С декабря 2020 по май 2021 года венская консалтинговая компания Museum Booster провела среди директоров и экспертов музеев и научных центров опрос об использовании в практике музеев цифровых технологий в период пандемии. В опросе приняли участие музеи из 39 стран.
Перевод с английского Ирины Дин.
Перевод с английского Ирины Дин.
Как показывают результаты исследования, важность цифровых технологий и инструментов значительно возросла. Почти все музеи, принявшие участие в опросе, в прошлом году были вынуждены хотя бы раз закрывать свои двери. Основные причины применения новых технологий в 2020 году были связаны с аудиторией: привлечение большего числа онлайн‑посетителей, диверсификация музейной аудитории и повышение релевантности создания и медиации контента. Однако лишь 28 процентов респондентов удалось не только внедрить новые цифровые технологии, но и получить от них доход, а 50 процентов респондентов по‑прежнему не имеют собственной цифровой команды или соответствующего отдела.
С точки зрения управления и дизайна выставок, доминирующими инструментами были и остаются аудио‑ и видеоэлементы, визуальные дисплеи и проекции. Находятся на подъёме и 3D‑элементы, виртуальная реальность, дополненная реальность и особенно онлайн‑выставки. Наиболее интересные изменения с точки зрения внедрения технологий можно наблюдать в секторе медиации, где всё большее распространение получают прямые трансляции, подкасты, веб‑ и мобильные приложения, а также игры и/или игровые элементы. Очевидным направлением роста является стремление музеев оптимизировать доступ к коллекциям и управление потоками посетителей, при этом цифровая навигация становится одним из приоритетов.
В сферах коммуникации, управления музеями и инфраструктурой, а также продаж услуг не произошло существенных изменений — во многом потому, что почти у всех респондентов уже есть цифровые инструменты, внедрённые в этой области.
Вот некоторые итоги 2020 года и перспективы на будущее.
Переход на цифровые технологии
Музеи по всему миру перешли на цифровой формат, чтобы оставаться актуальными и, находясь в изоляции, иметь возможность общаться со своей аудиторией. Инвестиции, время и труд, потраченные на создание цифрового контента и ознакомление персонала с новыми технологиями, оправдали себя: будущее музеев станет гибридным, и цифровые форматы продолжат существование наряду с физическими.
Цифровые технологии как источник доходов
После первой волны бесплатных цифровых предложений в начале пандемии в марте 2020 года музеи начали искать способы финансового самообеспечения и получения доходов от внедрения цифрового контента. Ключевым моментом стало создание уникальных, обогащающих опыт восприятия привлекательных предложений, а также обеспечение низких входных цен, позволяющих конкурировать с другими источниками развлечений и онлайн‑образования.
Условия работы
Музейные работники сильно пострадали в период пандемии, когда прошла волна увольнений, сокращения доходов и значительных изменений стоящих перед ними задач; им пришлось приспосабливаться к актуальным требованиям. Опрос, проведённый Американским альянсом музеев, показал, что музейные сотрудники испытали серьёзный стресс, во многих случаях нанёсший значительный ущерб психическому здоровью. Вместе с тем отмечалась сильная волна поддержки и солидарности среди музеев и музейных работников, стремившихся помочь друг другу и дать эмоциональную отдушину. Количество бесплатных вебинаров и дискуссий, организованных, в частности, Cuseum, NEMO и AAM (Американский альянс музеев), вдохновляло и поддерживало музейщиков.
Привлечение аудитории
Положительным эффектом перехода большего числа музеев на цифровые технологии стало привлечение новой и более разнообразной аудитории. Цифровые предложения музеев стали более заметными и доступными, несмотря на географию, открытыми для тех, кто по разным причинам не может посетить музей лично: они позволяют им побродить по цифровым залам и посмотреть, что могут предложить музейные коллекции, зачастую за пределами выставочных экспозиций.
Возврата к музеям без цифровых технологий уже нет
Несмотря на все негативные последствия и трагические потери, пандемия стала настоящим ускорителем цифровой трансформации и внедрения новых технологий и инноваций в музейной сфере. Многие музеи воспользовались ситуацией, чтобы начать своё цифровое путешествие, — и мы уверены, что цифровые технологии будут продолжать играть важную роль в музейном деле.
