Представляем предварительные результаты проекта автономной некоммерческой организации «Мир Музея», посвящённого социальным медиа подмосковных музеев. В поле зрения исследователей попали публикации в социальных сетях этих музеев, размещённые в интернете с 1 по 31 мая 2024 года.
Анастасия Подорожная, Тихон Пищулин
Музеи в малых городах — центры притяжения, играющие основную роль в формировании культурного и социального облика населённых пунктов, в которых они находятся. Эти учреждения выходят далеко за рамки хранения экспонатов, превращаясь в многофункциональные пространства, где пересекаются история, искусство, образование и общественная жизнь. Они привлекают не только местных жителей, но и туристов, становятся катализаторами развития локальной экономики.
Проблема
Музеи организуют выставки, мастер‑классы, лекции и фестивали, объединяя людей разных возрастов и разных интересов. Благодаря своей уникальной роли хранителей местной идентичности и инноваторов культурной жизни, музеи в малых городах создают особую атмосферу, которая делает эти места привлекательными для жизни, работы и посещения.
Однако выход музеев малых городов в цифровое пространство затруднён, и вот по каким причинам.
Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют инвестировать в современное оборудование и программное обеспечение, необходимое для качественной оцифровки коллекций и создания виртуальных экспозиций.
Не хватает квалифицированных кадров, обладающих навыками работы в социальных сетях и знаниями в области онлайн‑маркетинга.
Слабое техническое оснащение и недостаточно развитая IT‑инфраструктура в малых городах затрудняет доступ к высокоскоростному интернету.
Отсутствие опыта в создании и продвижении цифрового контента делает эффективное представление музейных коллекций в онлайн‑формате почти невозможным.
Сохраняется консервативный подход к музейной работе и сопротивление изменениям со стороны части сотрудников, особенно старшего поколения.
Есть сложности в адаптации уникального локального контента к требованиям цифровых платформ без потери аутентичности и культурной значимости контента.
Наблюдается недостаточная поддержка со стороны местных властей в вопросах цифровизации культурных учреждений.
Существуют трудности в конкуренции за внимание онлайн‑аудитории с крупными федеральными музеями, обладающими большими ресурсами и известностью.
Ход исследования
Исследование представляет собой изучение специфического тематического контента, состоящего из публикаций в интернете, постов в сообществах и комментариев участников сетевых дискуссий.
Цель исследования — выявление основных статистических показателей музеев малых городов Московской области и основных информационных поводов, связанных с этими музеями в топ‑5 малых городов по количеству упоминаний. Проводилась оценка значимости информационных поводов в общем инфополе социальных сетей.
Ключевые задачи
Выявить общее количество упоминаний.
Проанализировать характер, количество и качество упоминаний.
Выявить наиболее эффективные каналы для коммуникации потенциальными посетителями музеев малых городов.
Отчёт включает статистические сведения по результатам мониторинга.
Исследование базируется на данных, собранных автоматизированной системой мониторинга и анализа социальных медиа и онлайн‑СМИ Brand Analytics (<brandanalytics.ru>).
Источниками мониторинга были социальные медиа, включая «ВКонтакте», X (Twitter),* Facebook,* LiveJournal, «Одноклассники», YouTube, Instagram,* а также форумы и сообщения онлайн‑СМИ (всего 70 тысяч СМИ).
Для сбора данных использовались определённые поисковые запросы, а также словоформы, имеющие отношение к упоминаниям музеев малых городов Московской области, а именно:
названия малых городов Московской области, а также прилагательные, связанные с данными городами (например: Истра, истринский, Можайск, можайский);
названия музеев, расположенных в малых городах Московской области.
Для реализации ключевых задач за исследуемый период в автоматическом режиме обработано свыше трёх миллиардов сообщений. Проверить индексацию источника можно по адресу: <https://brandanalytics.ru/statistics/>.
Результаты исследования
С 1 по 31 мая 2024 по теме «Музеи малых городов Московской области» было собрано 48 555 сообщений.
