Музеи по всему миру стали пионерами в области инновационных программ дистанционного обучения, которые привлекают школьников и студентов университетов. Эти программы сочетают в себе богатый контент, интерактивные возможности и сотрудничество с образовательными учреждениями для создания эффективного обучения. Представляем краткий обзор удачных и интересных примеров дистанционного обучения, предлагаемых музеями.
Ирина Дин (Хохолева)
Смитсоновская учебная лаборатория (Smithsonian Learning Lab, Smithsonian Institute, США) — это обширная цифровая платформа, которая предлагает преподавателям и учащимся доступ к тысячам оцифрованных артефактов из обширных коллекций 19 музеев и исследовательских центров Смитсоновского института. Она включает в себя мультимедийные ресурсы, такие как изображения, видео и аудиоклипы, в сочетании с планами уроков, соответствующими образовательным стандартам. Учащиеся изучают кураторские коллекции, интерактивные выставки и виртуальные туры. Платформа также поощряет преподавателей создавать собственные коллекции и делиться ими с коллегами.
Основные особенности платформы. Интуитивно понятный удобный интерфейс, позволяющий быстро искать и фильтровать контент по темам, уровням образования или типам медиа, позволяет педагогам с лёгкостью использовать музейные ресурсы в преподавании.
Широкая интеграция с национальными стандартами учебных программ обеспечивает актуальность контента. Сотрудничество со школьными округами для совместной разработки модулей, соответствующих школьной программе, например, уроков истории и естествознания с использованием артефактов и цифровых коллекций Смитсоновского института.
Инструменты для преподавателей, позволяющие создавать, настраивать собственные коллекции и планы уроков и делиться ими, создают чувство сопричастности и практической полезности. Регулярные вебинары и тренинги по профессиональному развитию помогают учителям уверенно и по максимуму использовать потенциал платформы.
В Британском музее (British Museum, Великобритания) есть две интересные программы: «Музей в коробке» и «Школьные посещения».
«Музей в коробке»(Museum in a Box) — это практический опыт обучения, при котором специально созданные копии артефактов отправляются прямо в классные комнаты. Они дополнены интерактивными онлайн‑сессиями, проводимыми музейными педагогами, что позволяет учащимся знакомиться с историей и культурой.
Основные особенности программы. Тщательно составленные наборы, содержащие копии артефактов, инструкции по выполнению заданий и подсказки для обсуждения, позволяют использовать различные стили обучения и поддерживают активность учащихся.
Интерактивные онлайн‑семинары в режиме реального времени позволяют учащимся напрямую общаться с экспертами, задавать вопросы и слушать рассказы.
Загружаемые пособия для учителей помогают интегрировать контент в планы уроков и связывать материалы с целями учебной программы.
Онлайн‑программа «Школьные посещения» (School Visits) представляет собой прямые трансляции экскурсий и мастер‑классов с музейными педагогами, разработанные для школ по всему миру, в сочетании с ресурсами для учителей, доступными для скачивания.
Основные особенности программы. Взаимодействие в режиме реального времени позволяет задавать вопросы и получать ответы, а также предлагать индивидуальный контент. Ресурсы для учителей дополняют живые сессии для смешанного обучения. Сессии адаптированы для различных возрастных групп и стандартов учебных программ. Сотрудничество с британскими школами для согласования программ экскурсий, предоставление учителям обучения по использованию цифрового контента музея.
Инициатива «Лувр у вас дома» (Louvre chez soi, также известная как Le Louvre chez vous), — это способ главного музея Франции принести свою коллекцию и образовательный потенциал прямо в классные комнаты и места дистанционного обучения.
В рамках этой цифровой просветительской программы школы и другие образовательные учреждения могут использовать материалы Лувра (Louvre, Франция) в своих учебных программах. Здесь используются такие педагогические инструменты, как подкасты, рассказы, анимационные видео, учебные пособия и творческие задания, разработанные специально для школы или дистанционного обучения.
Основные особенности программы. Сначала учителя проходят обучение — часто продолжительностью полдня — в студии Лувра, где учатся использовать предоставленные цифровые ресурсы и структурировать свой педагогический проект.
Обычно классы выбирают произведение (или блок произведений) из Лувра и изучают его в течение учебного года, используя цифровые ресурсы, такие как видео, подкасты, рассказы, игровые задания, и другие инструменты — например, баннеры с репродукциями произведений искусства, доставляемые прямо в школу.
В конце года учащиеся представляют презентацию, спектакль, инсталляцию, серию плакатов или цифровое произведение, созданные на основе выбранного ими произведения искусства. Кульминацией часто становится публичное событие, дающее учащимся реальный опыт общения с другими людьми на тему искусства.
Программа поддерживает междисциплинарное обучение, сочетая в себе историю искусства, творческое письмо, медиаграмотность, драматургию, дизайн и навыки презентации, способствуя всестороннему развитию.
Другой пример обучающих дистанционных музейных программ — веб‑академия нидерландского Рейксмузеума (Web Academy Rijksmuseum, Нидерланды) — предлагает онлайн‑курсы по искусству, истории и культуре с использованием оцифрованных коллекций.
Основные особенности программы. Модульная структура курса позволяет учащимся систематически накапливать знания и делать это в собственном темпе. Интерактивные викторины и инструменты самооценки способствуют закреплению знаний. Форумы и доски обсуждений позволяют взаимодействовать с коллегами, создавать сообщества, что способствует формированию чувства общности и более глубокому вовлечению. Доступность с мобильных устройств расширяет базу пользователей.