Инвестиции, время и труд, потраченные на внедрение новых технологий и цифрового контента, окупятся, если будут осуществляться постоянно. Хотя многие музеи вновь открылись, будущее их окажется гибридным, и посетители будут ожидать предложений на сайте и в сети. Новые цифровые продукты станут источником дополнительного дохода и помогут музеям оправиться от высоких финансовых потерь, а внедрение новых технологических инструментов поспособствует дальнейшему улучшению качества представления коллекций и созданию благоприятных впечатлений о музее у посетителей.
Мировой опыт цифровой трансформации
Катар
Создание команды цифрового опыта
Музеи Катара (Qatar Museums).
Музеи Катара контролируют все музеи и многочисленные памятники культурного наследия на территории страны, в том числе и открытый в 2019 году Национальный музей. Музеи Катара начали цифровую трансформацию и представляют собой наглядны й пример того, как строить цифровые технологии с нуля.
Цифровая трансформация включала создание в феврале 2020 года внутренней команды специалистов, ориентированной на цифровой опыт, призванной объединить цифровые компетенции и функции и обеспечить цифровое развитие и стратегическое планирование всей многофункциональной организации.
На первом этапе было определено, насколько важны цифровые технологии для музеев, какие структуры и процессы имеют значение и какие цифровые компетенции есть в организации. Поскольку цифровые технологии в Катаре только зарождались, было важно привлечь международных экспертов и консультантов и сотрудничать с ними, в частности, для обучения и повышения квалификации местных сотрудников. В настоящее время команда специалистов курирует пять секций, связанных с цифровыми технологиями: инновации, цифровые продукты, цифровой контент, цифровое производство, исследования и аналитика. Группа работает над следующими проектами: обновление веб‑сайтов, интеграция в них электронной коммерции, переопределение роли музейного приложения после запуска сайтов, оптимизированных для мобильных устройств, а также оценка и анализ цифрового присутствия музеев.
Что касается организации работы международной команды, то для облегчения работы в разных часовых поясах используются такие инструменты управления и организации, как Trello, Monday, Microsoft Teams, Planner и ClickUP. По словам директора по цифровому развитию Шайхи аль‑Тани, люди находятся в центре цифровой трансформации, и важно не только инвестировать в цифровую грамотность сотрудников, но и внедрять цифровое лидерство во всей организации, начиная с членов совета директоров и высшего руководства. Она добавляет, что цифровая трансформация не происходит в одночасье, это скорее постоянная эволюция и должна рассматриваться как долгосрочная инвестиция. И здесь ключевым фактором является прозрачность: отделы цифрового опыта должны активно информировать о том, над чем они работают.
Сингапур
Стратегический план цифровизации музея
Национальная галерея Сингапура (National Gallery Singapore).
В галерее, открытой в 2015 году, находится крупнейшая в мире публичная коллекция современного искусства Сингапура и Юго‑Восточной Азии. Её миссия — стать всемирно признанным перспективным художественным музеем с передовым подходом к технологиям.
На основе цифровой стратегии, разработанной в сотрудничестве с Консультативным советом по информационным и цифровым технологиям, музей стремится внедрять новые технологии и цифровые инициативы, которые улучшают впечатления посетителей о музее. Ведётся разработка и реализация стратегического генерального плана IT и цифровой стратегии, стратегических партнёрств и возможностей, выявление, мониторинг и устранение рисков, связанных с общей IT‑ и цифровой стратегией, а также постоянная оценка технических решений и планирования.
Виктор Тонг, главный специалист по цифровым технологиям и информации Национальной галереи, говорит, что его команда стремится обеспечить лучший в своём классе опыт для всех посетителей. Важными этапами их работы стали обеспечение беспрепятственной и удобной навигации по выставочным залам, изменение дизайна системы продажи билетов и завоевание международной аудитории. Галерея постоянно изучает пути превращения в организацию, управляемую искусственным интеллектом, поскольку последний обладает огромным потенциалом. В качестве практического примера можно привести помощника по продажам с искусственным интеллектом, который автоматизирует электронную почту для команды по аренде помещений; он повысил конверсию продаж более чем на 40 процентов.