За девять месяцев 2024 года суммарно опубликовано около 379 900 сообщений. Количество сообщений колебалось от минимума 29 900 в январе 2024 года, до максимума 50 700 в июле 2024‑го (85 лет ВДНХ). Среднее арифметическое за девять месяцев составило 42 200 сообщений.
47 % сообщений за девять месяцев было опубликовано во «ВКонтакте», а 12 % — в «Одноклассниках». Таким образом, больше половины всего потока (59 %) публикуется в официальных российских социальных сетях, данные которых можно собирать через API.
В Яндекс.вордстат <wordstat.yandex.ru> за девять месяцев 2024 года наблюдалась следующая картина: минимальное количество запросов в феврале 2024 года, а максимальное количество запросов — в мае 2024 года (максимальный интерес к музеям в мае связан с «Ночью музеев», которая прошла 18 мая 2024 года). Число запросов из Москвы и Московской области составляет примерно 0,1 от потока запросов по РФ. Количество пользовательских запросов увеличивается спустя две‑четыре недели размещения информации в цифровом пространстве. Пользователь прочитал (увидел) информацию и хочет уточнить, дополнить уже полученные знания с помощью поисковых систем (сначала читает или слышит и только потом спрашивает).
Практические выводы исследования
Необходимо учитывать (вовремя размещать информацию в цифровом пространстве, в группах, на каналах, на сайтах) как собственные музейные события и мероприятия, так и всероссийские. Чтобы вся информация, которую разместил музей, успела проиндексироваться поисковиками, закладывайте на индексацию минимум две недели. Помните, что каждый источник индексируется со своей (отличной от других источников) скоростью.
При этом в онлайн‑СМИ опубликовано 8080 сообщений — это 16,6 % от всего массива, что означает, что редакторская повестка влияет на узнаваемость и посещаемость музеев, выделяя их среди других тем и привлекая внимание аудитории, что, в свою очередь, способствует увеличению интереса и потока посетителей в учреждения.
Следовательно, необходимо уделять внимание и размещению музейного контента в СМИ.
Топ–5 тематик по тональности
Массив сообщений по тематикам и тональности был разбит с помощью нейронной сети BrandGPT и уточнён экспертом с помощью программы python.
Модель BrandGPT обучена на собственных наборах данных, содержащих десятки миллионов сообщений, и способна на высокой скорости обрабатывать сообщения и метаданные. В процессе анализа данные не передаются сторонним сервисам. Вся обработка идёт внутри инфраструктуры системы Brand Analytics, на собственных серверах в ЦОД на территории РФ. Большинство сообщений (74,4 %) имеет нейтральную тональность и распределено по топ‑5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 13 741 сообщение;
история — 4414 сообщений;
путешествия и туризм — 3929 сообщений;
дети и воспитание — 2148 сообщений;
искусство — 1595 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 401 нейтральное.
Пример нейтрального сообщения (по отношению к музею):
«На биостанции МГУ под Звенигородом как будто в книжку Стругацких попал. Место силы, в котором времени не существует. Просто пример. Заходим в здешнюю столовую — наудачу, потому что на биостанции сегодня никого нет, мы вообще одни. К тому же 16:00 — время обеда давно прошло. Нас четверо. Разумеется, никакого обеда не заказывали и не оплачивали. Но! — все повара на месте. Нам немедленно дают борщ, крабовый салат, котлету с макаронами и стакан компота. На вопрос, можно ли оплатить картой, строгий ответ: платить не надо. Столовая выглядит как соседний музей на фото. Очень интересный опыт, несколько потусторонний».
22,95 % сообщений имеют позитивную тональность (11 141 сообщение) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 5238 сообщений;
история — 1806 сообщений;
путешествия и туризм — 1319 сообщений;
искусство — 1181 сообщение;
дети и воспитание — 568 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 96 позитивных.
