Наш разговор с писателем, переводчиком, антропологом, основателем Института путешествий Игорем Сидом произошёл во время удивительных событий всфере российских связей сафриканскими странами. Недавно прошла парламентская конференция «Россия— Африка», вРоссию приезжают государственные деятели, организуют курсы изучения африканских языков; прошла новость, что в российских школах будут изучать суахили и амхарский... Об этом иодругих аспектах российско‑африканских отношений cИгорем Сидом беседовала Валерия Ахметьева.
Игорь Сид: Первые наши контакты с африканцами теряются в тумане времён. Афанасий Никитин в своём знаменитом коммерческом трипе посетил побережье Африканского Рога — пять с половиной столетий назад. Есть, в частности, предположение, что 400 лет назад в свите Марины Мнишек, приехавшей в Россию, был арапчонок — а «арапами» у нас, как известно, называли уроженцев солнечного континента. И мы точно знаем, что африканцем был прадедушка «нашего всего». Долго считалось, что Абрам Ганнибал родом из Абиссинии — древней и нынешней Эфиопии, — однако бенинский исследователь Дьёдонне Гнамманку в середине 1990-х доказал, что тот был похищен в детстве работорговцами на территории нынешнего Камеруна. На камерунской стороне озера Чад находятся города, упомянутые в краткой автобиографии Ганнибала. Бенинец не стал доказывать, что великий человек родом из его собственной страны: версия убедительна как минимум научной беспристрастностью...
Ближе к нашим временам, в последней трети XIX века с Африкой взаимодействовали различные наши авантюристы — опять же, через Абиссинию. Тема эта сейчас набирает популярность. В том числе в рамках нашего цикла вечеров «Африканская библиотека» говорилось о пассионарных россиянах, которые уже тогда начинали изучать Африку. Даже казак Ашинов создал первый русско‑амхарский словарик. А главное — они подставляли плечо местным правителям, помогали в сопротивлении колонизации, как консультанты, военные наставники, эксперты-географы.
В XX веке развитие отношений пошло по экспоненте. Октябрьская революция пробудила такие тектонические процессы, что пошли трещины по всей старой системе мироустройства. Лопались каркасы колониальных империй. Можно спорить, были ли мы правы в 1917 году с этим историческим экспериментом, но многие смотрели на нас с надеждой. Как бы трудно у нас ни шло или криво — позитивные наши достижения можно было полезным образом применить в Африке.
И уже в 1950-е годы всё это стало срабатывать. 1960‑й — «Год Африки» — считается ключевым, поскольку в этом году объявило о независимости самое большое число африканских стран, распрямлявших плечи.
- Чем объяснить дружбу, действительно существовавшую между советскими людьми и африканцами?
Игорь Сид: Природа, а может быть, Господь Бог, а может быть, его антагонист, наделили европейскую расу и африканцев‑бантоидов максимально узнаваемым взаимным образом Чужого. Предельная разница в цвете кожи — это так удобно для проявлений ксенофобии... И есть чудесная книга шведского писателя Свена Линдквиста «Уничтожьте всех дикарей». Там раскрывается психологическая основа завоевания нынешнего третьего мира первым. Блага цивилизации автоматически воспринимаются человеком как технологическая возможность подавлять, грабить, унижать — в нашей природе это, к сожалению, заложено.
Но, работая над собой, человек может от этого избавляться. Идейные конструкции могут служить как бы лестницей — для выхода из этого ада вечного взаимного подавления и вражды. И если человек нацелен, например, на мировой коммунизм, встреча с кем-то очень другим вызовет у него только позитивные эмоции и устремления. Поэтому дружба наших людей с жителями африканских стран в советскую эпоху — не просто исторический факт, а огромное достижение.
Я сам дитя этой дружбы. Когда мне было шесть и семь лет, жил в Северной Африке: отец-физик консультировал строительство металлургического комплекса Эль-Хаджар в Алжире.
- Изменилась ли эта ситуация впостсоветское время?
Игорь Сид: Когда в 2000 году мы маленькой командой занялись культурными связями с Африкой и создали портал африканских проектов Africana.ru, к нам вскоре пришёл молодой человек, искренне интересовавшийся Африкой, и несколько лет с нами работал. Он рассказывал, что, не зная, как приблизиться к африканцам, поначалу пошёл к скинхедам: чтобы драться с африканцами — и так с ними познакомиться. Я понял, как правы те историки‑упрощенцы, которые говорят, что война — это разновидность коммуникации.
