Наука без религии — небо без солнца.
А наука, облачённая светом, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Святитель Лука (Войно‑Ясенецкий)
А наука, облачённая светом, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Святитель Лука (Войно‑Ясенецкий)
Довольно банальное противопоставление веры и науки — идейное наследие Нового времени. Ведь на протяжении тысячелетий главными исследователями, авторами системы мира, были именно люди веры. Каноник Николай Коперник (1473 – 1543) совмещал астрономические наблюдения с управлением Вармийской епархией; Исаак Ньютон (1642 – 1727), творец модели мира, которой наука в известной степени придерживается до сих пор, был не только великим учёным, но и оригинальным богословом: объединяя обе сферы своих интересов, он называл пространство «чувствилищем Бога». Великий математик Рене Декарт (1596 – 1650) — автор одного из изящных философских доказательств бытия Божия. Создатель генетики Грегор Мендель (1822 – 1884) — монах. Автор квантовой теории физик Макс Планк (1858 – 1947) — церковный староста. Этот список можно удвоить, утроить... Что за имена, какие впечатляющие святцы интеллекта и проницательности!
Вообще‑то, перечисленные люди составляют элиту науки. Это возвращает нас к чудесной формуле Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1627): «Малое знание удаляет от Бога, а великое — возвращает к Нему».
Чего ищет наука? — понимания мира и его законов. Чего ищет вера? — утешения, смысла жизни, связи с высшими силами, управляющими всем вокруг. В чём же противоречие? Никто не мешает учёному молиться; никто не мешает христианину трудиться в научной лаборатории.
Или всё‑таки противоречие есть — и, заглянув в окуляр микроскопа, человек разочарованно вздыхает: нет там ни души, ни Бога, одни кровяные тельца и мышиная возня элементов?..
«Есть только три разряда людей, — писал гениальный математик и мыслитель Блез Паскаль (1623 – 1662), — одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
В итоге, каждый сам решает для себя, какого просвещения больше жаждет его сердце: того, что расширяет горизонты знания, или того, что приводит на Небо.
Вообще‑то, перечисленные люди составляют элиту науки. Это возвращает нас к чудесной формуле Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1627): «Малое знание удаляет от Бога, а великое — возвращает к Нему».
Чего ищет наука? — понимания мира и его законов. Чего ищет вера? — утешения, смысла жизни, связи с высшими силами, управляющими всем вокруг. В чём же противоречие? Никто не мешает учёному молиться; никто не мешает христианину трудиться в научной лаборатории.
Или всё‑таки противоречие есть — и, заглянув в окуляр микроскопа, человек разочарованно вздыхает: нет там ни души, ни Бога, одни кровяные тельца и мышиная возня элементов?..
«Есть только три разряда людей, — писал гениальный математик и мыслитель Блез Паскаль (1623 – 1662), — одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
В итоге, каждый сам решает для себя, какого просвещения больше жаждет его сердце: того, что расширяет горизонты знания, или того, что приводит на Небо.
Печатается по: Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. № 2. С. 5.
См. также:
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. № 2. С. 54 – 55.
Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. № 2. С. 54 – 55.
Пищулин А. Многоцветье мира // Мир Музея. 2023. № 7. С. 8.