Пример позитивного сообщения (по отношению к музею):
«Здорово! Про Вербилки слышал, но не был, зато в Ликино‑Дулёво очень понравилось. Рекомендую и туда съездить. Там тоже большой магазин посуды и очень интересный музей. Кстати, завод в Горбуново Попов купил у бывшего комиссионера фарфоровой фабрики Гарднера Карла Яковлевича Мелли. Мелли же его и построил в 1804 году, а до этого занимался продажей готовой продукции Вербилок» (орфография автора сохранена. — Прим. ред.).
2,65 % сообщений имеют негативную тональность (1289 сообщений) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 324 сообщения;
история — 295 сообщений;
искусство — 99 сообщений;
путешествия и туризм — 95 сообщений;
политика — 76 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 31 негативное.
Пример негативного сообщения (по отношению к музею):
«Сегодня открылась ещё одна выставка, в Можайске. Она целиком посвящена лошади. Участвую тоже, с шестью скульптурами, хотя на открытие не смогла попасть, ибо две выставки одновременно. На двух конях не поскачешь».
Из приведённых примеров видно, что в сообщениях доминирует объектная тональность: при экспертной проверке необходимо учитывать тональность именно по отношению к объекту (музею). При этом тональность по отношению к другим объектам (городу, дороге в город и так далее) может быть иной. Например, музей может понравиться (позитив), а дорога к нему быть разбитой (негатив).
Вывод. При ведении музейной деятельности в цифровом пространстве тональность исследуется в режиме SML (social media listening), то есть «слушание», «отслеживание»; активная деятельность по контролю над тональностью не ведётся.
В топ–5 городов, музеи которых чаще всего упоминают пользователи, вошли:
Истра — 9,38 % сообщений от всего массива;
Кубинка — 6,52 % сообщений;
Солнечногорск — 6,04 % сообщений;
Звенигород — 5,96 % сообщений;
Руза — 5,58 % сообщений.
При этом в топ–5 гео в онлайн‑СМИ вошёл Можайск с такой темой: «200 лет со дня рождения А.С. Уварова и 100 лет со дня ухода из жизни П.С. Уваровой — выдающихся деятелей отечественной культуры и науки. В центре внимания выставочного проекта — деятельность трёх поколений знаменитого дворянского рода. В дворянском гнезде Уваровых под Можайском воспитывались высокообразованные патриоты России, создавались амбициозные научные проекты, собирались уникальные коллекции, составляющие в наше время основу собраний крупнейших музеев и библиотек».
Некоторые музеи, которые находятся в малых городах Московской области, упоминали в информационных сообщениях свои полные или краткие названия, но забывали об упоминании локации и, как следствие, не попали в рейтинг по городам. Всего таких сообщений 29,27 %. Это значит, почти треть музеев забывает о локации, остаётся без привязки!
Вывод. Упоминайте локацию в своих сообщениях.
Отсутствие информации о локации может негативно сказываться на посещаемости музеев и их узнаваемости. Возможные последствия:
потеря потенциальных посетителей: без указания локации люди, заинтересованные в посещении музея, могут не найти нужной информации и отказаться от визита;
снижение эффективности маркетинга: отсутствие привязки к конкретному месту затрудняет таргетирование рекламы и продвижение музея среди местных жителей и туристов;
искажение статистики: неполные данные о расположении музеев приводят к некорректному анализу культурной инфраструктуры региона и затрудняют принятие решений по развитию туризма;
упущенные возможности для сотрудничества: другие организации и учреждения могут не знать о существовании музея в их городе, что ограничивает возможности для партнёрства и совместных проектов.
Для повышения видимости в контексте упоминания локации (и увеличения количества просмотров соответственно) всем музеям малых городов без исключения можно сосредоточиться на развитии уникального опыта, который подчёркивает особенности, связанные с гео. Например, сфокусироваться на истории, связанной с экспонатами музея в привязке к гео, или организовывать квесты, которые приведут посетителей из центра города в музей, делая путешествие частью увлекательного приключения.
В 2024 году для повышения качества музейного контента и цифровой грамотности музеев АНО «Мир Музея» при поддержке Фонда поддержки культурных инициатив запустил бесплатный онлайн‑курс «Школа музейной журналистики».