Осенью 2020 года музей в партнёрстве с компанией Mullen Lowe разработал инновационную цифровую экосистему, центральным элементом которой является #GalleryAnywhere, онлайн‑портал поиска по коллекциям, позволяющий любому человеку из любой точки планеты легко и просто просматривать и искать произведения искусства, библиотечные и архивные материалы.
Решающую роль в эволюции музея играет аналитика данных. Цифровой отдел использует различные метрики для отслеживания прогресса и оценки эффективности внедрения технологий и инструментов анализа данных для лучшего понимания посетителей.
Великобритания
Виртуальные туры по увлекательным и тайным местам Лондона
Лондонский музей транспорта (London Transport museum).
Во время пандемии Лондонский музей транспорта разработал альтернативу своим самым продаваемым экскурсиям по столичной подземке, переместив их в интернет. И они продолжали пользоваться успехом! Тут важную роль сыграл не только формат, но и содержание, и дополнительные возможности. Музею удалось привлечь как прежних, так и новых посетителей, представив лондонские вокзалы и другие пространства с крайне ограниченным доступом, где раньше не было возможности проводить публичные экскурсии.
Экскурсии рассчитаны на индивидуальных посетителей и группы до 50 человек и проводятся в режиме одноразовой трансляции. Участники получают возможность узнать о конкретной станции или районе с помощью фотографий, видео и никогда ранее не виденных кадров из коллекции музея, а также рассказов эксперта‑экскурсовода о прошлом лондонского метро. Поскольку экскурсии проходят в прямом эфире, посетители могут задавать вопросы на специальной сессии вопросов и ответов. Билеты стоимостью 20 фунтов можно приобрести онлайн.
Туры из цикла «Скрытый Лондон» вошли в шорт‑лист премии Museums + HeritageAwards 2021 в категории «Лучшее использование цифровых технологий в Великобритании». Экскурсии до сих пор остаются популярными, и в какой‑то момент из‑за растущего спроса и высокого уровня бронирования музею даже пришлось организовывать дополнительные туры.
США
Игровой виртуальный опыт
Художественный музей Ньюарка (The Newark Museum of Art) . Ньюарк (штат Нью-Джерси).
Переключаясь на цифровые технологии в пандемию, сотрудники музея начали с лекционных презентаций и прямых онлайн‑событий в Zoom и Facebook. Но вскоре они придумали более игровой подход к привлечению аудитории. Музей разработал ряд партисипативных форматов. Например, Art Olympics — соревнование между музеями, управляемое аудиторией. Участники выбирают произведение искусства, лучше всего подходящее к заранее выбранной категории, и за одну минуту объясняют свой выбор. Битва карикатуристов — конкурс рисунков между тремя профессиональными карикатуристами, обыгрывающими тему «выбора», а Art Roast — название вечера скетч‑комедии, на котором комики представляют оригинальные шутки, основанные на коллекции музея.
И всё же самым увлекательным форматом оказался виртуальный опыт «Escape from the Ballantine House» («Побег из дома Баллентайн») — иммерсивной эскейп‑рум игры, проходящей в историческом крыле музея. В игре посетителям предлагается совместно взламывать коды, решать головоломки и находить подсказки, чтобы украсть рецепт эля Ballantine и сбежать из дома. В качестве платформы для игры был выбран Zoom, для поиска подсказок использовались смартфоны, а посетители объединялись в «комнатах для отдыха».
Целью создания игры было прежде всего создание весёлого и развлекательного контента. Образовательный аспект стоял на втором месте. Тем не менее, по мнению музея, игры имеют неявную и органично встроенную образовательную ценность — всё в них связано с историей этого места, можно виртуально исследовать его физические пространства, нажимать на предметы и мебель и получать новые знания в процессе игры.
