Статьи

Нужны ли музеям социальные сети?

Представляем предварительные результаты проекта автономной некоммерческой организации «Мир Музея», посвящённого социальным медиа подмосковных музеев. В поле зрения исследователей попали публикации в социальных сетях этих музеев, размещённые в интернете с 1 по 31 мая 2024 года.
Анастасия Подорожная, Тихон Пищулин
Музеи в малых городах — центры притяжения, играющие основную роль в формировании культурного и социального облика населённых пунктов, в которых они находятся. Эти учреждения выходят далеко за рамки хранения экспонатов, превращаясь в многофункциональные пространства, где пересекаются история, искусство, образование и общественная жизнь. Они привлекают не только местных жителей, но и туристов, становятся катализаторами развития локальной экономики.

Проблема
Музеи организуют выставки, мастер‑классы, лекции и фестивали, объединяя людей разных возрастов и разных интересов. Благодаря своей уникальной роли хранителей местной идентичности и инноваторов культурной жизни, музеи в малых городах создают особую атмосферу, которая делает эти места привлекательными для жизни, работы и посещения.

Однако выход музеев малых городов в цифровое пространство затруднён, и вот по каким причинам.
Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют инвестировать в современное оборудование и программное обеспечение, необходимое для качественной оцифровки коллекций и создания виртуальных экспозиций.

Не хватает квалифицированных кадров, обладающих навыками работы в социальных сетях и знаниями в области онлайн‑маркетинга.

Слабое техническое оснащение и недостаточно развитая IT‑инфраструктура в малых городах затрудняет доступ к высокоскоростному интернету.

Отсутствие опыта в создании и продвижении цифрового контента делает эффективное представление музейных коллекций в онлайн‑формате почти невозможным.

Сохраняется консервативный подход к музейной работе и сопротивление изменениям со стороны части сотрудников, особенно старшего поколения.

Есть сложности в адаптации уникального локального контента к требованиям цифровых платформ без потери аутентичности и культурной значимости контента.

Наблюдается недостаточная поддержка со стороны местных властей в вопросах цифровизации культурных учреждений.

Существуют трудности в конкуренции за внимание онлайн‑аудитории с крупными федеральными музеями, обладающими большими ресурсами и известностью.

Ход исследования
Исследование представляет собой изучение специфического тематического контента, состоящего из публикаций в интернете, постов в сообществах и комментариев участников сетевых дискуссий.
Цель исследования — выявление основных статистических показателей музеев малых городов Московской области и основных информационных поводов, связанных с этими музеями в топ‑5 малых городов по количеству упоминаний. Проводилась оценка значимости информационных поводов в общем инфополе социальных сетей.

Ключевые задачи
Выявить общее количество упоминаний.
Проанализировать характер, количество и качество упоминаний.
Выявить наиболее эффективные каналы для коммуникации потенциальными посетителями музеев малых городов.

Отчёт включает статистические сведения по результатам мониторинга.
Исследование базируется на данных, собранных автоматизированной системой мониторинга и анализа социальных медиа и онлайн‑СМИ Brand Analytics (<brandanalytics.ru>).
Источниками мониторинга были социальные медиа, включая «ВКонтакте», X (Twitter),* Facebook,* LiveJournal, «Одноклассники», YouTube, Instagram,* а также форумы и сообщения онлайн‑СМИ (всего 70 тысяч СМИ).

Для сбора данных использовались определённые поисковые запросы, а также словоформы, имеющие отношение к упоминаниям музеев малых городов Московской области, а именно:
названия малых городов Московской области, а также прилагательные, связанные с данными городами (например: Истра, истринский, Можайск, можайский);
названия музеев, расположенных в малых городах Московской области.

Для реализации ключевых задач за исследуемый период в автоматическом режиме обработано свыше трёх миллиардов сообщений. Проверить индексацию источника можно по адресу: <https://brandanalytics.ru/statistics/>.

Результаты исследования
С 1 по 31 мая 2024 по теме «Музеи малых городов Московской области» было собрано 48 555 со­об­щений.

За девять месяцев 2024 года суммарно опубликовано около 379 900 сообщений. Количество сообщений колебалось от минимума 29 900 в январе 2024 го­да, до максимума 50 700 в июле 2024‑го (85 лет ВДНХ). Среднее арифметическое за девять месяцев составило 42 200 сообщений.

47 % сообщений за девять месяцев было опубликовано во «ВКонтакте», а 12 % — в «Одноклассниках». Таким образом, больше половины всего потока (59 %) публикуется в официальных российских социальных сетях, данные которых можно собирать через API.