С материалами школы можно ознакомиться в журнале «Мир Музея» [2], а также на платформе stepik.org.
https://stepik.org/course/209515/info
Проблема
Музеи организуют выставки, мастер‑классы, лекции и фестивали, объединяя людей разных возрастов и разных интересов. Благодаря своей уникальной роли хранителей местной идентичности и инноваторов культурной жизни, музеи в малых городах создают особую атмосферу, которая делает эти места привлекательными для жизни, работы и посещения.
Однако выход музеев малых городов в цифровое пространство затруднён, и вот по каким причинам.
Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют инвестировать в современное оборудование и программное обеспечение, необходимое для качественной оцифровки коллекций и создания виртуальных экспозиций.
Не хватает квалифицированных кадров, обладающих навыками работы в социальных сетях и знаниями в области онлайн‑маркетинга.
Слабое техническое оснащение и недостаточно развитая IT‑инфраструктура в малых городах затрудняет доступ к высокоскоростному интернету.
Отсутствие опыта в создании и продвижении цифрового контента делает эффективное представление музейных коллекций в онлайн‑формате почти невозможным.
Сохраняется консервативный подход к музейной работе и сопротивление изменениям со стороны части сотрудников, особенно старшего поколения.
Есть сложности в адаптации уникального локального контента к требованиям цифровых платформ без потери аутентичности и культурной значимости контента.
Наблюдается недостаточная поддержка со стороны местных властей в вопросах цифровизации культурных учреждений.
Существуют трудности в конкуренции за внимание онлайн‑аудитории с крупными федеральными музеями, обладающими большими ресурсами и известностью.
Ход исследования
Исследование представляет собой изучение специфического тематического контента, состоящего из публикаций в интернете, постов в сообществах и комментариев участников сетевых дискуссий.
Цель исследования — выявление основных статистических показателей музеев малых городов Московской области и основных информационных поводов, связанных с этими музеями в топ‑5 малых городов по количеству упоминаний. Проводилась оценка значимости информационных поводов в общем инфополе социальных сетей.
Ключевые задачи
Выявить общее количество упоминаний.
Проанализировать характер, количество и качество упоминаний.
Выявить наиболее эффективные каналы для коммуникации потенциальными посетителями музеев малых городов.
Отчёт включает статистические сведения по результатам мониторинга.
Исследование базируется на данных, собранных автоматизированной системой мониторинга и анализа социальных медиа и онлайн‑СМИ Brand Analytics (<brandanalytics.ru>).
Источниками мониторинга были социальные медиа, включая «ВКонтакте», X (Twitter),* Facebook,* LiveJournal, «Одноклассники», YouTube, Instagram,* а также форумы и сообщения онлайн‑СМИ (всего 70 тысяч СМИ).
Для сбора данных использовались определённые поисковые запросы, а также словоформы, имеющие отношение к упоминаниям музеев малых городов Московской области, а именно:
названия малых городов Московской области, а также прилагательные, связанные с данными городами (например: Истра, истринский, Можайск, можайский);
названия музеев, расположенных в малых городах Московской области.
Для реализации ключевых задач за исследуемый период в автоматическом режиме обработано свыше трёх миллиардов сообщений. Проверить индексацию источника можно по адресу: <https://brandanalytics.ru/statistics/>.
Результаты исследования
С 1 по 31 мая 2024 по теме «Музеи малых городов Московской области» было собрано 48 555 сообщений.
За девять месяцев 2024 года суммарно опубликовано около 379 900 сообщений. Количество сообщений колебалось от минимума 29 900 в январе 2024 года, до максимума 50 700 в июле 2024‑го (85 лет ВДНХ). Среднее арифметическое за девять месяцев составило 42 200 сообщений.
47 % сообщений за девять месяцев было опубликовано во «ВКонтакте», а 12 % — в «Одноклассниках». Таким образом, больше половины всего потока (59 %) публикуется в официальных российских социальных сетях, данные которых можно собирать через API.