Индия
Онлайн‑абонемент
Музей искусства и фотографии (Museum of Art & Photography) . Бангалор.
Один из крупнейших музейных проектов Индии — Музей искусства и фотографии, расположенный в городе Бангалор, — начал работу в 2021 году. Хотя пандемия отложила открытие здания музея, было принято решение открыть его виртуально. Задача первого цифрового музея состоит в том, чтобы взрастить художественное сообщество, создать экосистему поддержки и предоставить возможности обучения для всех. Это также позволило получить определённый доход благодаря специально созданному онлайн‑абонементу.
Цифровой абонемент включает в себя полный доступ ко всем онлайн‑выставкам, которые пополняются каждый месяц, приоритетный доступ к онлайн‑мероприятиям, полный доступ к онлайн‑коллекции с функцией поиска, неограниченный доступ к оригинальному курируемому контенту, такому как видеотека, неограниченное количество загрузок детских обучающих программ и других цифровых материалов. Кроме того, абонемент даёт скидку на все товары с брендом музея, а после открытия музея — привилегированный доступ в залы, на мероприятия и в кафе.
Музей предлагает бесплатный пробный абонемент на 90 дней для тех, кто заинтересовался контентом, но ещё сомневается.
США
Занятия по искусству онлайн
Фонд Барнса (The Barnes Foundation).
Фонд, содействующий художественному образованию, рассматривал возможность проведения онлайн‑занятий ещё до начала пандемии, но вирус послужил последним толчком, развеяв сомнения в рентабельности и уровне вовлечённости. Идея была воплощена в жизнь, и год спустя Фонд Барнса оказался лидером в области онлайн‑образования по истории искусства в США. Помимо огромного успеха и положительных отзывов студентов, виртуальные занятия принесли финансовый успех. Учреждение в три раза увеличило количество учащихся, что принесло беспрецедентный доход — около трети доходов от обучения взрослых за предыдущий год было достигнуто уже в течение первого месяца после перехода на занятия онлайн. В целом с момента запуска доход составил более 650 тысяч долларов США, что более чем в два раза превышает доход от очных занятий в 2019 году. Увеличение было достигнуто не только в доходах, но и в охвате аудитории — было набрано более 2800 студентов из 39 штатов и шести стран. Наряду со студентами Фонду Барнса удалось привлечь международных кураторов и искусствоведов.
Конечно, возникали различные технические проблемы и проблемы с подключением, но IT‑команда всегда была начеку и находила решения. Образовательная команда решила проявить гибкость в выборе платформы и следовала предпочтениям аудитории, используя YouTube, Microsoft Teams или Twitch. Чтобы обеспечить глубокое погружение в картины, использовалась Deep Zoom — технология Microsoft, позволяющая пользователям увеличивать изображения и перемещаться по ним с помощью курсора. Несмотря на то что музей снова открыт, Фонд Барнса продолжит предлагать виртуальный компонент в своей программе обучения взрослых.
Австралия
Обмен историями о лесных пожарах и пандемии
Национальный музей Австралии (National museum of Australia) . Канберра.
В 2020 году Австралия столкнулась не только с пандемией, но и с катастрофическими лесными пожарами. Национальный музей Австралии решил начать краудсорсинговую кампанию, чтобы зафиксировать эти драматические события, собрать личные истории австралийцев и заархивировать для будущих поколений пережитые изменения.
Музей пригласил всех, живущих в Австралии, поделиться своими личными историями о пандемии и лесных пожарах и создал специальный сайт под названием Momentous. Истории могут быть представлены в виде изображений, текстов, видео или аудио, а затем опубликованы анонимно. Проект начался с двух групп в Facebook, которые позволили музею оставаться на связи с аудиторией и предложили людям платформу для обмена опытом и общения друг с другом.
Для того чтобы привлечь участников, музей пригласил нескольких известных австралийцев выступить в роли ведущих и поделиться своими историями. Музей также собирает предметы, связанные с пандемией и пожарами, которые в дальнейшем будут выставлены рядом с некоторыми историями, рассказанными на сайте, и станут вкладом в будущие выставки.