Художественная галерея Онтарио (Art Gallery of Ontario, Канада) предлагает интерактивные мастерские‑семинары в формате Zoom, которые проводят местные художники. Подготовка к сессиям включает подробные списки необходимых материалов и загружаемые руководства, что позволяет участникам эффективно следовать инструкциям.
Основные особенности семинаров. Прямой контакт учащихся с опытными художниками создаёт высококачественный увлекательный опыт. Подготовительные материалы снижают барьеры и повышают уровень участия, а возможность повторно просматривать записанные сессии добавляет ценность и гибкость такому обучению.
По программе дистанционного обучения «Художественная лаборатория онлайн» (Art Lab Online) нью‑йоркского Музея современного искусства (MoMA, США) учащиеся создают произведения искусства, вдохновлённые коллекцией музея, делятся своими работами в виртуальных галереях и участвуют в прямых трансляциях бесед с художниками.
Основные особенности программы. Практические творческие занятия способствуют вовлечённости. Связь с современными художниками даёт вдохновение. Виртуальная галерея даёт студентам реальный опыт участия в выставках. Художественные факультеты университетов совместно разрабатывают задания и критические обзоры, связанные с цифровым контентом музея.
Программа «Ван Гог дома» (Van Gogh at Home), которую предлагает амстердамский Музей Ван Гога (Van Gogh Museum, Нидерланды), представляет собой набор ресурсов и событий, предназначенных для знакомства с коллекцией музея и изучения жизни и творчества Ван Гога, не выходя из дома. Она включает в себя такие возможности, как изучение онлайн‑коллекции музея, просмотр виртуальных экскурсий, работу с образовательными материалами и участие в творческих мероприятиях. Многие школы при поддержке музейных педагогов интегрируют эти материалы в уроки искусства и истории.
Также стоит отметить Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi, Италия) во Флоренции, которая предлагает бесплатные виртуальные 45‑минутные уроки по истории искусства для школ Италии в рамках проекта под вдохновляющим и даже дерзким названием «Вперёд, школы! — Уффици прибывают» (Forza scuole — Arrivano gli Uffizi). Галерея также предоставляет онлайн‑экскурсии и виртуальные выставки, доступные широкой публике. Эти ресурсы позволяют изучать коллекции галереи и узнавать об искусстве и истории эпохи Возрождения, не выходя из дома.
В Уффици также внедрили функции, которые делают процесс обучения более инклюзивным: предлагают подписи шрифтом Брайля для людей с нарушениями зрения и видео на языке жестов. В дополнение к виртуальным классам и экскурсиям галерея Уффици предлагает различные образовательные программы для школ и семей, предоставляя возможность узнать об истории искусства и познакомиться с коллекциями музея.
Галерея сотрудничает с университетами, предлагающими программы по истории искусства икультурному наследию, с целью интеграции виртуальных экскурсий в учебные программы. Рассмотрев некоторые примеры обучающих дистанционных программ мировых музеев, можно выделить основные характеристики, обеспечивающие их эффективность. Лучшие обучающие программы сочетают в себе аутентичность, основанную на реальных артефактах, интерактивное повествование и фундаментальную педагогическую поддержку.
Как создать программу дистанционного обучения Краткое руководство по созданию программ дистанционного обучения. 1. Изучите и поймите свою аудиторию: определите возрастные группы и их потребности, соответствие вашего материала учебной программе, изучите контекст обучения. 2. Проверьте и оцифруйте контент: выберите интересные артефакты/истории; оцифруйте их с помощью качественного аудио, видео, изображений, транскриптов. 3. Выберите способы доставки продукта до потребителя: включите вебинары в режиме реального времени, видео по запросу, загрузки и тому подобное. 4. Привлекайте учителей и учёных для создания контента и согласования его с учебными программами ипедагогической практикой. Сотрудничайте с несколькими местными учителями, чтобы протестировать идоработать программу на основе отзывов учащихся. 5. Разработайте учебные материалы: создайте планы уроков, наборы заданий, материалы для внеклассных занятий. 6. Используйте интерактивный и мультимедийный контент: видео, виртуальные туры, викторины и проекты, способствующие вовлечённости. 7. Включите взаимодействие с экспертами: живые вопросы и ответы, интервью с сотрудниками музея или другими специалистами. 8. Обеспечьте чёткие, структурированные пути обучения: позвольте учащимся следовать руководству модулей или свободно исследовать материал. 9. Обеспечьте доступность: многоязычные опции, удобные платформы и учёт потребностей людей с ограниченными возможностями. 10. Предложите поддержку учителям: обучение, ресурсы и форумы, чтобы помочь педагогам интегрировать музейный контент в свои занятия. 11. Оценивайте и повторяйте: собирайте отзывы от пользователей и партнёров для постоянного улучшения. Отслеживайте количество регистраций, посещаемость, удовлетворенность. 12. Внимательно используйте технологии: уравновешивайте передовые технологии простотой использования, чтобы избежать барьеров. 13. Запуск и продвижение: используйте социальные сети вашего музея, школы и местную прессу. 14. Создание сообщества: используйте форумы, последующие события и призывы к действию для классов, которые делятся своими работами. 15. Продвигайте культурную значимость и отражайте разнообразные точки зрения. 16. Масштабирование и поддержание: начните с малого, расширяйтесь в зависимости от успеха; постепенно переводите всё в цифровой формат и реинвестируйте в качество.
Великобритания, Рединг. См. также первую страницу обложки.
Печатается по: Дин (Хохолева)И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
См. также: Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С.22–27. Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С.28–31. Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С.6–9. Дин (Хохолева)И.Know how // Мир Музея. 2024. №2. С.54–55. Дин (Хохолева)И. По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С.80–82.