В Яндекс.вордстат <wordstat.yandex.ru> за девять месяцев 2024 года наблюдалась следующая картина: минимальное количество запросов в феврале 2024 года, а максимальное количество запросов — в мае 2024 года (максимальный интерес к музеям в мае связан с «Ночью музеев», которая прошла 18 мая 2024 года). Число запросов из Москвы и Московской области составляет примерно 0,1 от потока запросов по РФ. Количество пользовательских запросов увеличивается спустя две‑четыре недели размещения информации в цифровом пространстве. Пользователь прочитал (увидел) информацию и хочет уточнить, дополнить уже полученные знания с помощью поисковых систем (сначала читает или слышит и только потом спрашивает).
Практические выводы исследования
Необходимо учитывать (вовремя размещать информацию в цифровом пространстве, в группах, на каналах, на сайтах) как собственные музейные события и мероприятия, так и всероссийские. Чтобы вся информация, которую разместил музей, успела проиндексироваться поисковиками, закладывайте на индексацию минимум две недели. Помните, что каждый источник индексируется со своей (отличной от других источников) скоростью.
При этом в онлайн‑СМИ опубликовано 8080 сообщений — это 16,6 % от всего массива, что означает, что редакторская повестка влияет на узнаваемость и посещаемость музеев, выделяя их среди других тем и привлекая внимание аудитории, что, в свою очередь, способствует увеличению интереса и потока посетителей в учреждения.
Следовательно, необходимо уделять внимание и размещению музейного контента в СМИ.
Топ–5 тематик по тональности
Массив сообщений по тематикам и тональности был разбит с помощью нейронной сети BrandGPT и уточнён экспертом с помощью программы python.
Модель BrandGPT обучена на собственных наборах данных, содержащих десятки миллионов сообщений, и способна на высокой скорости обрабатывать сообщения и метаданные. В процессе анализа данные не передаются сторонним сервисам. Вся обработка идёт внутри инфраструктуры системы Brand Analytics, на собственных серверах в ЦОД на территории РФ. Большинство сообщений (74,4 %) имеет нейтральную тональность и распределено по топ‑5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 13 741 сообщение;
история — 4414 сообщений;
путешествия и туризм — 3929 сообщений;
дети и воспитание — 2148 сообщений;
искусство — 1595 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 401 нейтральное.
Пример нейтрального сообщения (по отношению к музею):
«На биостанции МГУ под Звенигородом как будто в книжку Стругацких попал. Место силы, в котором времени не существует. Просто пример. Заходим в здешнюю столовую — наудачу, потому что на биостанции сегодня никого нет, мы вообще одни. К тому же 16:00 — время обеда давно прошло. Нас четверо. Разумеется, никакого обеда не заказывали и не оплачивали. Но! — все повара на месте. Нам немедленно дают борщ, крабовый салат, котлету с макаронами и стакан компота. На вопрос, можно ли оплатить картой, строгий ответ: платить не надо. Столовая выглядит как соседний музей на фото. Очень интересный опыт, несколько потусторонний».
22,95 % сообщений имеют позитивную тональность (11 141 сообщение) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 5238 сообщений;
история — 1806 сообщений;
путешествия и туризм — 1319 сообщений;
искусство — 1181 сообщение;
дети и воспитание — 568 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 96 позитивных.
Пример позитивного сообщения (по отношению к музею):
«Здорово! Про Вербилки слышал, но не был, зато в Ликино‑Дулёво очень понравилось. Рекомендую и туда съездить. Там тоже большой магазин посуды и очень интересный музей. Кстати, завод в Горбуново Попов купил у бывшего комиссионера фарфоровой фабрики Гарднера Карла Яковлевича Мелли. Мелли же его и построил в 1804 году, а до этого занимался продажей готовой продукции Вербилок» (орфография автора сохранена. — Прим. ред.).
2,65 % сообщений имеют негативную тональность (1289 сообщений) и распределились по топ–5 тематик следующим образом:
культура и мероприятия — 324 сообщения;
история — 295 сообщений;
искусство — 99 сообщений;
путешествия и туризм — 95 сообщений;
политика — 76 сообщений.