Онлайн-коллекция национального музея Австралии привлекательна не только благодаря дизайну и удобному сайту, но и за счёт чуткости к посетителям.
Перевод с английского Ирины Дин.
На фото: Благодаря специально разработанным технологическим инструментам Музей искусств и фотографии в Бангалоре представляет своим посетителям холистический опыт.
С точки зрения управления и дизайна выставок, доминирующими инструментами были и остаются аудио‑ и видеоэлементы, визуальные дисплеи и проекции. Находятся на подъёме и 3D‑элементы, виртуальная реальность, дополненная реальность и особенно онлайн‑выставки. Наиболее интересные изменения с точки зрения внедрения технологий можно наблюдать в секторе медиации, где всё большее распространение получают прямые трансляции, подкасты, веб‑ и мобильные приложения, а также игры и/или игровые элементы. Очевидным направлением роста является стремление музеев оптимизировать доступ к коллекциям и управление потоками посетителей, при этом цифровая навигация становится одним из приоритетов.
В сферах коммуникации, управления музеями и инфраструктурой, а также продаж услуг не произошло существенных изменений — во многом потому, что почти у всех респондентов уже есть цифровые инструменты, внедрённые в этой области.
Вот некоторые итоги 2020 года и перспективы на будущее.
Переход на цифровые технологии
Музеи по всему миру перешли на цифровой формат, чтобы оставаться актуальными и, находясь в изоляции, иметь возможность общаться со своей аудиторией. Инвестиции, время и труд, потраченные на создание цифрового контента и ознакомление персонала с новыми технологиями, оправдали себя: будущее музеев станет гибридным, и цифровые форматы продолжат существование наряду с физическими.
Цифровые технологии как источник доходов
После первой волны бесплатных цифровых предложений в начале пандемии в марте 2020 года музеи начали искать способы финансового самообеспечения и получения доходов от внедрения цифрового контента. Ключевым моментом стало создание уникальных, обогащающих опыт восприятия привлекательных предложений, а также обеспечение низких входных цен, позволяющих конкурировать с другими источниками развлечений и онлайн‑образования.
Условия работы
Музейные работники сильно пострадали в период пандемии, когда прошла волна увольнений, сокращения доходов и значительных изменений стоящих перед ними задач; им пришлось приспосабливаться к актуальным требованиям. Опрос, проведённый Американским альянсом музеев, показал, что музейные сотрудники испытали серьёзный стресс, во многих случаях нанёсший значительный ущерб психическому здоровью. Вместе с тем отмечалась сильная волна поддержки и солидарности среди музеев и музейных работников, стремившихся помочь друг другу и дать эмоциональную отдушину. Количество бесплатных вебинаров и дискуссий, организованных, в частности, Cuseum, NEMO и AAM (Американский альянс музеев), вдохновляло и поддерживало музейщиков.
Привлечение аудитории
Положительным эффектом перехода большего числа музеев на цифровые технологии стало привлечение новой и более разнообразной аудитории. Цифровые предложения музеев стали более заметными и доступными, несмотря на географию, открытыми для тех, кто по разным причинам не может посетить музей лично: они позволяют им побродить по цифровым залам и посмотреть, что могут предложить музейные коллекции, зачастую за пределами выставочных экспозиций.
Возврата к музеям без цифровых технологий уже нет
Несмотря на все негативные последствия и трагические потери, пандемия стала настоящим ускорителем цифровой трансформации и внедрения новых технологий и инноваций в музейной сфере. Многие музеи воспользовались ситуацией, чтобы начать своё цифровое путешествие, — и мы уверены, что цифровые технологии будут продолжать играть важную роль в музейном деле.
Инвестиции, время и труд, потраченные на внедрение новых технологий и цифрового контента, окупятся, если будут осуществляться постоянно. Хотя многие музеи вновь открылись, будущее их окажется гибридным, и посетители будут ожидать предложений на сайте и в сети. Новые цифровые продукты станут источником дополнительного дохода и помогут музеям оправиться от высоких финансовых потерь, а внедрение новых технологических инструментов поспособствует дальнейшему улучшению качества представления коллекций и созданию благоприятных впечатлений о музее у посетителей.
