Статьи

«Cтоит снимать только о том, о чём хочется кричать»

2023-12-22 15:53
Жизнь современного мира невозможно представить без рекламы. Философ Маршал Маклюэн утверждал, что в#nbsp;идеале реклама нацелена на#nbsp;достижение запрограммированной гармонии между всеми человеческими импульсами, устремлениями и#nbsp;дерзаниями. С#nbsp;Михаилом Перловским#nbsp;— режиссёром клипов, рекламных роликов, короткометражных фильмов, корреспондентом журнала «Мир Музея» в#nbsp;2000‑е#nbsp;– 2010‑е годы#nbsp;— беседовал Алексей Ковалёв.
Михаил, каково сегодня быть режиссёром рекламы?

Михаил Перловский: Мой путь к#nbsp;режиссуре#nbsp;— от#nbsp;текстов. В#nbsp;2018#nbsp;году я#nbsp;выпустил книгу художественной прозы «Стеклобой» в#nbsp;соавторстве с#nbsp;Ольгой Паволгой. Сейчас я#nbsp;снимаю клипы, рекламу, короткие фильмы. Съёмка рекламы#nbsp;— особый жанр, где каждый кадр выверен до#nbsp;звона. В#nbsp;этом и#nbsp;свои радости, и#nbsp;свои ограничения. Мне кажется, быть режиссёром#nbsp;— так#nbsp;же, как поваром, электриком, рыбаком: время летит через всех нас. Не#nbsp;получится игнорировать то, что происходит, даже если ты#nbsp;чистишь картошку на#nbsp;кухне. Ты#nbsp;чистишь картошку так, как можно только в#nbsp;2023#nbsp;году.

О#nbsp;чём тебе хочется сни­мать кино? Надо#nbsp;ли в#nbsp;2023#nbsp;го­ду снимать его иначе?

Михаил Перловский: Кино стоит снимать только о#nbsp;том, о#nbsp;чём хочется кричать. Но#nbsp;снимать приходится не#nbsp;только искреннее. И#nbsp;количество компромиссов, как и#nbsp;всегда, как и#nbsp;везде, отражается прежде всего на#nbsp;том единственном инструменте, который нам дан,#nbsp;— на#nbsp;самом себе. 2023#nbsp;год#nbsp;— безвременье, наполненное событиями, почти ничего из#nbsp;выходящего на#nbsp;экран не#nbsp;выглядит высказыванием. Вероятно, нужна дистанция, чтобы появилось пространство, объём для художественных задач.

В#nbsp;чём миссия режиссёра? Что тебе хочется оставить после себя?

Михаил Перловский: Миссия есть у#nbsp;космонавтов. У#nbsp;режиссёра#nbsp;— внутренние задачи. Главная#nbsp;— донести себя в#nbsp;приличном состоянии до#nbsp;проекта, на#nbsp;котором случится магия, сойдутся звёз­ды и#nbsp;можно будет применить свой талант.

Кого ты#nbsp;считаешь своими учителями? Что из#nbsp;современного кино советуешь по­смот­реть?

Михаил Перловский: Мой мастер по#nbsp;режиссуре#nbsp;— Герман Петрович Сидаков. Учителей встречаю каждый день, можно учиться и#nbsp;у#nbsp;короткого ролика в#nbsp;интернете, и#nbsp;у#nbsp;Андрея Тарковского, Роберта Земекиса, Александра Сокурова. А#nbsp;посмотреть в#nbsp;первую очередь рекомендую документальные фильмы учеников Марины Разбежкиной.

Кино#nbsp;— это команда или здесь каждый за#nbsp;себя? Без кого, без каких специалистов кино невозможно?

Михаил Перловский: Кино#nbsp;— логистически сложный, выверенный процесс, из#nbsp;которого, тем не#nbsp;менее, можно легко выкинуть любого специалиста. Но#nbsp;тогда его функции придётся брать на#nbsp;себя кому‑то другому. Если есть задор#nbsp;— можно снять кино и#nbsp;одному, но#nbsp;за#nbsp;всех.

Можно#nbsp;— и#nbsp;нужно#nbsp;ли — рассказать о#nbsp;кино музейными средствами? Или оно самодостаточно?

Михаил Перловский:Мне кажется, современный музей может рассказать о#nbsp;любом живом явлении. А#nbsp;кино#nbsp;— самое живое, наглое, непокорное, что можно сейчас найти.
Печатается по: «Cтоит снимать только о#nbsp;том, о#nbsp;чём хочется кричать». Беседа Алексея Ковалёва с#nbsp;Михаилом Перловским // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;41.
На фото: (обложка): Кадр из промо‑ролика телеканала «МатчТВ».
См. также:
Лариса Плетникова. Кино-глаз#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;12. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;14.
Максим Гуреев. Хроника вечности#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;12. С.#nbsp;15#nbsp;–#nbsp;16.