При этом WOM (пользовательских сообщений) — 31 негативное.
Пример негативного сообщения (по отношению к музею):
«Сегодня открылась ещё одна выставка, в Можайске. Она целиком посвящена лошади. Участвую тоже, с шестью скульптурами, хотя на открытие не смогла попасть, ибо две выставки одновременно. На двух конях не поскачешь».
Из приведённых примеров видно, что в сообщениях доминирует объектная тональность: при экспертной проверке необходимо учитывать тональность именно по отношению к объекту (музею). При этом тональность по отношению к другим объектам (городу, дороге в город и так далее) может быть иной. Например, музей может понравиться (позитив), а дорога к нему быть разбитой (негатив).
Вывод. При ведении музейной деятельности в цифровом пространстве тональность исследуется в режиме SML (social media listening), то есть «слушание», «отслеживание»; активная деятельность по контролю над тональностью не ведётся.
В топ–5 городов, музеи которых чаще всего упоминают пользователи, вошли:
Истра — 9,38 % сообщений от всего массива;
Кубинка — 6,52 % сообщений;
Солнечногорск — 6,04 % сообщений;
Звенигород — 5,96 % сообщений;
Руза — 5,58 % сообщений.
При этом в топ–5 гео в онлайн‑СМИ вошёл Можайск с такой темой: «200 лет со дня рождения А.С. Уварова и 100 лет со дня ухода из жизни П.С. Уваровой — выдающихся деятелей отечественной культуры и науки. В центре внимания выставочного проекта — деятельность трёх поколений знаменитого дворянского рода. В дворянском гнезде Уваровых под Можайском воспитывались высокообразованные патриоты России, создавались амбициозные научные проекты, собирались уникальные коллекции, составляющие в наше время основу собраний крупнейших музеев и библиотек».
Некоторые музеи, которые находятся в малых городах Московской области, упоминали в информационных сообщениях свои полные или краткие названия, но забывали об упоминании локации и, как следствие, не попали в рейтинг по городам. Всего таких сообщений 29,27 %. Это значит, почти треть музеев забывает о локации, остаётся без привязки!
Вывод. Упоминайте локацию в своих сообщениях.
Отсутствие информации о локации может негативно сказываться на посещаемости музеев и их узнаваемости. Возможные последствия:
потеря потенциальных посетителей: без указания локации люди, заинтересованные в посещении музея, могут не найти нужной информации и отказаться от визита;
снижение эффективности маркетинга: отсутствие привязки к конкретному месту затрудняет таргетирование рекламы и продвижение музея среди местных жителей и туристов;
искажение статистики: неполные данные о расположении музеев приводят к некорректному анализу культурной инфраструктуры региона и затрудняют принятие решений по развитию туризма;
упущенные возможности для сотрудничества: другие организации и учреждения могут не знать о существовании музея в их городе, что ограничивает возможности для партнёрства и совместных проектов.
Для повышения видимости в контексте упоминания локации (и увеличения количества просмотров соответственно) всем музеям малых городов без исключения можно сосредоточиться на развитии уникального опыта, который подчёркивает особенности, связанные с гео. Например, сфокусироваться на истории, связанной с экспонатами музея в привязке к гео, или организовывать квесты, которые приведут посетителей из центра города в музей, делая путешествие частью увлекательного приключения.
В 2024 году для повышения качества музейного контента и цифровой грамотности музеев АНО «Мир Музея» при поддержке Фонда поддержки культурных инициатив запустил бесплатный онлайн‑курс «Школа музейной журналистики».
С материалами школы можно ознакомиться в журнале «Мир Музея» [2], а также на платформе stepik.org.
https://stepik.org/course/209515/info
Малые города
Список малых городов был взят на основании данных Росстата. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Метод доступа: <https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282>.