Мировой опыт цифровой трансформации
Катар
Создание команды цифрового опыта
Музеи Катара (Qatar Museums).
Музеи Катара контролируют все музеи и многочисленные памятники культурного наследия на территории страны, в том числе и открытый в 2019 году Национальный музей. Музеи Катара начали цифровую трансформацию и представляют собой наглядны й пример того, как строить цифровые технологии с нуля.
Цифровая трансформация включала создание в феврале 2020 года внутренней команды специалистов, ориентированной на цифровой опыт, призванной объединить цифровые компетенции и функции и обеспечить цифровое развитие и стратегическое планирование всей многофункциональной организации.
На первом этапе было определено, насколько важны цифровые технологии для музеев, какие структуры и процессы имеют значение и какие цифровые компетенции есть в организации. Поскольку цифровые технологии в Катаре только зарождались, было важно привлечь международных экспертов и консультантов и сотрудничать с ними, в частности, для обучения и повышения квалификации местных сотрудников. В настоящее время команда специалистов курирует пять секций, связанных с цифровыми технологиями: инновации, цифровые продукты, цифровой контент, цифровое производство, исследования и аналитика. Группа работает над следующими проектами: обновление веб‑сайтов, интеграция в них электронной коммерции, переопределение роли музейного приложения после запуска сайтов, оптимизированных для мобильных устройств, а также оценка и анализ цифрового присутствия музеев.
Что касается организации работы международной команды, то для облегчения работы в разных часовых поясах используются такие инструменты управления и организации, как Trello, Monday, Microsoft Teams, Planner и ClickUP. По словам директора по цифровому развитию Шайхи аль‑Тани, люди находятся в центре цифровой трансформации, и важно не только инвестировать в цифровую грамотность сотрудников, но и внедрять цифровое лидерство во всей организации, начиная с членов совета директоров и высшего руководства. Она добавляет, что цифровая трансформация не происходит в одночасье, это скорее постоянная эволюция и должна рассматриваться как долгосрочная инвестиция. И здесь ключевым фактором является прозрачность: отделы цифрового опыта должны активно информировать о том, над чем они работают.
Сингапур
Стратегический план цифровизации музея
Национальная галерея Сингапура (National Gallery Singapore).
В галерее, открытой в 2015 году, находится крупнейшая в мире публичная коллекция современного искусства Сингапура и Юго‑Восточной Азии. Её миссия — стать всемирно признанным перспективным художественным музеем с передовым подходом к технологиям.
На основе цифровой стратегии, разработанной в сотрудничестве с Консультативным советом по информационным и цифровым технологиям, музей стремится внедрять новые технологии и цифровые инициативы, которые улучшают впечатления посетителей о музее. Ведётся разработка и реализация стратегического генерального плана IT и цифровой стратегии, стратегических партнёрств и возможностей, выявление, мониторинг и устранение рисков, связанных с общей IT‑ и цифровой стратегией, а также постоянная оценка технических решений и планирования.
Виктор Тонг, главный специалист по цифровым технологиям и информации Национальной галереи, говорит, что его команда стремится обеспечить лучший в своём классе опыт для всех посетителей. Важными этапами их работы стали обеспечение беспрепятственной и удобной навигации по выставочным залам, изменение дизайна системы продажи билетов и завоевание международной аудитории. Галерея постоянно изучает пути превращения в организацию, управляемую искусственным интеллектом, поскольку последний обладает огромным потенциалом. В качестве практического примера можно привести помощника по продажам с искусственным интеллектом, который автоматизирует электронную почту для команды по аренде помещений; он повысил конверсию продаж более чем на 40 процентов.
Осенью 2020 года музей в партнёрстве с компанией Mullen Lowe разработал инновационную цифровую экосистему, центральным элементом которой является #GalleryAnywhere, онлайн‑портал поиска по коллекциям, позволяющий любому человеку из любой точки планеты легко и просто просматривать и искать произведения искусства, библиотечные и архивные материалы.