В Яндекс.вордстат <wordstat.yandex.ru> за девять месяцев 2024 года наблюдалась следующая картина: минимальное количество запросов в феврале 2024 года, а максимальное количество запросов — в мае 2024 го­да (максимальный интерес к музеям в мае связан с «Ночью музеев», которая прошла 18 мая 2024 го­да). Число запросов из Москвы и Московской области составляет примерно 0,1 от потока запросов по РФ. Количество пользовательских запросов увеличивается спустя две‑четыре недели размещения информации в цифровом пространстве. Пользователь прочитал (увидел) информацию и хочет уточнить, дополнить уже полученные знания с помощью поисковых систем (сначала читает или слышит и только потом спрашивает).

Практические выводы исследования
Необходимо учитывать (вовремя размещать информацию в цифровом пространстве, в группах, на каналах, на сайтах) как собственные музейные события и мероприятия, так и всероссийские. Чтобы вся информация, которую разместил музей, успела проиндексироваться поисковиками, закладывайте на индексацию минимум две недели. Помните, что каждый источник индексируется со своей (отличной от других источников) скоростью.

При этом в онлайн‑СМИ опубликовано 8080 сообщений — это 16,6 % от всего массива, что означает, что редакторская повестка влияет на узнаваемость и посещаемость музеев, выделяя их среди других тем и привлекая внимание аудитории, что, в свою очередь, способствует увеличению интереса и потока посетителей в учреждения.

Следовательно, необходимо уделять внимание и размещению музейного контента в СМИ.

Топ–5 тематик по тональности
Массив сообщений по тематикам и тональности был разбит с помощью нейронной сети BrandGPT и уточнён экспертом с помощью программы python.

Модель BrandGPT обучена на собственных наборах данных, содержащих десятки миллионов сообщений, и способна на высокой скорости обрабатывать сообщения и метаданные. В процессе анализа данные не передаются сторонним сервисам. Вся обработка идёт внутри инфраструктуры системы Brand Analytics, на собственных серверах в ЦОД на территории РФ. Большинство сообщений (74,4 %) имеет нейтральную тональность и распределено по топ‑5 тематик следующим образом:

культура и мероприятия — 13 741 сообщение;
история — 4414 сообщений;
путешествия и туризм — 3929 сообщений;
дети и воспитание — 2148 сообщений;
искусство — 1595 сообщений.

При этом WOM (пользовательс­ких сообщений) — 401 нейтральное.

Пример нейтрального сообщения (по отношению к музею):
«На биостанции МГУ под Звенигородом как будто в книжку Стругацких попал. Место силы, в котором времени не существует. Просто пример. Заходим в здешнюю столовую — наудачу, потому что на биостанции сегодня никого нет, мы вообще одни. К тому же 16:00 — время обеда давно прошло. Нас четверо. Разумеется, никакого обеда не заказывали и не оплачивали. Но! — все повара на месте. Нам немедленно дают борщ, крабовый салат, котлету с макаронами и стакан компота. На вопрос, можно ли оплатить картой, строгий ответ: платить не надо. Столовая выглядит как соседний музей на фото. Очень интересный опыт, несколько потусторонний».

22,95 % сообщений имеют позитивную тональность (11 141 сообщение) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 5238 сообщений;
история — 1806 сообщений;
путешествия и туризм — 1319 сообщений;
искусство — 1181 сообщение;
дети и воспитание — 568 со­об­щений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 96 позитивных.

Пример позитивного сообщения (по отношению к музею):
«Здорово! Про Вербилки слышал, но не был, зато в Ликино‑Дулёво очень понравилось. Рекомендую и туда съездить. Там тоже большой магазин посуды и очень интересный музей. Кстати, завод в Горбуново Попов купил у бывшего комиссионера фарфоровой фабрики Гарднера Карла Яковлевича Мелли. Мелли же его и построил в 1804 году, а до этого занимался продажей готовой продукции Вербилок» (орфография автора сохранена. — Прим. ред.).

2,65 % сообщений имеют негативную тональность (1289 сообщений) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 324 со­об­щения;
история — 295 сообщений;
искусство — 99 сообщений;
путешествия и туризм — 95 сообщений;
политика — 76 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 31 негативное.

Пример негативного сообщения (по отношению к музею):
«Сегодня открылась ещё одна выставка, в Можайске. Она целиком посвящена лошади. Участвую тоже, с шестью скульптурами, хотя на открытие не смогла попасть, ибо две выставки одновременно. На двух конях не поскачешь».

Из приведённых примеров видно, что в сообщениях доминирует объектная тональность: при экспертной проверке необходимо учитывать тональность именно по отношению к объекту (музею). При этом тональность по отношению к другим объектам (городу, дороге в город и так далее) может быть иной. Например, музей может по­нра­вить­ся (позитив), а дорога к нему быть разбитой (негатив).

Вывод. При ведении музейной деятельности в цифровом пространстве тональность исследуется в режиме SML (social media listening), то есть «слушание», «отслеживание»; активная деятельность по контролю над тональностью не ведётся.

В топ–5 городов, музеи которых чаще всего упоминают пользователи, вошли:
Истра — 9,38 % сообщений от всего массива;
Кубинка — 6,52 % сообщений;
Солнечногорск — 6,04 % сообщений;
Звенигород — 5,96 % сообщений;
Руза — 5,58 % сообщений.