Список музеев малых городов был сформирован экспертом с помощью поисковых запросов Яндекс и Google по ключевым словам «музей (гео)», «музейный (гео)», «достопримечательность (гео)», «экспозиция (гео)» и другим релевантным словам и словосочетаниям и уточнён по базе музеев малых городов России. Метод доступа: <www.culture.ru/museums/institutes/location-russia>). Полный список малых городов и музеев в цифровом пространстве можно посмотреть в файле по ссылке: <https://clck.ru/3DuEaE>
Обратите внимание: 21 музей из 89 не находится по запросу. Возможная причина: музей не проиндексирован поисковыми системами или не вёл группу или канал в социальной сети в мае 2024 года.
Вывод. Проверьте наличие странички своего музея на сайте культура.рф. Есть ли у вас рабочий сайт? Социальные сети? Подключены ли метрики? Пишете ли вы в сеть хотя бы раз в неделю?
В идеале нужна полная и регулярно пополняемая база музеев малых городов.
Примечания:
* Запрещён в РФ.
[2] См.: Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49; а также работы слушателей Школы на с.46–48 этого номера журнала.
Список малых городов был взят на основании данных Росстата. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Метод доступа: <https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282>.
Список музеев малых городов был сформирован экспертом с помощью поисковых запросов Яндекс и Google по ключевым словам «музей (гео)», «музейный (гео)», «достопримечательность (гео)», «экспозиция (гео)» и другим релевантным словам и словосочетаниям и уточнён по базе музеев малых городов России. Метод доступа: <www.culture.ru/museums/institutes/location-russia>). Полный список малых городов и музеев в цифровом пространстве можно посмотреть в файле по ссылке: <https://clck.ru/3DuEaE>
Обратите внимание: 21 музей из 89 не находится по запросу. Возможная причина: музей не проиндексирован поисковыми системами или не вёл группу или канал в социальной сети в мае 2024 года.
Вывод. Проверьте наличие странички своего музея на сайте культура.рф. Есть ли у вас рабочий сайт? Социальные сети? Подключены ли метрики? Пишете ли вы в сеть хотя бы раз в неделю?
В идеале нужна полная и регулярно пополняемая база музеев малых городов.
Примечания:
* Запрещён в РФ.
[2] См.: Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49; а также работы слушателей Школы на с.46–48 этого номера журнала.
Основные термины, использованные в исследовании
Аудитория — количество потенциальных просмотров сообщения. Размер аудитории позволяет оценить значимость сооб-
щения.
Индекс вовлечённости — сумма лайков, репостов, комментариев.
Индекс лояльности — отношение количества позитивных упоминаний объекта мониторинга к количеству негативных.
Социальные медиа («соцмедиа», «соцсети») — интернет‑ресурсы, выстраивающие коммуникацию представителей сетевой аудитории друг с другом вокруг определённого контента (текст, видео, фото), создаваемого самими интернет‑пользователями. Примеры соцмедиа: «ВКонтакте», Instagram, «Живой журнал».
Тональность — эмоциональная окраска сообщения по отношению к объекту мониторинга (позитив, негатив, нейтрально).
Топ — несколько верхних строчек медиарейтинга.
На илл.: Топ–5 городов по количеству упоминаний.
Аудитория — количество потенциальных просмотров сообщения. Размер аудитории позволяет оценить значимость сооб-
щения.
Индекс вовлечённости — сумма лайков, репостов, комментариев.
Индекс лояльности — отношение количества позитивных упоминаний объекта мониторинга к количеству негативных.
Социальные медиа («соцмедиа», «соцсети») — интернет‑ресурсы, выстраивающие коммуникацию представителей сетевой аудитории друг с другом вокруг определённого контента (текст, видео, фото), создаваемого самими интернет‑пользователями. Примеры соцмедиа: «ВКонтакте», Instagram, «Живой журнал».
Тональность — эмоциональная окраска сообщения по отношению к объекту мониторинга (позитив, негатив, нейтрально).
Топ — несколько верхних строчек медиарейтинга.
На илл.: Топ–5 городов по количеству упоминаний.
Печатается по: Подорожная А., Пищулин Т. Нужны ли музеям социальные сети? // Мир Музея. 2024. №11. С.50–53.
См. также: Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49.
Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. №2. С.5.
Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. №2. С.5.