lab, Smithsonian Institute, США) — это обширная цифровая платформа, которая предлагает преподавателям и учащимся доступ к тысячам оцифрованных артефактов из обширных коллекций 19 музеев и исследовательских центров Смитсоновского института. Она включает в себя мультимедийные ресурсы, такие как изображения, видео и аудиоклипы, в сочетании с планами уроков, соответствующими образовательным стандартам. Учащиеся изучают кураторские коллекции, интерактивные выставки и виртуальные туры. Платформа также поощряет преподавателей создавать собственные коллекции и делиться ими с коллегами.

Основные особенности платформы.
Интуитивно понятный удобный интерфейс, позволяющий быстро искать и фильтровать контент по темам, уровням образования или типам медиа, позволяет педагогам с лёгкостью использовать музейные ресурсы в преподавании.

Широкая интеграция с национальными стандартами учебных программ обеспечивает актуальность контента. Сотрудничество со школьными округами для совместной разработки модулей, соответствующих школьной программе, например, уроков истории и естествознания с использованием артефактов и цифровых коллекций Смитсоновского института.

Инструменты для преподавателей, позволяющие создавать, настраивать собственные коллекции и планы уроков и делиться ими, создают чувство сопричастности и практической полезности.
Регулярные вебинары и тренинги по профессиональному развитию помогают учителям уверенно и по максимуму использовать потенциал плат­формы.

В Британском музее (British Museum, Великобритания) есть две интересные программы: «Музей в коробке» и «Школьные посещения».

«Музей в коробке»(Museum in a Box) — это практический опыт обучения, при котором специально созданные копии артефактов отправляются прямо в классные комнаты. Они дополнены интерактивными онлайн‑сессиями, проводимыми музейными педагогами, что по­зво­ля­ет учащимся знакомиться с историей и культурой.

Основные особенности программы.
Тщательно составленные наборы, содержащие копии артефактов, инструкции по выполнению заданий и подсказки для обсуждения, по­зво­ля­ют использовать различные стили обучения и поддерживают активность учащихся.

Интерактивные онлайн‑семинары в режиме реального времени позволяют учащимся напрямую общаться с экспертами, задавать вопросы и слушать рассказы.

Загружаемые пособия для учителей помогают интегрировать контент в планы уроков и связывать материалы с целями учебной программы.

Онлайн‑программа «Школьные посещения» (School Visits) представляет собой прямые трансляции экскурсий и мастер‑классов с музейными педагогами, разработанные для школ по всему миру, в сочетании с ресурсами для учителей, доступными для скачивания.

Основные особенности программы.
Взаимодействие в режиме реального времени позволяет задавать вопросы и получать ответы, а также предлагать индивидуальный контент.
Ресурсы для учителей дополняют живые сессии для смешанного обучения.
Сессии адаптированы для различных возрастных групп и стандартов учебных программ.
Сотрудничество с британскими школами для согласования программ экскурсий, предоставление учителям обучения по использованию цифрового контента музея.

Инициатива «Лувр у вас дома» (Louvre chez soi, также известная как Le Louvre chez vous), — это способ главного музея Франции принести свою коллекцию и образовательный потенциал прямо в классные комнаты и места дистанционного обучения.

В рамках этой цифровой про­све­ти­тель­ской программы школы и другие образовательные учреждения могут использовать материалы Лувра (Louvre, Франция) в своих учебных программах. Здесь используются такие педагогические инструменты, как подкасты, рассказы, анимационные видео, учебные пособия и творческие задания, разработанные специально для школы или дистанционного обучения.

Основные особенности программы.
Сначала учителя проходят обучение — часто продолжительностью полдня — в студии Лувра, где учатся использовать предоставленные цифровые ресурсы и структурировать свой педагогический проект.

Обычно классы выбирают произведение (или блок произведений) из Лувра и изучают его в течение учебного года, используя цифровые ресурсы, такие как видео, подкасты, рассказы, игровые задания, и другие инструменты — например, баннеры с репродукциями произведений искусства, доставляемые прямо в школу.

В конце года учащиеся представляют презентацию, спектакль, инсталляцию, серию плакатов или цифровое произведение, созданные на основе выбранного ими произведения искусства. Кульминацией часто становится публичное событие, дающее учащимся реальный опыт общения с другими людьми на тему искусства.

Программа поддерживает меж­дис­ци­пли­нар­ное обучение, сочетая в себе историю искусства, творческое письмо, медиаграмотность, драматургию, дизайн и навыки презентации, способствуя всестороннему развитию.

Другой пример обучающих дистанционных музейных программ — веб‑академия нидерландского Рейксмузеума (Web Academy Rijksmuseum, Ни­дер­лан­ды) — предлагает онлайн‑курсы по искусству, истории и культуре с использованием оцифрованных кол­лекций.

Основные особенности программы.
Модульная структура курса позволяет учащимся систематически накапливать знания и делать это в собственном темпе.
Интерактивные викторины и инструменты самооценки способствуют закреплению знаний.
Форумы и доски обсуждений позволяют взаимодействовать с коллегами, создавать сообщества, что способствует формированию чувства общности и более глубокому вовлечению.
Доступность с мобильных устройств расширяет базу пользователей.

Художественная галерея Онтарио (Art Gallery of Ontario, Канада) предлагает интерактивные мастерские‑семинары в формате Zoom, которые проводят местные художники. Подготовка к сессиям включает подробные списки необходимых материалов и загружаемые руководства, что позволяет участникам эффективно следовать инструкциям.