- Расскажите, пожалуйста, о роли Африки впостроении современных интеллектуальных конструкций.
Игорь Сид: При создании Декларации прав человека использовались не только британские, американские и французские документы, связанные с этой темой, но и опередившие их на четыре-пять столетий тезисы так называемой Манденской хартии, или хартии «Курукан-Фуга», принятой в начале XIII века. Тогдашняя западноафриканская государственная машина (империя Мали) впервые выдвинула правила достойной человеческой жизни. Более древние, казалось бы, европейские и азиатские цивилизации озаботились этим почему-то намного позже.
- Удивительно, но это почти забытый факт. Врусской «Википедии», например, про это вообще ничего не сказано.
Игорь Сид: Поражает гигантский хронологический разрыв между этими родственными феноменами — Манденской хартией и Биллями о правах, то, насколько африканская идея древнее. Но мы — и Россия, и Запад — привыкли считать, что базисные структуры современной цивилизации построены без участия Африки.
Сейчас делается очередная попытка возобновления связей с Африкой, — чему, в частности, была посвящена прошедшая в марте парламентская конференция «Россия — Африка».
- Вернётся ли Россия в Африке на место СССР?
Игорь Сид: Не уверен, что есть возможность вновь занять ту огромную нишу, которую занимал в Африке Советский Союз. Опустевшее место главного экономического партнёра постарался занять Китай, и начал это ещё в 1990‑х. Но я уверен, что мы сможем стать важнейшими партнёрами стран Африки как минимум в культурном и интеллектуальном планах — начиная с образовательной и научной сфер.
- Расскажите, пожалуйста, о первой африканской выставке, в организации которой вы принимали участие.
Игорь Сид: Российский Государственный музей Востока более полувека собирал замечательную коллекцию. Но эти экспонаты никогда не выставлялись: у музея попросту не хватало ресурсов, чтобы издать достойный каталог выставки. Однако новичкам везёт: я переговорил от имени свежесозданного Africana.ru с российским представительством De Beers, и они сразу выделили необходимую сумму. Потом под руководством историка Светланы Берзиной долго шла кропотливая работа по фотографированию экспонатов; каталог готовила дизайнер Полина Вахотина. Выставка «Образы Тропической Африки» прошла осенью 2001 года.
Это была первая выставка африканской коллекции Музея Востока — а также первая и, насколько знаю, единственная помощь De Beers в России африканскому проекту. Корпорация предпочитала помогать нашему балету, опере и тому подобному.
- Существуют ли сейчас российско-африканские культурные проекты?
Игорь Сид: Один из самых необычных проектов, «Африка Пушкина» осуществлён в 2021 году. Его инициировали музыканты — основатель группы «Африканда» Павел Коротков и фольклорист Максим Дмитриенко. Я отвечал за концептуальную часть. Министерство просвещения выделило грант на двухнедельную поездку шести российских деятелей культуры и науки в Сенегал и Гвинею. Но в Гвинее произошёл военный переворот, мы решили не рисковать и взамен отправились в Мали.
Проект получился синкретический и многоплановый. Я называл его «фольклорной экспедицией», музыканты считали «фестивалем». Они сейшенили от души с местными исполнителями, а мы с петербургским филологом и антропологом Светланой Адоньевой читали лекции в университетах. Она — о русском фольклоре, о бытовых ритуалах, я — о «другой антропологии»: теории путешествий, геопоэтике, философии растений. Первая лекция в обеих странах была о том, что этой экспедицией мы осуществляем мечту Пушкина, который был невыездной, — но при этом Африку называл своей.
- Расскажите, пожалуйста, об издательских планах Института путешествий, о«Библиотеке Африкана».
Игорь Сид: Книжную серию «Библиотека Африкана» мы открыли книгой Елены Евиной‑Бартоломеу об Анголе. Далее в планах — публицистический роман сенегальского дипломата о драматической судьбе африканского выпускника Университета Лумумбы, «Алжирский дневник» переводчицы из СССР, монография польской славистки о влиянии Достоевского на творчество южноафриканца Джона Кутзее...
Печатается по: Осуществить мечту Пушкина. Беседа Валерии Ахметьевой с Игорем Сидом // Мир Музея. 2023. № 6. С. 36 – 37.
См. также:
Встретить в Африке рассвет. Беседа Ларисы Плетниковой с Ириной Бакановой // Мир Музея. 2023. № 7. С. 9 – 12.