Решающую роль в эволюции музея играет аналитика данных. Цифровой отдел использует различные метрики для отслеживания прогресса и оценки эффективности внедрения технологий и инструментов анализа данных для лучшего понимания посетителей.
Великобритания
Виртуальные туры по увлекательным и тайным местам Лондона
Лондонский музей транспорта (London Transport museum).
Во время пандемии Лондонский музей транспорта разработал альтернативу своим самым продаваемым экскурсиям по столичной подземке, переместив их в интернет. И они продолжали пользоваться успехом! Тут важную роль сыграл не только формат, но и содержание, и дополнительные возможности. Музею удалось привлечь как прежних, так и новых посетителей, представив лондонские вокзалы и другие пространства с крайне ограниченным доступом, где раньше не было возможности проводить публичные экскурсии.
Экскурсии рассчитаны на индивидуальных посетителей и группы до 50 человек и проводятся в режиме одноразовой трансляции. Участники получают возможность узнать о конкретной станции или районе с помощью фотографий, видео и никогда ранее не виденных кадров из коллекции музея, а также рассказов эксперта‑экскурсовода о прошлом лондонского метро. Поскольку экскурсии проходят в прямом эфире, посетители могут задавать вопросы на специальной сессии вопросов и ответов. Билеты стоимостью 20 фунтов можно приобрести онлайн.
Туры из цикла «Скрытый Лондон» вошли в шорт‑лист премии Museums + HeritageAwards 2021 в категории «Лучшее использование цифровых технологий в Великобритании». Экскурсии до сих пор остаются популярными, и в какой‑то момент из‑за растущего спроса и высокого уровня бронирования музею даже пришлось организовывать дополнительные туры.
США
Игровой виртуальный опыт
Художественный музей Ньюарка (The Newark Museum of Art) . Ньюарк (штат Нью-Джерси).
Переключаясь на цифровые технологии в пандемию, сотрудники музея начали с лекционных презентаций и прямых онлайн‑событий в Zoom и Facebook. Но вскоре они придумали более игровой подход к привлечению аудитории. Музей разработал ряд партисипативных форматов. Например, Art Olympics — соревнование между музеями, управляемое аудиторией. Участники выбирают произведение искусства, лучше всего подходящее к заранее выбранной категории, и за одну минуту объясняют свой выбор. Битва карикатуристов — конкурс рисунков между тремя профессиональными карикатуристами, обыгрывающими тему «выбора», а Art Roast — название вечера скетч‑комедии, на котором комики представляют оригинальные шутки, основанные на коллекции музея.
И всё же самым увлекательным форматом оказался виртуальный опыт «Escape from the Ballantine House» («Побег из дома Баллентайн») — иммерсивной эскейп‑рум игры, проходящей в историческом крыле музея. В игре посетителям предлагается совместно взламывать коды, решать головоломки и находить подсказки, чтобы украсть рецепт эля Ballantine и сбежать из дома. В качестве платформы для игры был выбран Zoom, для поиска подсказок использовались смартфоны, а посетители объединялись в «комнатах для отдыха».
Целью создания игры было прежде всего создание весёлого и развлекательного контента. Образовательный аспект стоял на втором месте. Тем не менее, по мнению музея, игры имеют неявную и органично встроенную образовательную ценность — всё в них связано с историей этого места, можно виртуально исследовать его физические пространства, нажимать на предметы и мебель и получать новые знания в процессе игры.
Индия
Онлайн‑абонемент
Музей искусства и фотографии (Museum of Art & Photography) . Бангалор.
Один из крупнейших музейных проектов Индии — Музей искусства и фотографии, расположенный в городе Бангалор, — начал работу в 2021 году. Хотя пандемия отложила открытие здания музея, было принято решение открыть его виртуально. Задача первого цифрового музея состоит в том, чтобы взрастить художественное сообщество, создать экосистему поддержки и предоставить возможности обучения для всех. Это также позволило получить определённый доход благодаря специально созданному онлайн‑абонементу.