Основные особенности семинаров.
Прямой контакт учащихся с опытными художниками создаёт высококачественный увлекательный опыт.
Подготовительные материалы снижают барьеры и повышают уровень участия, а возможность повторно просматривать записанные сессии добавляет ценность и гибкость такому ­обучению.

По программе дистанционного обучения «Художественная лаборатория онлайн» (Art Lab Online) нью‑йоркского Музея современного искусства (MoMA, США) учащиеся создают произведения искусства, вдохновлённые коллекцией музея, делятся своими работами в виртуальных галереях и участвуют в прямых трансляциях бесед с художниками.

Основные особенности программы.
Практические творческие занятия способствуют во­вле­чён­ности.
Связь с современными художниками даёт вдохновение.
Виртуальная галерея даёт студентам реальный опыт участия в выставках.
Художественные факультеты университетов совместно разрабатывают задания и критические обзоры, связанные с цифровым контентом музея.

Программа «Ван Гог дома» (Van Gogh at Home), которую предлагает амстердамский Музей Ван Гога (Van Gogh Museum, Нидерланды), представляет собой набор ресурсов и событий, предназначенных для знакомства с коллекцией музея и изучения жизни и творчества Ван Го­га, не выходя из дома. Она включает в себя такие возможности, как изучение онлайн‑коллекции музея, просмотр виртуальных экскурсий, работу с образовательными материалами и участие в творческих мероприятиях. Многие школы при поддержке музейных педагогов интегрируют эти материалы в уроки искусства и истории.

Также стоит отметить Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi, Италия) во Флоренции, которая предлагает бесплатные виртуальные 45‑минутные уроки по истории искусства для школ Италии в рамках проекта под вдохновляющим и даже дерзким названием «Вперёд, школы! — Уффици прибывают» (Forza scuole — Arrivano gli Uffizi). Галерея также предоставляет онлайн‑экскурсии и виртуальные выставки, доступные широкой публике. Эти ресурсы позволяют изучать коллекции галереи и узнавать об искусстве и истории эпохи Возрождения, не выходя из дома.

В Уффици также внедрили функции, которые делают процесс обучения более инклюзивным: предлагают подписи шрифтом Брайля для людей с нарушениями зрения и видео на языке жестов. В дополнение к виртуальным классам и экскурсиям галерея Уффици предлагает различные образовательные программы для школ и семей, предоставляя возможность узнать об истории искусства и познакомиться с коллекциями ­музея.

Галерея сотрудничает с университетами, предлагающими программы по истории искусства и культурному наследию, с целью интеграции виртуальных экскурсий в учебные программы.
Рассмотрев некоторые примеры обучающих дистанционных программ мировых музеев, можно выделить основные характеристики, обеспечивающие их эффективность. Лучшие обучающие программы сочетают в себе аутентичность, основанную на реальных артефактах, интерактивное повествование и фундаментальную педагогическую поддержку.
Как создать программу дистанционного обучения
Краткое руководство по созданию программ дистанционного обучения.
1. Изучите и поймите свою аудиторию: определите возрастные группы и их потребности, соответствие вашего материала учебной программе, изучите контекст обучения.
2. Проверьте и оцифруйте контент: выберите интересные артефакты/истории; оцифруйте их с помощью качественного аудио, видео, изображений, тран­скриптов.
3. Выберите способы доставки продукта до потребителя: включите вебинары в режиме реального времени, видео по запросу, загрузки и тому подобное.
4. Привлекайте учителей и учёных для создания контента и согласования его с учебными программами и педагогической практикой. Сотрудничайте с несколькими местными учителями, чтобы протестировать и доработать программу на основе отзывов учащихся.
5. Разработайте учебные материалы: создайте планы уроков, наборы заданий, материалы для внеклассных занятий.
6. Используйте интерактивный и мультимедийный контент: видео, виртуальные туры, викторины и проекты, способствующие вовлечённости.
7. Включите взаимодействие с экспертами: живые вопросы и ответы, интервью с сотрудниками музея или другими спе­циа­лис­тами.
8. Обеспечьте чёткие, структурированные пути обучения: позвольте учащимся следовать руководству модулей или свободно исследовать материал.
9. Обеспечьте доступность: многоязычные опции, удобные платформы и учёт потребностей людей с ограниченными возможностями.
10. Предложите под­держ­ку учителям: обучение, ресурсы и форумы, чтобы помочь педагогам интегрировать музейный контент в свои занятия.
11. Оценивайте и повторяйте: собирайте отзывы от пользователей и партнёров для постоянного улучшения. Отслеживайте количество регистраций, посещаемость, удовлетворенность.
12. Внимательно используйте технологии: уравновешивайте передовые технологии простотой использования, чтобы избежать барьеров.
13. Запуск и продви­жение: используйте социальные сети вашего музея, школы и местную
прессу.
14. Создание сообщества: используйте форумы, последующие события и призывы к действию для классов, которые делятся своими работами.
15. Продвигайте культурную значимость и отражайте разнообразные точки зрения.
16. Масштабирование и поддержание: начните с малого, расширяйтесь в зависимости от успеха; постепенно переводите всё в цифровой формат и реинвестируйте в качество.

Великобритания, Рединг. См. также первую страницу обложки.

На фото: Интернет-платформа «Смитсоновская учебная лаборатория» (Smithsonian Learning Lab, Смитсоновский институт, США).
Печатается по:
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
См. также:
Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С.22–27.
Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С.28–31.
Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С.6–9.
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С.54–55.
Дин (Хохолева) И. По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С.80–82.