При этом в топ–5 гео в онлайн‑СМИ вошёл Можайск с такой темой: «200 лет со дня рождения А.С. Уварова и 100 лет со дня ухода из жизни П.С. Уваровой — выдающихся деятелей отечественной культуры и науки. В центре внимания выставочного проекта — деятельность трёх поколений знаменитого дворянского рода. В дворянском гнезде Уваровых под Можайском воспитывались высокообразованные патриоты России, создавались амбициозные научные проекты, собирались уникальные коллекции, составляющие в наше время основу собраний крупнейших музеев и библиотек».

Некоторые музеи, которые находятся в малых городах Московской области, упоминали в информационных сообщениях свои полные или краткие названия, но забывали об упоминании локации и, как следствие, не попали в рейтинг по городам. Всего таких сообщений 29,27 %. Это значит, почти треть музеев забывает о локации, остаётся без привязки!

Вывод. Упоминайте локацию в своих сообщениях.

Отсутствие информации о локации может негативно сказываться на посещаемости музеев и их узнаваемости. Возможные по­след­ствия:

потеря потенциальных посетителей: без указания локации люди, заинтересованные в посещении музея, могут не найти нужной информации и отказаться от визита;
снижение эффективности маркетинга: отсутствие привязки к конкретному месту затрудняет таргетирование рекламы и продвижение музея среди местных жителей и туристов;
искажение статистики: неполные данные о расположении музеев приводят к некорректному анализу культурной инфраструктуры региона и затрудняют принятие решений по развитию туризма;
упущенные возможности для сотрудничества: другие организации и учреждения могут не знать о существовании музея в их горо­де, что ограничивает возможности для партнёрства и совместных про­ектов.

Для повышения видимости в контексте упоминания локации (и увеличения количества просмотров соответственно) всем музеям малых городов без исключения можно сосредоточиться на развитии уникального опыта, который подчёркивает особенности, связанные с гео. Например, сфокусироваться на истории, связанной с экспонатами музея в привязке к гео, или организовывать квесты, которые приведут посетителей из центра города в музей, делая путешествие частью увлекательного приключения.

В 2024 году для повышения качества музейного контента и цифровой грамотности музеев АНО «Мир Музея» при поддержке Фонда поддержки культурных инициатив запустил бесплатный онлайн‑курс «Школа музейной журналистики».

С материалами школы можно ознакомиться в журнале «Мир Музея» [2], а также на платформе stepik.org.
https://stepik.org/course/209515/info
Малые города
Список малых городов был взят на основании данных Росстата. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Метод доступа: <https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282>.

Список музеев малых городов был сформирован экспертом с помощью по­ис­ко­вых запросов Яндекс и Google по ключевым словам «музей (гео)», «музейный (гео)», «достопримечательность (гео)», «экспозиция (гео)» и другим релевантным словам и словосочетаниям и уточнён по базе музеев малых городов России. Метод доступа: <www.culture.ru/museums/institutes/location-russia>). Полный список малых городов и музеев в цифровом пространстве можно посмотреть в файле по ссылке: <https://clck.ru/3DuEaE>

Обратите внимание: 21 музей из 89 не находится по запросу. Возможная причина: музей не проиндексирован поисковыми системами или не вёл группу или канал в социальной сети в мае 2024 года.

Вывод. Проверьте наличие странички своего музея на сайте культура.рф. Есть ли у вас рабочий сайт? Социальные сети? Подключены ли метрики? Пишете ли вы в сеть хотя бы раз в не­делю?
В идеале нужна полная и регулярно пополняемая база музеев малых городов.

Примечания:
* Запрещён в РФ.
[2] См.: Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49; а также работы слушателей Школы на с.46–48 этого номера журнала.
Основные термины, использованные в исследовании
Аудитория — количество потенциальных про­смо­тров сообщения. Размер аудитории позволяет оценить значимость сооб-
щения.
Индекс вовлечённости — сумма лайков, репостов, комментариев.
Индекс лояльности — отношение количества позитивных упоминаний объекта мониторинга к количеству негативных.
Социальные медиа («соц­медиа», «соц­сети») — интернет‑ресурсы, выстраивающие коммуникацию представителей сетевой аудитории друг с другом вокруг определённого контента (текст, видео, фото), создаваемого самими интернет‑пользователями. Примеры соцмедиа: «ВКонтакте», Instagram, «Живой журнал».
Тональность — эмоцио­наль­ная окраска сообщения по отношению к объекту мониторинга (позитив, негатив, нейтрально).
Топ — несколько верхних строчек медиарейтинга.

На илл.: Топ–5 городов по количеству упоминаний.
Печатается по: Подорожная А., Пищулин Т. Нужны ли музеям социальные сети? // Мир Музея. 2024. №11. С.50–53.
См. также: Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49.
Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. №2. С.5.