Цифровой абонемент включает в себя полный доступ ко всем онлайн‑выставкам, которые пополняются каждый месяц, приоритетный доступ к онлайн‑мероприятиям, полный доступ к онлайн‑коллекции с функцией поиска, неограниченный доступ к оригинальному курируемому контенту, такому как видеотека, неограниченное количество загрузок детских обучающих программ и других цифровых материалов. Кроме того, абонемент даёт скидку на все товары с брендом музея, а после открытия музея — привилегированный доступ в залы, на мероприятия и в кафе.
Музей предлагает бесплатный пробный абонемент на 90 дней для тех, кто заинтересовался контентом, но ещё сомневается.
США
Занятия по искусству онлайн
Фонд Барнса (The Barnes Foundation).
Фонд, содействующий художественному образованию, рассматривал возможность проведения онлайн‑занятий ещё до начала пандемии, но вирус послужил последним толчком, развеяв сомнения в рентабельности и уровне вовлечённости. Идея была воплощена в жизнь, и год спустя Фонд Барнса оказался лидером в области онлайн‑образования по истории искусства в США. Помимо огромного успеха и положительных отзывов студентов, виртуальные занятия принесли финансовый успех. Учреждение в три раза увеличило количество учащихся, что принесло беспрецедентный доход — около трети доходов от обучения взрослых за предыдущий год было достигнуто уже в течение первого месяца после перехода на занятия онлайн. В целом с момента запуска доход составил более 650 тысяч долларов США, что более чем в два раза превышает доход от очных занятий в 2019 году. Увеличение было достигнуто не только в доходах, но и в охвате аудитории — было набрано более 2800 студентов из 39 штатов и шести стран. Наряду со студентами Фонду Барнса удалось привлечь международных кураторов и искусствоведов.
Конечно, возникали различные технические проблемы и проблемы с подключением, но IT‑команда всегда была начеку и находила решения. Образовательная команда решила проявить гибкость в выборе платформы и следовала предпочтениям аудитории, используя YouTube, Microsoft Teams или Twitch. Чтобы обеспечить глубокое погружение в картины, использовалась Deep Zoom — технология Microsoft, позволяющая пользователям увеличивать изображения и перемещаться по ним с помощью курсора. Несмотря на то что музей снова открыт, Фонд Барнса продолжит предлагать виртуальный компонент в своей программе обучения взрослых.
Австралия
Обмен историями о лесных пожарах и пандемии
Национальный музей Австралии (National museum of Australia) . Канберра.
В 2020 году Австралия столкнулась не только с пандемией, но и с катастрофическими лесными пожарами. Национальный музей Австралии решил начать краудсорсинговую кампанию, чтобы зафиксировать эти драматические события, собрать личные истории австралийцев и заархивировать для будущих поколений пережитые изменения.
Музей пригласил всех, живущих в Австралии, поделиться своими личными историями о пандемии и лесных пожарах и создал специальный сайт под названием Momentous. Истории могут быть представлены в виде изображений, текстов, видео или аудио, а затем опубликованы анонимно. Проект начался с двух групп в Facebook, которые позволили музею оставаться на связи с аудиторией и предложили людям платформу для обмена опытом и общения друг с другом.
Для того чтобы привлечь участников, музей пригласил нескольких известных австралийцев выступить в роли ведущих и поделиться своими историями. Музей также собирает предметы, связанные с пандемией и пожарами, которые в дальнейшем будут выставлены рядом с некоторыми историями, рассказанными на сайте, и станут вкладом в будущие выставки.
Онлайн-коллекция национального музея Австралии привлекательна не только благодаря дизайну и удобному сайту, но и за счёт чуткости к посетителям.
Перевод с английского Ирины Дин.
На фото: Благодаря специально разработанным технологическим инструментам Музей искусств и фотографии в Бангалоре представляет своим посетителям холистический опыт.
Печатается по: Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 22 – 27.
См. также:
Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 28 – 31.
Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С. 6 – 9.
Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.
Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.
Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.
Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.
Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.
Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.
Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.
Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.
Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.
Барометр инноваций. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 28 – 31.
Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С. 6 – 9.
Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.
Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.
Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.
Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.
Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.
Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.
Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.
Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.
Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.